Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- дать общую характеристику изучаемого преступления, рассмотреть историю развития законодательства.
- изучить объект и объективную сторону преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.
- рассмотреть субъект и субъективную сторону анализируемого преступления.
ВВЕДЕНИЕ.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что неконтролируемое перемещение (движение) указанных видов транспорта создает угрозу общественной безопасности, наступления тяжких последствий, связанных с авариями, катастрофами и человеческими жертвами. Например, при угоне преступниками воздушного судна и несанкционированном пересечении государственной границы создается опасность столкновения воздушных судов, приведения в боеготовность средств ПВО и применения огневых средств сопредельным государством, а при наступлении серьезных последствий - осложнения межгосударственных отношений.
Вышедшее из-под контроля движение судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного состава нарушает нормальную работу этих видов транспорта, создает угрозу общественной безопасности. В этом прежде всего и состоит общественная опасность рассматриваемого преступления. Кроме того, создается угроза жизни и здоровью членов экипажа, водителей, пассажиров. Угоны или захваты этих видов транспорта нередко приводят к авариям и катастрофам. Основным объектом данного преступления является общественная безопасность. Согласно ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 25.07.2002) безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Общественно опасные деяния, ответственность за которые предусмотрена разделом IX УК РФ, посягают лишь на безопасность общества в целом. Дополнительным непосредственным объектом, т.е. тем, которому всегда причиняется вред при посягательстве на основной объект при угоне этих видов транспорта, являются отношения собственности. Факультативным непосредственным объектом, т.е. тем, которому не во всех случаях захвата или угона причиняется вред, могут быть жизнь, здоровье, свобода человека.
Угон либо захват воздушного,
водного судна или
К воздушным суднам относятся любые летательные аппараты независимо от формы собственности (государственные, частные), ведомственной принадлежности (военному или гражданскому ведомству) и целевого назначения (пассажирские, транспортные, санитарные и т.д.): самолеты, вертолеты, дельтапланы, дирижабли, воздушные шары и другие летательные устройства, полет на которых требует соблюдения мер безопасности.
Водное судно - сооружение для перевозки по воде грузов и пассажиров, предназначенное для промышленных, военных, научно-исследовательских и иных целей. Оно может быть морским и речным, самоходным и несамоходным, непосредственно водным, надводным (на воздушной подушке) и подводным.
К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения железнодорожного транспорта: электровозы, локомотивы, вагоны и т.д.
Угон - это завладение
без насилия или с насилием,
неопасным для жизни или
Захват - это завладение без насилия или с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, судном или составом во время их стоянки или во время следования по маршруту.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- дать общую характеристику изучаемого преступления, рассмотреть историю развития законодательства.
- изучить объект и
объективную сторону
- рассмотреть субъект
и субъективную сторону
- проанализировать проблемы
квалификации преступления
1. Общая характеристика преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УКРФ). Развитие законодательства.
Среди преступлений против общественной безопасности особое место занимает угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, ответственность за которое предусмотрена ст. 211 УК. Угон часто сопряжен с гибелью людей, причинением вреда здоровью, материального и иного ущерба, незаконным переходом (перелетом) границы, захватом заложников и т.д.
Общественная опасность угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава определяется тем, что он связан с нарушением установленного порядка пользования воздушным и водным пространством, транспортными коммуникациями, содержит в себе потенциально высокую угрозу жизни и здоровью пассажиров, членов экипажей, иным лицам, может привести к авариями, катастрофам. В 1993 году было зарегистрировано 3 случая угона воздушного судна, в 1994 5, а всеми судами России осуждено по вступившим в законную силу приговорам в 1991 году 3, 1992 - 2, 1993- 12, 1994 -1, 1995 - 1, 6 месяцев 1996 года 3 лица.
Статистические данные об угоне судов воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава в 1997 - 2002 гг. на территории России следующие: в 1997 году - 20 зарегистрированных преступлений, 1998 - 18, 1999 - 10, 2000 - 12, 2001 - 14, в 2002 году - 10
История криминализации этого преступного деяния, а также сходного с ним по объективной стороне угона транспортных средств (ст. 166 УК РФ) выглядит следующим образом. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.04.1973 УК РСФСР был дополнен статьей 213.2 «Угон воздушного судна», помещенной в главу 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения».
В УК РСФСР 1960 года в той же главе 10 уже существовала норма, предусматривающая ответственность за угон - ст. 212.1 «Угон транспортных средств» (введена Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.07.1965). Законом от 01.07.1994 статья 212.1 УК РСФСР была исключена, но в главу V УК РСФСР «Преступления против собственности» была введена статья 148.1 «Неправомерное завладение транспортным средством, лошадью или иным ценным имуществом без цели хищения». От термина «угон» законодатель в данном случае отказался. С 1973 до середины 1994 года в УК РСФСР существовали две уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за угон, и отличались они лишь по предмету преступления - транспортное средство, участвующее в дорожном движении, и воздушное судно.
С середины 1994 года только одно преступление носило название «угон» - ст. 213.2 «Угон воздушного судна». Следует отметить, что в одном из проектов УК РФ оба эти преступления были помещены в одну главу «Транспортные преступления» раздела «Преступления против общественной безопасности». В действующем УК РФ в главе «Преступления против общественной безопасности» вместо ранее существовавшей статьи 213.2 «Угон воздушного судна» УК РСФСР предусмотрена уголовная ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.
В отличие от УК 1960 предмет преступления в новом УК сформулирован более широко. В соответствии с диспозицией ст. 211 предметом являются, во-первых, судно воздушного транспорта, во-вторых, судно водного транспорта и, в-третьих, железнодорожный подвижной состав. К воздушному транспорту относятся любые летательные аппарату, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, мотодельтопланы и т, п.). К категории воздушных судов как предмета анализируемого преступления следует относить и летательные аппараты военно-воздушных сил», МВД, ФСБ и других ведомств. Судно водного транспорта - это морские, речные или озерные суда, используемые для перевозки по воде пассажиров, грузов, багажа, для производства промысла, добычи ископаемых, производства научно - исследовательских, технических, спасательных и других видов работ, в том числе судна на воздушной подушке, подводных крыльях, экранопланы. Под железнодорожным подвижным составом следует понимать механический рельсовый транспорт, за исключением трамвая (локомотивы, вагоны, в том числе и составы метрополитена, платформы, цистерны, краны, дрезины и т. п.). Метрополитен относится к железнодорожному, а не городскому транспорту в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1975 года, когда он был передан в ведение министерства путей сообщения. Ведомственная принадлежность транспорта, а также форма собственности на него для квалификации значения не имеют.
В специальной литературе маломерные морские и речные моторные суда не признавались предметом водно-транспортных преступлений, а относились к транспортным средствам, о которых шла речь в примечании к ст. 211 УК 1960 года (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим транспортными средствами.) 'к. В судебной практике нарушение лицом действующих правил управления маломерными судами, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия квалифицировались по ст. 213 УК 1960 г. (Нарушение действующих на транспорте правил). Такое решение было вынужденным, поскольку субъектом водно-транспортного преступления традиционно считались лица, которые должны были состоять на службе в системе транспорта. Маломерные моторные суда могли находиться в личной собственности и, следовательно, управляться лицами, которые не признавались субъектами преступления, предусматриваемого ст. 85 УК (Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). В целях устранения данного пробела судебная практика и пошла по пути квалификации по ст. 213 УК 1960 г.
В настоящее время положение существенным образом изменилось. Во-первых, нормы о транспортных преступлениях вне зависимости от вида транспорта сосредоточены в одной главе 27 УК. Во-вторых, в собственности отдельных лиц в настоящее время могут находиться не только маломерные моторные суда, но и катера, катамараны, яхты любого водоизмещения, а также планеры, мотодельтапланы, вертолеты и самолеты и т. д.. Следовательно, круг лиц, управляющих такого рода судами и не относящихся к специальным субъектам, значительно расширился. В-третьих, в ст. 268 УК (Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта) прямо указан субъект преступления - любой участник движения, кроме предусмотренных в ст. 263 и 264 УК, где говорится о специальных субъектах. Наконец, в-четвертых, во избежание двойного стандарта необходим единообразный подход к определению транспортных средств.
С учетом указанных обстоятельств к суднам водного транспорта следует относить также и маломерные моторные суда, под которыми в соответствии с примечанием к ст. 110 Кодекса об административных правонарушениях следует понимать самоходные суда с главным двигателем мощностью менее 75 л. с. и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, принадлежащие гражданам моторные суда (независимо от мощности двигателей), а к судам воздушного транспорта - мотодельтапланы, воздушные шары и т. д. Соответствующие рекомендации для следственно - судебных органов желательно дать в постановлении Пленума Верховного Суда РФ. По предмету преступления данный состав отграничивается от неправомерного завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК), где таковым является механическое транспортное средство, не относящееся к железнодорожному, воздушному или водному транспорту.
Представляется разумным обратиться к опыту государств - участников СНГ в решении вопросов об объекте и предмете рассматриваемых преступлений. Во всех уголовных кодексах государств СНГ предусмотрена уголовная ответственность за угон (неправомерное завладение) судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава. Имеются различия по расположению этих норм в Особенной части УК, их названии, определении предмета преступления, вида и срока наказания за эти действия. Так, в УК Республики Беларусь, Республики Узбекистан и Украины норма об угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава помещена в главу «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств», а в УК Республики Таджикистан - в главу «Транспортные преступления».
В иных УК и Модельном кодексе
ответственность за это преступление
предусмотрена в главе «
Практически во всех УК имеются квалифицированные
и особо квалифицированные