Общие условия предварительного расследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что предварительное расследование составляет основу деятельности следователя, органа дознания и дознавателя. Их деятельность заключается в том, что до направления дела в суд они собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они, доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие и общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации…………………………………………………….5
2. Характеристика конкретных видов преступлений в сфере компьютерной информации…………………………………………..…….....14
3. Способы защиты компьютерной информации от преступных посягательств…………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………..25
Библиографический список…………………………………….……..27

Файлы: 1 файл

УПП Васильев М.В..docx

— 67.54 Кб (Скачать файл)

В случае необходимости продления  срока предварительного следствия  следователь выносит соответствующее  постановление и представляет его  руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения  срока предварительного следствия.

Дознание – это самостоятельная  форма предварительного расследования  преступлений, проводимая по сравнительно небольшому кругу уголовных дел, которая существует параллельно  с предварительным следствием.

Дознание производится в  течение 30 суток со дня возбуждения  уголовного дела. При необходимости  этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Дознание в сокращенной  форме производится в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Дознание в сокращенной  форме производится на основании  ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной  форме и при наличии одновременно следующих условий:

  1. уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей статьи 150 кодекса;
  2. подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
  3. отсутствуют предусмотренные статьей 226.2 кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подследственность как одно из условий предварительного расследования

 

Подследственность можно определить как совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу.

В УПК РФ законодатель выделяет следующие виды подследственности: а) предметную (родовую); б) территориальную (местную); в) персональную (личную); г) альтернативную; д) по связи дел.

Предметная (родовая) подследственность определяется в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления. Статья 151 УПК определяет перечень преступлений, расследование которых относится к ведению того или иного органа предварительного следствия и дознания.

Территориальная (местная) подследственность определяет компетенцию конкретных органов предварительного расследования в пределах обслуживаемой ими территории. Согласно ст. 152 УПК предварительное расследование производится по месту совершения преступления. Если преступление было начато в одном месте, а закончено в другом, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления. В целях обеспечения полноты и объективности расследования и соблюдения процессуальных сроков предварительное расследование может проводиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

Персональная (личная) подследственность определяется в зависимости от субъекта преступления. Так, уголовное дело обо всех преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и иными лицами, указанными в п. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК, расследуются следователями прокуратуры.

Для ряда преступлений, совершенных  в сфере экономики, перечень которых  дан в ч. 5 ст. 151 УПК, установлена альтернативная подследственность, т. е. предварительное следствие по ним может проводиться следователем того органа, который выявил данное преступление.

Подследственность по связи дел определяется ст. 151 УПК. В соответствии с ней расследование некоторых уголовных дел (например, некоторых преступлений против правосудия) осуществляется следователем того органа, к подследственности которого относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

Ягодинский В.Н. сформулировал понятие подследственности следующим образом: «Подследственность - это установленные уголовно-процессуальным законом правила, определяющие полномочия органов дознания и следствия по ведению определенных дел о конкретных преступлениях, в зависимости от их юридических признаков, в целях обеспечения слаженной и планомерной работы по производству предварительного расследования и успешного решения задач уголовного судопроизводства в данной стадии уголовного процесса».

Я считаем, что под подследственностью - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Понятие подследственности связано с понятиями компетенции, подсудности и юрисдикции. Подследственность характеризует отношение между органом расследования и уголовным делом с точки зрения признаков дела (объекта). Этим она отличается от понятия компетенции, относящимся к признакам органа (субъекта). Термин «юрисдикция» используется в УПК РФ применительно к суду и к государству.17

Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд.

Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона и влечет признание полученных доказательств недопустимыми.

Правила подследственности используются также для распределения дел внутри следственных подразделений и подразделений дознания.

Статья 150 УПК РФ определяет, по каким составам преступлений предварительное  следствие производится следователями  следственных органов Следственного  комитета при прокуратуре РФ, а  по каким - также следователями органов  федеральной службы безопасности, органов  по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел.

В статье также определены признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, контрабанды, невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу, который выявил это преступление.18

Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным  следователям, может и орган дознания. Тем не менее, смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить  одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблении должностными полномочиями, о получении и даче взятки, о служебном подлоге и других преступлений, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.19

Персональная подследственность - это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, предварительное следствие по нему производится следователем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ.

Если цель предметного  признака подследственности сводится к установлению конкретного органа предварительного расследования, имеющего права на производство предварительного расследования конкретного уголовного дела, то цель территориального (местного) признака подследственности - определить тот из многочисленных органов предварительного расследования, который обязан его расследовать.

Под территориальным признаком  подследственности принято понимать место совершения преступления, то есть территорию, где было совершено преступление - населенный пункт, район, республика.

Правила о предметной подследственности позволяют распределить все уголовные дела между различными правоохранительными органами, но их явно недостаточно для того, чтобы определить среди множества правоохранительных органов тот, которому надлежит расследовать конкретное уголовное дело. Поэтому правила предметной подследственности необходимо дополнить правилами о территориальной (местной) подследственности.20

Если первые имеют большое  значение в силу того, что при  их помощи распределяются уголовные  дела между различными правоохранительными  органами, занимающими различное положение в их системе, обладающими различной компетенцией при осуществлении уголовного преследования и расследования уголовного дела, используют различный процессуальный порядок, гарантирующий справедливое и быстрое разрешение дел, то вторые иным образом служат осуществлению целей расследования уголовных дел. Благодаря правилам о территориальной (местной) подсудности, вся масса уголовных дел распределяется между органами расследования, наделенными равными правами и процессуальными возможностями.

Для обеспечения качественного  и своевременного процесса расследования  по уголовному делу необходимо определить пространственные пределы действий полномочий конкретного органа предварительного расследования. Правильный выбор места  расследования уголовного дела обеспечивает наибольшее воспитательное воздействие  процесса производства по уголовному делу на его участников, способствует наиболее быстрому и полному рассмотрению дела, обеспечивает максимальное сокращение государственных средств, а также  времени, затрачиваемого на его расследование. Территориальный (местный) признак  подследственности теснейшим образом связан с принципами уголовного процесса, обеспечивая защиту прав и интересов участников уголовного судопроизводства путем непосредственного, полного и быстрого расследования уголовного дела, содействуя, таким образом, достижению назначения уголовного судопроизводства. 21

В соответствии с действующим  законодательством определен район, который должен обслуживать конкретный правоохранительный орган. Границами  района обслуживания для районного  или городского правоохранительного  органа (без районного деления) являются границы муниципальной территории. Территорию можно рассматривать в узком и широком смысле. Если речь идет о расследовании дела районным или городским правоохранительным органом, то в этом случае территория рассматривается в узком смысле. Если речь идет о расследовании дела следственной частью правоохранительного органа субъекта Российской Федерации, то речь идет о территории в широком смысле. В указанном случае границами территории, обслуживаемой правоохранительным органом субъекта Российской Федерации, будут выступать территориальные границы данной области, края, республики, автономной области и т.д[9].

Основным критерием определения  подследственности уголовного дела по территориальному признаку является место совершения преступления. В связи с тем, что по делу может возникнуть множество препятствий для расследования дела по месту совершения преступления, выделяются различные критерии признака территориальной (местной) подследственности. Данные признаки выделяются по аналогии с признаками территориальной подсудности.

В соответствии с положениями  ст. 152 УПК РФ предварительное расследование  производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.22

Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить  одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, о злоупотреблении должностными полномочиями, о получении и даче взятки, о служебном подлоге и других преступлений, перечисленных в ч. 6 ст. 151 УПК РФ, расследуются тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено уголовное дело.

Специальные правила подследственности это те правила, которые позволяют определить подследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовой подследственности нескольких органов предварительного расследования и в законе не имеется указаний на персональную подследственность. Что создает некую проблему опять же и требует процессуального закрепления в УПК РФ.

Правило о подследственности по связи дел содержится в ч.6 ст.151 УПК.

Правило об альтернативной подследственности приводится в ч.5 ст.151 УПК. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление.

Информация о работе Общие условия предварительного расследования