Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:34, отчет по практике
Проблема, решению которой посвящен данный отчет по практике, состоит в том, что раскрыть преступление в настоящее время только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания.
Введение………………………………...……………...………………..…………….…..3
1 Органы дознания…………………………………..…………………………………….5
2 Возбуждение уголовного дела……………………………..…………………………12
2.1 Поводы к возбуждению уголовного дела………………..…………………………12
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела…………..........................................16
Заключение……………………………………………………..………………………...18
Список использованных источников………………………….….………….………....20
Приложение А………………………………………………….....….…………………..21
Приложение Б…………………………………………………..…………………….….23
Приложение В…………………………………………………………..………………..26
Приложение Г…………………………………………………………..………………..28
Оглавление
Введение………………………………...……………..
1 Органы дознания…………………………………..…………………
2 Возбуждение уголовного дела……………………………..…………………………12
2.1 Поводы к возбуждению уголовного дела………………..…………………………12
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела…………......................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………….….………….……
Приложение А………………………………………………….....….………
Приложение Б…………………………………………………..……………………
Приложение В…………………………………………………………..……………
Приложение Г…………………………………………………………..……………
Введение
Я, студентка 3 курса очного отделения юридического факультета Абаканского филиала Современной Гуманитарной Академии, Полякова Оксана Анатольевна, проходила производственную практику с 5 апреля по 25 апреля 2010 года в МУВД «Минусинское» отдел дознания, под руководством начальника отдела дознания, капитана милиции Коротких Андрея Васильевича.
Производственная практика является составной частью учебного процесса. Она проводится в учреждениях государственного управления.
Руководители практики от СГА выдали нам индивидуальные темы и задания для отчёта по практике, которые заключались:
1) в ознакомлении с законами и подзаконными актами;
2) в изучении норм и методов дознания;
3) в изучении процессуально-правового положения дознавателя, характере и порядке совершаемых ими дознавательных действий.
4) в приобретении навыков по составлению процессуальных документов.
Проблема, решению которой посвящен данный отчет по практике, состоит в том, что раскрыть преступление в настоящее время только процессуальным путем невозможно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных органов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных органов, в частности органов следствия и дознания.
Я считаю, что главную задачу по производственной практике я выполнила:
1) я ознакомилась с работай органов дознания и осталась довольна, я не думала, что милиция может так быстро и слажено выполнять свою работу;
2) я присутствовала при допросе подозреваемого, потерпевшего и свидетелей;
3) сама заполняла протокол осмотра вещественных доказательств и карточки для сдачи уголовного дела;
4) выезжала на осмотр места происшествия;
5) участвовала в качестве понятой при производстве обыска;
6) участвовала в качестве статиста на опознании лица подозреваемого в совершении преступлений.
Целью прохождения практики для меня являлись углубление и закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения. В ходе производственной практики, я приобрела навыки, умения и пусть не большой, но опыт работы в правоохранительных органах.
1 Органы дознания
Органами дознания являются правоохранительные органы государства, на которые возлагаются следующие процессуальные задачи:
- производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Формулировка «…а также иные органы исполнительной власти, наделённые полномочиями по оперативно-розыскной деятельности» таит в себе проблему. Во-первых, наличие в УПК РФ норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам (отсылочные нормы), нельзя признать положительным явлением. По смыслу ст. 1 УПК РФ этот Кодекс является единственным основанным на Конституции РФ источником уголовно-процессуального права, значит, в ней обязательны исчерпывающие ответы на все вопросы и о субъектах уголовно-процессуальных правоотношений, и об их содержании. Во-вторых, в числе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, перечень которых установлен ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», имеются и такие, которые к органам дознания отнести никак нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и расследовать его они не наделены и собственной последовательности не имеют. Это оперативные подразделения федеральных органов государственной охраны и Службы внешней разведки Российской Федерации.
Проблемно и общее указание закона на то, что органами дознания являются органы внутренних дел. Эти органы представляют собой звенья единой огромной, подчинённой Министерству внутренних дел РФ системы органов исполнительной власти, осуществляющих свою юрисдикцию на определённой территории (территориальные органы внутренних дел) или же на определённом участке железнодорожного, водного, воздушного путей ( органы внутренних дел на транспорте), а также на режимных объектах (три вертикали системы). Почти в каждое звено входят как милицейские, так и немилицейские службы. Оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел осуществляют милицейские подразделения уголовного розыска, борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями и налоговыми преступлениями, с организованной преступность и др. Поэтому уголовно-процессуальное понятие органа дознания прежде всего, и не без основания, ассоциируется с милицией, которая подразделяется на территориальную и транспортную, на криминальную и милицию общественной безопасности. Каждое милицейское звено осуществляет свою юрисдикцию на определённой территории (район, город, их части, область, край, республика) или на объектах и территории железнодорожного, водного и воздушного транспорта. Эта юрисдикция определяется Законом РСФСР от 18 апреля 1991г. «О милиции» и Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации и детализируется в ведомственных нормативных актах (инструкциях, приказах, наставлениях, уставах), Регулирующих деятельность различных милицейских подразделений.
Причём «в чистом виде» органы милиции функционируют лишь в крупных мегаполисах в виде, как правило, отделений милиции. За этим исключением милиция входит в состав районных и городских отделов внутренних дел, краевых, областных и городских управлений и главных управлений внутренних дел, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, отделов и управлений внутренних дел на транспорте. Эти органы внутренних дел, каждый на своей территории, и являются органом дознания, а Министерство внутренних дел Российской Федерации- орган дознания, чья компетенция распространяется на всю Россию.
Служба в органах внутренних дел вообще и в милиции в частности строится на принципе единоначалия, а требования, предъявляемые к дисциплине, приближены к воинским. Поэтому вся законная власть в органах внутренних дел сосредоточена в руках их начальников- от начальника отделения милиции до министра внутренних дел России. Сказанное относится и к осуществлению функции дознания. Начальник органа внутренних дел полновластен в деле организации как оперативно-розыскной, так и процессуальной деятельности в возглавляемом им государственном учреждении и в первую голову ответствен за состояние дел в этой сфере и перед гражданами и организациями, и в порядке подчинённости («по начальству»), и перед прокурором, осуществляющим надзор за исполнением законов. Но при нынешнем объёме деятельности, о которой идёт речь начальник органа внутренних дел, тем более крупного, не в состоянии ежечасно контролировать её и поэтому делегирует свои полномочия заместителем соответственно их функциональным обязанностям, прежде всего руководителям криминальной милиции общественной безопасности, т.е. основных милицейских служб, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вышеизложенное позволяет предложить, следующее определение: орган внутренних дел как орган дознания- это самостоятельное звено в системе территориальных и транспортных органов государства, входящих в систему МВД России , в лице его руководства, т.е. в лице начальника данного органа (от начальника отделения милиции и райотдела внутренных дел до министра внутренних дел России), а также первых заместителей и заместителей, возглавляющих криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Именно в таком контексте следует понимать определение, содержащееся в п. 17 ст. 5 УПК РФ: начальник органа дознания- должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ.
Последовательность милиции уголовных дел «по линии» дознания законом четко не определена. Но её несложно установить методом вычитания: милиция вправе возбудить уголовное дело и произвести дознание о любом преступлении, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ. Таким образом, на долю криминальной милиции и милиции общественной безопасности приходится подавляющим объём работы по дознанию, отчего данный орган дознания принято называть основным. Изложенное позволяет заключить, что в качестве органа дознания в законе следовало бы указать (как и в УПК РСФСР 1960г.) не органы внутренних дел, а милицию (в лице их подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность). Это способствовало бы более точному пониманию и единообразному применению УПК РФ на практике.
Из содержащегося в ст. 40 УПК РФ перечня органов дознания явствует, что функциями и правомочиями такого наделены, во-первых, руководящие лица (командиры воинских частей, соединений и военных учреждений, начальники пенитенциарных учреждений, капитаны морских судов и начальники зимовок), а во-вторых, государственные органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы, которые с преступлениями определённой категории, как правило, соприкасаются раньше других по роду своей повседневной деятельности. В первом случае эти правомочия персонифицированы Осуществлять их может только конкретный государственный служащий, который в настоящее время занимает соответствующую должность, проще говоря, тот, кто может предъявлять служебное удостоверение личности, подтверждающее эту должность. В тех случаях, когда функциями дознания наделён орган, а не должностное лицо, такой персонификации нет. На практике, сложившейся ещё при применении УПК РСФСР 1960г., в обоих случаях занятые повседневными делами и заботами руководители (начальники), в лице которых были сосредоточены права органа дознания, обычно делегировали часть своих прав и обязанностей юридически подготовленным подчинением, которые выполняли всю необходимую текущую работу по дознанию под контролем начальника или сотрудника специализированных подразделений по дознанию (таковые существуют, в частности, в органах внутренних дел). Они назывались лицами, производящими дознание, и выполняли всю основную работу по собиранию доказательств, производили допросы, очные ставки и другие следственные действия . Но все решения по уголовному делу, которые определяли направления его движения (о возбуждении дела, о предъявлении обвинения, об окончании предварительного расследования), а равно решения о производстве следственных действий, предполагающих применение уголовно-процессуального принуждения ( о задержании подозреваемого, о применении меры пресечения, о производстве обыска, выемки, освидетельствовании и т.п. ), принимались начальником органа или, по крайней мере, по согласованию с ним, с одобрения и согласия последнего.
УПК РФ ввёл в оборот понятие дознавателя, определив его в п.7 ст.5 следующим образом: дознаватель- это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ). Правомочными (по должности) производить дознание являются руководители органов дознания (начальники и их заместители) и штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания может в разовом порядке, делегируя ему свои правомочия, поручить производство дознания своему подчинённому.
Согласно ст.41 УПК РФ на дознавателя начальником органа дознания возлагаются полномочия органа дознания. При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается.
Дознаватель уполномочен:
- самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, санкции прокурора и (или) судебное решение;
- осуществлять иные правомочия, предусмотренные УПК РФ.
Указания прокурора и начальника органа дознания , данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора- вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.
Содержание этой статьи заслуживает пояснений. Заложенные в ней правила, согласно которым полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя и последний не имеет правомочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий, а занимается чисто следственной работой, принципиально новы, причём не только по сравнению с институтом дознания по УПК РСФСР 1960г. Они конструируют существенно иной институт дознания, вкладывая в это понятие совсем другое содержание, нежели то, которое сформировались исторически и признаками которого являются следующие положения:
-дознание есть «мало-бумажное» полицейское расследование преступлений «по горячим следам», сильной стороной которого является сосредоточение в одних руках оперативно-розыскных, административно- правовых и уголовно-процессуальных средств и возможностей.
- субъектом правоотношений с гражданами и организациями в сфере дознания, ответственным за все просчёты, ошибки и злоупотребления в этой сфере и за причинённый вред является орган дознания как таковой в лице его руководителя , а также конкретное должностное лицо , производящее дознание,- лишь исполнитель поручений последнего. Теперь же в силу законоположения ч.1 ст.41 УПК РФ , согласно которому полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя, означает наличие органа дознания внутри органа дознания, причём с чисто следственным характером деятельности.