Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 13:19, реферат
Общие начала назначения наказания — это совокупность установленных уголовным законом правил, которыми обязан руководствоваться суд при применении наказания каждому виновному лицу.1
Общие начала назначения наказания иногда именуют основными началами или правилами, а также руководящими принципами при определении наказания. В соответствии со ст. 60 УК общие начала призваны обеспечить назначение лицу справедливого наказания.
Наказания, назначаемые военнослужащим , традиционно принято относить к числу специальных наказаний из-за возможности их назначения только военнослужащим, - ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения воинского звания - существенно возрастает, поскольку при их назначении учитывается специфика правового статуса военнослужащего, что способствует более качественному решению вопросов дифференциации и индивидуализации наказания в зависимости от категории совершенного преступления, признаков субъекта и иных обстоятельств. Важное значение имеет также назначение справедливого наказания всем военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений.
Преступление против военной службы 16— это преступление против установленного порядка прохождения военной службы, совершаемое военнослужащими, проходящими военную службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах, в других войсках, воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов (ст. 331 УК). Оно представляет собой деяние (действие или бездействие), характеризующееся едиными для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Общественная опасность преступлений против военной службы характеризуется причинением либо угрозой причинения вреда боеспособности войск.
Их уголовная противоправность проявляется в совершении деяния, предусмотренного специальной гл. 33 УК, а также специальными воинскими законами и иными нормативными актами. Всякое преступление против военной службы нарушает порядок прохождения военной службы. Все диспозиции воинских уголовно-правовых норм, по существу, являются бланкетными,требуют предметного анализа соответствующих нормативных актов (воинских уставов, наставлений, инструкций и т. п.).
Виновность представляет собой психическое отношение преступника к деянию и наступившим последствиям, в преступлениях против военной службы она отражает воинский характер и того, и другого. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, совершает деяние, нарушающее порядок прохождения военной службы, что он причиняет либо создает угрозу причинения вреда боевой готовности войск.
Российское уголовное законодательство не содержит особой системы воинских наказаний. К военнослужащим, совершившим преступления, в том числе против интересов военной службы, применяются в основном те же наказания, что и к другим лицам. Порядок назначения и исполнения всех наказаний урегулирован едиными нормами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
Наказания, применяемые к осужденным военнослужащим, содержатся в общей системе наказаний (ст. 44 УК РФ). Часть из них применяется к военнослужащим на общих основаниях. Назначение других содержит ряд особенностей, обусловленных спецификой военной службы.17 Наконец, уголовное законодательство предусматривает меры государственного принуждения, применяемые только к военнослужащим — специальные виды наказания (воинские наказания).
В полном объеме, без каких-либо изъятий, к осужденным военнослужащим применяются штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Назначение этих наказаний не является безусловным основанием для увольнения, осужденного с военной службы, а их
исполнение возможно в условиях дальнейшего ее прохождения в соответствии с общими нормами уголовно-исполнительного законодательства
Наличие в современном отечественном уголовном законодательстве специальных видов наказаний, применяемых к военнослужащим, является объективной необходимостью, поскольку при их назначении учитывается специфика правового положения военнослужащих, что, в условиях применения к военнослужащим ограниченного круга наказаний по сравнению с иными лицами, способствует наиболее полной реализации принципа справедливости, а также других положений уголовного законодательства.
Проблемы уголовной ответственности военнослужащих и противодействия преступности в армейской среде были подвергнуты серьезной разработке в трудах русских дореволюционных правоведов18
Назначение наказания производится судом в соответствии с главой 10 УК РФ. Военнослужащие, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов являются специальными субъектами и могут нести уголовную ответственность за преступления против военной службы Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность (ст. 42 УК РФ).
Глава 2. Специальные виды наказаний, назначаемые военнослужащим
К военнослужащим, совершившим преступления, УК РФ применяется на общих для всех российских граждан основаниях за некоторыми исключениями, обусловленными спецификой военной службы. Эти исключения относятся, прежде всего, к нормам УК, регламентирующим ответственность за преступления, совершенные вне пределов Российской Федерации, а также к наказаниям, назначаемым военнослужащим, совершившим преступления.
Многообразие современных правоотношений , возникающих между военнослужащими основывается на существующих системах классификации уголовных наказаний и в своей основе базируется на особенностях субъектов, которым они могут назначаться.
Общими считаются наказания, которые могут быть назначены любому лицу, специальными - те, которые применяются лишь к определенному кругу лиц.
Под специальными видами наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим, понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, признанным виновными в совершении преступлений, и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.
Специальные виды уголовного наказания, применяемые к военнослужащим. их числу принадлежат наказания, применяемые только к военнослужащим:, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, арест .
Специальным дополнительным видом наказания в соответствии с п. "в" ст. 44, ч. 3 ст. 45 УК РФ является лишение воинского звания. 19Содержание и сроки основных специальных видов наказаний определены в ст. 51, 54 - 55 УК РФ. Содержание дополнительного специального наказания в виде лишения воинского звания - в ст. 48 УК РФ.
При осуждении к наказаниям, исполняемым в условиях службы, а именно к ограничению по военной службе, аресту и содержании в дисциплинарной воинской части, военнослужащие не утрачивают своего статуса, однако имеются объективные ограничения их правового положения, вытекающие из общего, военного и уголовно-исполнительного законодательства дл я указанной категории лиц.
Целями применения специальных видов наказаний являются:
Как видно из санкций ст. 332—352 УК РФ, определяющих уголовную ответственность за преступления против военной службы, законодатель широко использует применение специальных видов наказаний.
Арест применяется только как основной вид наказания, когда он предусмотрен санкцией статьи Особенной части УК.
Осужденные к аресту должны отбывать наказание по месту осуждения в арестных домах и содержатся в условиях строгой изоляции. На осужденных распространяются условия содержания, установленные для общего режима в тюрьме. 20
Согласно разъяснениям, даваемым в уголовно-исполнительной литературе, арестные дома должны представлять собой помещения тюремного типа с присущими им атрибутами и инфраструктурой, но без рабочих камер. Камеры не должны быть большими: из расчета на одного человека — не менее 2,5 кв. метра жилой площади.
Все категории осужденных (мужчины, женщины, несовершеннолетние) содержатся раздельно, в условиях строгой изоляции. Изолированно от иных категорий лиц содержатся и осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость.
На осужденных к аресту распространяются все правоограничения, установленные уголовно-исполнительным законодательством для лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме: им не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону.
Общеобразовательное и профессионально-техническое обучение и подготовка осужденных не проводятся; передвижение без конвоя не разрешается. Администрация учреждения, исполняющего арест, вправе привлекать их к работам по хозяйственному обслуживанию арестного дома без оплаты, но продолжительностью не более четырех часов в неделю.
Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается; осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья (ст. 154 УИК).
Этот вид наказания устанавливается совершеннолетним на срок от 1 до 6 месяцев, а несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет на срок от 1 до 4 месяцев.
Арест должен назначаться лицам, которые ранее не отбывали наказание в местах лишения свободы и для которых кратковременное пребывание в арестном доме в строгой изоляции от общества окажет мощное «шоковое» воздействие с тем, чтобы предупредить совершение ими преступных деяний в будущем.21
Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора возраста 16 лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ч. 2 ст. 54 УК).
Однако в настоящее время остается спорным вопрос о возможности назначения ареста лицам, достигшим 16-летнего возраста, так как данный вид наказания исключен из системы наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 УК).
2.2 . Содержание в дисциплинарной воинской части
Содержание в дисциплинарной воинской части — наказание, назначаемое военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК).
Данный вид наказания является основным, состоит в отбывании наказания в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах.
В соответствии с Положением о дисциплинарной воинской части (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.06.1997 N 669)22 дисциплинарные воинские части создаются и ликвидируются приказами Министра обороны РФ по представлению командующих войсками военных округов (командующих флотами). Дисциплинарная воинская часть размещается отдельно от других воинских частей гарнизона.
В период отбывания содержания в дисциплинарной воинской части все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия (ч. 3 ст. 156 УИК).
Время отбывания наказания в дисциплинарной воинской части осужденным военнослужащим в общий срок военной службы не засчитывается.
Содержание в дисциплинарной воинской части назначается на следующие сроки: за воинские преступления — от 3 месяцев до 2 лет; за иные преступления — не свыше 2 лет с заменой лишения свободы этим видом наказания.
Ограничение по военной службе(ст. 61 УК, гл. 18 УИК) применяется только в качестве основного наказания. Назначается оно, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК, так как этот вид наказания предусмотрен только в статьях указанной главы. Однако в законе закреплена возможность его назначения и за иные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных за совершение этих деяний соответствующими статьями Особенной части УК.
Данный вид наказания имеет следующие характерные черты: применяется к осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту вместо исправительных работ, указанных в санкции статьи, проходящих военную службу по контракту – в случаях, предусмотренных в санкции статьи за преступления по военной службе.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»23 к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы. Вместе с тем ограничение по военной службе может назначаться лицам, для которых военная служба является профессиональной деятельностью.24