Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:19, реферат
Общие начала назначения наказания — это совокупность установленных уголовным законом правил, которыми обязан руководствоваться суд при применении наказания каждому виновному лицу.1
Общие начала назначения наказания иногда именуют основными началами или правилами, а также руководящими принципами при определении наказания. В соответствии со ст. 60 УК общие начала призваны обеспечить назначение лицу справедливого наказания.
Общие положения о назначении наказания
Общие начала назначения наказания — это совокупность установленных уголовным законом правил, которыми обязан руководствоваться суд при применении наказания каждому виновному лицу.1
К общим началам относится назначение наказания:2
с учетом положений Общей части УК;
Указанные требования в совокупности позволяют индивидуализировать наказание.3 Обязанность суда учесть названные начала позволяет ему полнее учитывать все обстоятельства совершения преступления, личность виновного и тем самым ограничивает пределы судейского усмотрения. Учет общих начал является обязательным для суда. Более строгое наказание, чем предусмотрено законом, назначаемое по правилам, совокупности преступлений или приговоров, либо, наоборот, более мягкое наказание, определяемое по правилам ст. 64 УК, суд осуществляет при наличии оснований для их применения. Кроме этих двух начал, являющихся исключением из первого начала, остальные общие правила назначения наказания суд должен учитывать в каждом конкретном случае.
Общие начала назначения наказания позволяют суду применить строгие наказания к лицам, виновным в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, ранее судимым, и, напротив, смягчить наказание лицам, впервые совершившим преступление и способным исправиться без изоляции от общества.
Суд назначает наказание с учетом положений Общей части УК..
К статьям Общей части УК в соответствии с рассматриваемым началом следует обращаться всякий раз, когда вопросы наказаний конкретизированы только в положениях Общей части УК. Как уже отмечалось, суд может назначить осужденному основное наказание, предусмотренное непосредственно санкцией статьи Особенной части УК. Вместе с тем в соответствии со ст. 51 и 55 УК суд вправе определить наказание в виде ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части и в ситуациях, когда эти наказания санкциями статей Особенной части УК прямо не указаны.
Такое право суду предоставлено нормами, закрепленными в Общей части УК. Согласно ст. 51 и 55 УК, суд может вместо исправительных работ назначить ограничение по военной службе, а вместо лишения свободы на срок не свыше 2 лет — содержание в дисциплинарной воинской части.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного может назначаться и в случае, когда оно прямо не предусмотрено санкцией статьи УК, по которой квалифицировано преступление (ст. 47 УК)4. Такое дополнительное наказание, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, вообще не предусмотрено ни в одной из санкций статей Особенной части УК. Правила его применения закреплены в ст. 48 УК, согласно которым суд при осуждении лица за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления вправе лишить его соответствующего звания, чина, наград.
Наказание должно назначаться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Под характером общественной опасности понимается качественная характеристика деяния, определяемая совокупностью факторов и в первую очередь ценностью объекта посягательства, формой вины, вредными последствиями, способом совершения преступления и др.
Характер и степень общественной опасности преступления суд обязан учитывать в каждом конкретном деле. При этом судья должен не абстрактно оценивать характер и степень общественной опасности преступлений вообще, а реального преступления, совершенного определенным лицом. Нельзя признать законным назначение наказания, когда суд в обоснование повышенной степени общественной опасности совершенного осужденным незаконного приобретения для собственного потребления наркотических средств указывает на участившиеся случаи приобретения без цели сбыта этих веществ в городке за последние полгода.
Неправильное применение этого общего начала в приведенном примере состоит в том, что, назначая наказание лицу за совершенное им преступление, суд учел степень общественной опасности не его преступления, а преступлений, осуществленных другими лицами5. Наказание должно назначаться лицу за лично совершенные им деяния, и учитываться должны только те обстоятельства, которые характеризуют его участие, его преступление. Лицо не должно отвечать за Деяния, совершенные другими лицами, что как раз и сделал суд в указанном примере.
В преступлении реализуются конкретные свойства личности виновного6, учет которых является следующим основным началом назначения справедливого наказания. Суд обязан учесть при избрании меры наказания данные о личности виновного. Нарушение этого требования закона является основанием к отмене приговора. Для выбора наиболее целесообразных в целях исправления осужденного средств уголовно-правового характера суду необходимо выяснить отношение осужденного к семье, родственникам, соседям, отношение к труду, обучению, его трудовые навыки и опыт, состояние здоровья, нравственно-психологические установки и т.д.7
Согласно ст. 45 УК в зависимости от порядка назначения все наказания делятся на основные, дополнительные и имеющие двойственную юридическую природу.
Основными являются виды наказаний, которые могут назначаться судом только в качестве самостоятельных и не могут присоединяться к другим наказаниям: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Основной вид наказания может быть назначен судом только в случае, если он прямо закреплен в санкции применяемой статьи Особенной части УК. Исключение из этого правила предусмотрено ст. 64 УК, согласно которой при наличии исключительных смягчающих обстоятельств суд может назначить более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление.
Дополнительные наказания не могут назначаться судом самостоятельно, они присоединяются к основному наказанию, увеличивая таким образом объем правоограничений. К ним законодатель отнес один вид — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
На данное наказание нет указаний ни в одной из санкций статей Особенной части УК. Поэтому суд может лишить специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в случае, если есть такая необходимость за любое тяжкое или особо тяжкое преступление (ст. 48 УК).
К наказаниям, которые способны выполнять роль как основного, так и дополнительного,8 относятся: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы
Для военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту
(т. е. заключившими в письменной форме
контракт о прохождении военной службы
с Министерством обороны России или иным
ведомством, в котором предусмотрена военная
служба Уголовным кодексом 1996 г.9 введено новое наказание
ограничение по военной службе (ст. 51 УК
РФ), которое предусмотрено во многих санкциях
составов преступлений против военной
службы На основании контракта о прохождении
военной службы Министерство обороны
Российской Федерации либо другой федеральный
орган исполнительной власти, в котором
федеральным законом предусмотрена военная
служба, и гражданин принимают на себя
взаимные обязательства и приобретают
права, предусмотренные Федеральными
законами Об обороне О воинской обязанности
и военной службе , О статусе военнослужащих
С, другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации, определяющими
порядок прохождения военной службы и
статус военнослужащих.
Ограничение по военной
службе широко использовалось в отношении
офицерского состава в Вооруженных силах
Советского Союза, хотя законодательно
это не было урегулировано. Рассматриваемый
вид наказания впервые был предусмотрен
в Основах уголовного законодательства
Союза ССР и союзных республик 2 июля 1991
г., не вступивших в силу в связи с распадом
СССР.
Введение подобного
наказания10 в УК РФ
1996 г. вызвало резкие
возражения: Вооружённые силы не место исполнения
наказания для тех, кто служит в них на
профессиональной основе, а потому установление
подобной меры государственного принуждения
аномально для любой системы комплектования
армии, тем более на контрактной основе
Не случайно рассматриваемый вид наказания
фактически не применяется на практике
При этом нарушения
законов армейскими командирами достигли
такого уровня, что впору говорить об эпидемии
офицерской преступности в Вооруженных
силах. В 2008 г. каждый третий генерал был
привлечен к дисциплинарной, административной
или уголовной ответственности. По сравнению
с 2007 г. более чем на треть увеличилось
количество преступлений среди командиров
рангом ниже. Работников армейской юстиции
особенно тревожит рост коррупции в офицерской
среде. Из четырех с лишним тысяч преступлений
они занимают почти половину . По официальным
данным Минобороны, в 2008 г. органы военной
юстиции зафиксировали почти трехкратный
рост коррупционной преступности. Число
злоупотреблений должностными полномочиями
только среди комиссаров и их помощников
за год увеличилось в пять раз.
Всё большую необходимость
потому приобретает увольнение судимых
военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту. Даже условное осуждение
к лишению свободы не препятствует заключению
с осуждённым контракта и прохождению
им военной службы. Уголовное и уголовно-исполнительное
законодательство,
помимо того, изобилует
пробелами в части регламентации исполнения
условного осуждения в отношении осуждённых
военнослужащих .
Содержание данного
вида наказания заключается в ограничении
возможности продвижения по службе, а
также в сокращении денежного довольствия
осужденных военнослужащих. Из денежного
довольствия осужденного к ограничению
по военной службе производятся удержания
в доход государства в размере, установленном
приговором суда, но не свыше 20 %. Определенный
судом размер удержания из денежного довольствия осужденного военнослужащего
исчисляется из должностного оклада, оклада
по воинскому званию, ежемесячных и иных
надбавок и других дополнительных денежных
выплат
Во время отбывания
этого наказания (срок ограничения по
военной службе составляет от трех месяцев
до двух лет) осужденный не может быть
повышен в должности, воинском звании,
а сам срок наказания не засчитывается
в срок выслуги лет для присвоения очередного
воинского звания, хотя включается в общую
выслугу лет. Этот запрет не распространяется
на правительственные награды и квалификационные
категории, если последние предусмотрены
для военнослужащих, проходящихвоенную службупоконт
Таким образом, по своему
карательному содержанию наказание в
виде ограничения по военной службе содержит
элементы таких наказаний, как исправительные
работы и лишение права занимать определённые
должности или заниматься определённой
деятельностью в том смысле, что в течение
срока отбывания наказания осуждённый
военнослужащий не может быть повышен
в должности и воинском звании. Иные ограничения
по военной службе (увольнение осуждённого
военнослужащего со службы, понижение
его в должности или военном звании, лишение
тех или иных льгот и надбавок по военной
службе и т. п.) не входят в содержание данного
наказания и не могут применяться в связи
с его исполнением .
Ограничение по военной
службе не препятствует перемещениям
осужденного, осуществляемым командованием
в порядке служебной необходимости: служебным
командировкам, назначениям на иные воинские
должности и переводам к новому месту
военной службы, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения
наказания в виде ограничения по военной
службе установлен Правилами отбывания
уголовных наказаний осужденными военнослужащими,
утвержденными приказом Министра обороны
РФ от 29 июля 1997 г. № 30212 .
В соответствии с приговором
суда, командиром воинской части издается
приказ, в котором объявляется, на каком
основании и в
течение какого срока
осужденный военнослужащий не представляется
к повышению в должности и присвоению
воинского звания, какой срок ему не засчитывается
в срок выслуги лет для присвоения очередного
воинского звания. Кроме того, указывается,
в каком размере должны производиться
согласно приговору суда удержания в соответствующий
бюджет из денежного довольствия осужденного
военнослужащего в период отбывания им
ограничения по военной службе.
Наказание в виде содержания
в дисциплинарной воинской части (штрафной
части, военно-исправительной части, направления
в дисциплинарный батальон) известно отечественному
уголовному законодательству с 1919 г. Данный
вид наказания относится к числу основных
и назначается в случаях, прямо предусмотренных
санкциями статей Особенной части УК РФ,
устанавливающих ответственность за преступления
против военной службы.
Кроме того, содержание
в дисциплинарной воинской части может
быть назначено и вместо лишения свободы
на срок не свыше двух лет, если характер
преступления и личность виновного позволяют
это сделать. Замена лишения свободы содержанием
в дисциплинарной воинской части осуществляется
судом с указанием об этом в приговоре.
Данная мера устанавливается
на срок от трех месяцев до двух лет, а
в случаях замены им лишения свободы срок
наказания определяется из расчета один
день лишения свободы за один день содержания
в дисциплинарной воинской части.
Содержание в дисциплинарной
воинской части назначается двум категориям
военнослужащих:
проходящим военную
службу по призыву,
проходящим службу
по контракту на должностях рядовых и
сержантов, если они на момент вынесения
судом приговора не отслужили установленного
законом срока службы по призыву
Постоянное развитие
норм о наказании в виде содержания в дисциплинарной
воинской части в течение более чем одного
века приводит некоторых учёных к выводу
об актуальности и о необходимости дальнейшего
развития этого вида наказания .13 Однако право рассматриваемого
вида наказания на существование не раз
подвергалось сомнениям.
От лишения свободы
это наказание отличается не столько фактически,
сколько юридически: осуждённый сохраняет
статус военнослужащего, хотя с существенными
ограничениями в правах
Арест как мера наказания известен российскому уголовному законодательству довольно давно. По Уложению о наказаниях 1845 г. он являлся самым низшим видом лишения свободы и подразделялся по срокам содержания на четыре вида: от трех недель до трех месяцев; от семи дней до трех недель; от трех до семи дней; от одного до трех дней. Порядок его отбытия зависел от сословного положения виновного.14
Так, не освобожденные от телесных наказаний или избавленные от них по особым постановлениям отбывали арест в помещениях при полиции, пользующиеся правами состояния — в тюрьме, дворяне и чиновники (лица, достигшие классных чинов на государственной службе) — при тюрьме, на военной гауптвахте, в собственных квартирах или в домах того служебного ведомства, где они трудились.
Применялся арест за малозначительные преступления — недонесение о богохульстве, самоуправство и др. Из 2043 статей 304 называли арест в качестве санкции. При невозможности применения он заменялся розгами. По Уголовному Уложению 1903 г. арест назначался на срок от одного дня до шести месяцев, а в случаях, оговоренных законом, до одного года. Осужденные содержались в специальных помещениях — арестных домах.
Лица, приговоренные к аресту на срок свыше семи дней, могли по определению суда отбывать его по месту жительства. Офицеры отбывали наказание на гауптвахте. При этом осужденные на срок менее семи дней работали только по желанию, остальные трудились, выбирая себе работу, которая могла быть допущена в арестном помещении.
В первые годы Советской власти термин «арест» употреблялся в ряде декретов, но обозначалось им лишение свободы или самостоятельное наказание — неизвестно. Наука уголовного права по-разному толкует указанное явление. Так, одни ученые полагали, что в большинстве законодательных актов этого периода лишение свободы связывается с принудительными работами, что показывает, что с самого начала Советская власть смотрела на лишение свободы как на меру наказания, сочетающую в себе и задачу подавления, и задачу воспитания трудовой дисциплины. Других видов лишения свободы законодательство этого времени не знало. Как бы то ни было, но Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. 15вслед за Руководящими началами 1919 г. не предусматривал арест как меру уголовного наказания. При обсуждении его проекта была изложена следующая позиция: кратковременный арест как мера перевоспитания и так называемого юридического исправления требует помещения арестованных в одиночные камеры, что неосуществимо. Не было его в виде уголовного наказания и в последующих законодательных актах.
В настоящее время в этом качестве арест впервые включен в систему уголовных наказаний. Уголовно-правовая сущность наказания состоит в содержании осужденного в арестном доме.