Общая характеристика преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть особенности преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
- дать общую характеристику изучаемого преступления, рассмотреть историю развития законодательства.
- изучить объект и объективную сторону преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава.
- рассмотреть субъект и субъективную сторону анализируемого преступления.

Файлы: 1 файл

курсач по терроризму.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2. Объект и объективная сторона преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ)

Непосредственный объект рассматриваемого преступления - отношения, обеспечивающие основы общественной безопасности на воздушном, водном и железнодорожном  транспорте. Дополнительными непосредственными объектами могут быть общественные отношения, обеспечивающие жизнь и здоровье людей, собственность, безопасность движения, экологическую безопасность.

Предметом преступления является судно  воздушного (различные летательные  аппараты, предназначенные для перемещения людей или грузов по воздуху) или водного транспорта (средства, предназначенные для перемещения людей и грузов по воде и относящиеся к категории транспортных судов), железнодорожный подвижной состав (любые машины и механизмы, передвигающиеся по железнодорожным путям с помощью механической силы).

Объективная сторона преступления выражается в совершении одной из двух альтернативных форм активных действий - угоне соответствующего судна или  подвижного состава либо в их захвате  с целью угона. Под угоном следует понимать самовольные ненасильственные действия по уводу судна или состава с места их нахождения. Угон предполагает, во-первых, установление контроля со стороны виновных лиц над судном или подвижным составом и, во-вторых, перемещение судна или состава с того места, где они находились в определенный конкретный момент. Обязательной характеристикой угона является его ненасильственный характер. Обоснованной представляется позиция А. И. Чучаева, который считает, что «насильственный способ установления незаконного контроля над судном не охватывается понятием угона, а является обязательным признаком захвата транспортного средства». Захват является не способом угона, а одним из способов подготовки к угону, который характеризуется своими специфическими признаками и прежде всего насильственным способом совершения преступления. Учитывая, что в этом случае резко повышается общественная опасность содеянного, законодатель придает этому способу подготовки наряду с угоном характер самостоятельного элемента объективной стороны. Иное решение вступает в противоречие с законодательной формулировкой. Закрепление в законе действия и способа его совершения как однопорядковых и самостоятельных явлений не только нелогично, но и вступает в противоречие с требованиями законодательной техники.

Угон транспортного  средства считается оконченным в  момент начала его движения под контролем  захватчика вопреки воле владельца. Если это воздушное судно, то момент окончания преступления приходится на начало отрыва воздушного судна от земли. Захват транспортного средства считается оконченным в момент установления захватчиками над ним фактического контроля. Если транспортное средство находится в движении, то момент окончания преступления приходится на начало схода средства с планового маршрута и движения под контролем захватчиков.

Угон воздушного судна, находящегося на земле, является оконченным преступлением с момента его  взлета независимо от того, предшествовал  ли этому захват судна или нет. В воздухе судно признается угнанным с момента изменения установленного для него маршрута по воле преступника.

Угон водного судна  или железнодорожного подвижного состава, не находящегося в движении, является оконченным с момента приведения их в движение под контролем преступников. Если названные транспортные средства находятся в движении, преступление окончено с момента уклонения от заданного маршрута.

Захват воздушного или  водного судна и железнодорожного подвижного состава представляет собой  установление над ними (насильственного  или ненасильственного) контроля, когда  субъект имеет возможность распоряжения ими в своих целях. Захват чаще всего предшествует угону, но может выступать и как самостоятельный признак объективной стороны преступления, если была цель последующего угона транспортного средства.

При отсутствии цели угона  захват не образует данного преступления. Например, захват судна и объявление пассажиров заложниками квалифицируются, в зависимости от конкретных обстоятельств, по ст. 126 или 127 УК.

Могут иметь место  стадии совершения преступления, если в ходе подготовительных действий или деяний, непосредственно направленных на угон либо захват, развитие преступления было прервано и не доведено до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.

Например, при совершении рейса по маршруту Москва - Брянск С. пытался захватить самолет «Як-40», однако его попытки с применением силы и угроз проникнуть в пилотскую кабину не увенчались успехом и воздушное судно приземлилось в аэропорту назначения, где преступник был задержан.

Таким образом, угоном следует  признавать случаи, когда: а) судно находится без экипажа, состав без машиниста, пассажиров, охраны, б) данные транспортные средства угоняются по договоренности с экипажем, обслуживающим персоналом или охраной и в) вышеуказанные лица по каким - либо причинам не могут повлиять на поведение угонщиков и поэтому занимают пассивную позицию. Осознание или неосознание иными лицами характера поведения угонщиков в момент совершения соответствующих действий для квалификации значения не имеет.

3. Субъект и субъективная сторона анализируемого преступления.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-ти лет.

Субъективная сторона  анализируемого преступления характеризуется  только прямым умыслом. Для захвата  судна или подвижного состава  конститутивным признаком является наличие специальной цели - угона. Захват, не сопровождавшийся угоном, а преследующий иные цели не образует преступления, квалифицируемого по ст. 211 УК. В отношении угона цель не определяется, следовательно, он может совершаться с любыми целями: хищения судна или состава либо находящихся в нем груза или багажа, захвата заложников, незаконного пересечения границы и т. п. Однако эти цели находятся за пределами состава преступления и влияния на квалификацию не оказывают. Причинение вреда собственнику судна, подвижного состава, груза или багажа требует самостоятельной оценки по соответствующим статьям УК. Мотивы деятельности могут быть различными и на квалификацию действий виновных не влияют. Исключением являются лишь случаи, когда виновные лица действуют по антигосударственным мотивам, что влечет за собой квалификацию по соответствующим статьям главы 29 УК.

Субъектом угона судна  воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава  может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В  отличие от состава преступления, предусмотренного ст. 166 (Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) субъектом этого преступления могут быть и члены экипажа, машинисты, которые имеют доступ к транспортному средству в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

4 Проблемы квалификации преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211УК РФ)

Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 2 ст. 211 УК , являются его совершение: 1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»); 2) неоднократно (п. «б»); 3) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»); 4) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «т»). Содержание данных признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков разбоя (ст. 162 УК РФ).

Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого деяния, согласно ч. 3 ст. 211 УК РФ, являются совершение его: 1) организованной группой; 2) с причинением по неосторожности виновного смерти человеку или 3) иных тяжких последствий. Содержание данных особо квалифицирующих признаков в основе совпадает с содержанием аналогичных признаков ранее рассмотренных составов преступлений.

Иными тяжкими последствиями  в данном случае признаются уничтожение  или повреждение транспортных средств, имущества пассажиров, аэродромных, портовых или пристанционных сооружений, наступление аварий, катастроф или  гибели людей, дезорганизация на длительный срок работы транспорта, а также умышленное убийство в процессе угона или захвата транспортного средства.

Умышленное убийство не охватывается признаками данного  преступления и подлежит квалификации по совокупности преступлений (ст. 105 и 211).

Понятие группового преступления дается в ст. 35 УК.

Применение насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия включает различные виды физического либо психического воздействия на лиц, управляющих  транспортным средством, либо на находящихся на транспортном средстве пассажиров с целью преодоления реального либо возможного сопротивления, захвата или угона транспортного средства. Часть 2 ст. 211 включает насилие и угрозу насилия, опасного для жизни и здоровья людей, насилие меньшей степени охватывается ч. 1 ст. 211. Насилие должно быть средством угона, в противном случае основания для применения ч. 2 ст. 211 отсутствуют.

Угроза применения насилия  должна быть реальной. Угроза расправы в будущем не может признаваться в качестве признака преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 211 УК. Не образует угрозы требование поднять, например, самолет в воздух либо изменить маршрут движения морского судна, если оно не сопровождалось ни насилием, ни угрозой его применения. Используемые при угрозе оружие или иные предметы должны быть способными в действительности причинить вред. Применение предметов, не обладающих таким свойством (макет пистолета, пустая граната и т.п.) не дает оснований для квалификации деяния по ч. 2 ст. 211 УК. Вместе с тем запугивание экипажа заявлением о наличии на транспортном средстве взрывного устройства, которое будет приведено в действие при неудовлетворении требований преступников, признается угрозой независимо от того, имеется ли у них такое взрывное устройство в действительности.

Иные тяжкие последствия  предполагают причинение тяжкого или  средней тяжести вреда здоровью нескольким лицам, причинение крупного материального ущерба, дезорганизацию работы транспорта на длительный срок и т.д.

Вина выражается в умысле по отношению к угону либо захвату транспортного средства. По отношению к тяжким последствиям возможны как умысел, так и неосторожность. Гибель людей допускается статьей только в случае, если она причинена по неосторожности.

В судебной практике угон нередко совершается вооруженной бандой, с целью захвата заложников, незаконного пересечения границы и т.д. Во всех этих случаях необходима квалификация по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и соответствующих статей УК, предусматривающих ответственность за данные преступления. При угоне или захвате с целью угона и последующим обращением в пользу виновных или иных лиц судна или подвижного состава содеянное надлежит квалифицировать по совокупности ст. 211 и соответствующих статей главы 21 УК, поскольку в результате действий виновных вред причиняется различным общественным отношениям - собственности и общественной безопасности и это должно найти отражение в квалификации деяния

Для квалификации не имеет  значения находилось ли в момент угона  судно или состав в движении или в месте стоянки (на стоянке в аэропорту или водном порту, на рейде или на курсе, в депо, полете, на станции и т. д.). На ответственность не влияет также и то обстоятельство, кто конкретно управляет судном или составом: угонщики, экипаж или какие - либо иные лица.

Захват - это насильственное установление контроля над воздушным  или водным судном либо железнодорожным  подвижным составом с целью угона. Характер насилия, допустимого при  захвате, ответственность за совершение которого наступает по ч. 1 ст. 211, в законе напрямую не определяется. Однако, сопоставление с этих позиций составов, предусмотренных ч, 1 и ч. 2 ст. 211 позволяет сделать вывод, что насилие, характерное для основного состава преступления не может выходить за пределы, насилия не опасного для жизни или здоровья либо угрозы применения такого насилия, поскольку в противном случае это будет уже квалифицированный вид угона. Под насилием, не опасным для жизни и здоровья в соответствии с сложившейся судебной практикой следует понимать побои, истязания, повреждения, не повлекшие последствий, указанных в ст. 115 УК или другие действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо ограничением его свободы.»«

Психическое насилие - это  угроза причинения любого по характеру  насилия (причинения вреда здоровью или смерти потерпевших, совершения мучительных действий, не повлекших причинение вреда здоровью и т. д.) либо уничтожения или повреждения судна или подвижного состава и т. п. По ч. 1 характер психического насилия определяется лишь насилием, не опасным дли жизни или здоровья. Чаще всего она выражается в словесной форме, в том числе и в неопределенном виде - «пострадаешь, плохо будет». Вместе с тем во всех случаях угроза (психическое насилие) должна носить реальный характер, то есть обстоятельства ее высказывания должны свидетельствовать о готовности виновных немедленно применить физическое насилие в случае отказа потерпевших выполнить какие - либо требования угонщиков. Только при этих условиях угроза может выступать в качестве средства, парализующего возможное сопротивление заложника или иных лиц.

Круг лиц, к которым  применяется соответствующее насилие, достаточно широк и включает в  себя членов экипажа, обслуживающий  персонал, охрану, пассажиров либо любых  иных лиц, которые по тем или иным причинам оказались на транспортном средстве или вблизи от него. Применение насилия или угрозы со стороны виновных осуществляется в целях подавления как имеющегося, так и возможного сопротивления со стороны иных лиц при установлении незаконного контроля над судном или составом. В случаях, когда насилие не является средством захвата судна или подвижного состава в целях угона (например, при захвате заложников после установления контроля над судном или составом), содеянное образует состав иного преступления - захвата заложника, преступлений против личности и т. п. В судебной практике чаще всего встречается угроза применения насилия (угроза совершения взрыва, причинения физического вреда членам экипажа, пассажирам и т. д.). Формы контроля над соответствующим транспортным средством могут быть различными (управление названными средствами самими угонщиками либо членами экипажа, машинистами или пассажирами под руководством виновных лиц),

Весьма сложным вопросом для судебной практики является определение  момента окончания анализируемого преступления. В специальной литературе этот вопрос также не получил однозначного решения. Не вдаваясь в споры, в общей форме можно определить, что угон признается оконченным преступлением с момента изменения точки местонахождения судна или состава, а захват - с момента выхода их из законного владения и установления над ними неправомерного контроля со стороны угонщиков. Изменение точки местонахождения судна или состава связано с началом полета воздушного судна либо началом движения подвижного состава, водного судна или изменением курса судна. Попытка угона или захвата соответствующих транспортных средств квалифицируется как покушение на преступление.

Информация о работе Общая характеристика преступления угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава