Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 17:34, отчет по практике
Проблема, решению которой посвящен данный отчет по практике, состоит в том, что раскрыть преступление в настоящее время только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания.
Введение………………………………...……………...………………..…………….…..3
1 Органы дознания…………………………………..…………………………………….5
2 Возбуждение уголовного дела……………………………..…………………………12
2.1 Поводы к возбуждению уголовного дела………………..…………………………12
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела…………..........................................16
Заключение……………………………………………………..………………………...18
Список использованных источников………………………….….………….………....20
Приложение А………………………………………………….....….…………………..21
Приложение Б…………………………………………………..…………………….….23
Приложение В…………………………………………………………..………………..26
Приложение Г…………………………………………………………..………………..28
Руководитель органа дознания несёт персональную ответственность за эффективность противодействия преступности в рамках юрисдикции данного органа. Он вправе в любой момент лично скорректировать направленность и содержание дознания, усилить его оперативно-розыскное обеспечение, изъять уголовное дело у дознавателя и принять его к своему производству или поручить другому дознавателю либо группе дознавателей, а также предписать производство любого дополнительного процессуального действия или принятие мер процессуального принуждения и т.д. Для дознавателя эти предписания обязательны. Ответственность за результативность дознания , а равно за ошибки , допущенные при этом , вплоть , до трагических , тоже несёт в первую очередь руководитель органа дознания и лишь во вторую, в порядке регресса,- дознаватель.
С этих же позиций следует рассматривать и фигуру начальника подразделения дознания, который фактически существовал и раньше в специализированных подразделениях дознания в органах внутренних дел и некоторых других органах, выполняя организационно-
Формирование современного институтам дознания по образу и подобию предварительного следствия- явление необычайно путанное. В нём организационно-управленческое внутриучрежденческие отношения в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД) и именно в этой связи управомоченных на производство дознания, искусственно превращены в юстиционные. В результате ОРД оказалась ни при чём, а дознание как предельно напряжённая работа по горячим следам тяжких и особо тяжких преступлений с круглосуточным исполнением всех средств, которыми располагает милиция, в том числе и процессуальных, стало отмирать.
Между тем история обычно не прощает умозрительных предприятий в правоохранительной сфере, потому что это не художественное творчество, где сюжет может быть продуман самим автором.
2 Возбуждение уголовного дела
Возбуждение уголовного дела в российском уголовном судопроизводстве- первая относительно обособленная его часть (стадия), в которой решается задача установления наличия или отсутствия законного повода и основания для начала производства по такому делу (делу о преступлении).
2.1 Поводы к возбуждению уголовного дела
Повод к возбуждению уголовного дела- это предусмотренный законом (УПК РФ) источник информации, из которого органу дознания становится известно о готовящемся, совершаемом или совершённом преступлении.
Их перечень приводится непосредственно в законе (ч.1 ст. 140 УПК РФ). Здесь названы: во-первых, два определённых повода – заявление о преступлении и явка с повинной. А во-вторых, сформулировано обобщающее положение, охватывающее практически все возможные ситуации, когда правоохранительный орган получает относящуюся к его уголовно-процессуальной компетенции информацию- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении.
Заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела представляет из себя устное или письменное обращение физического лица в правоохранительный орган с информацией о готовящемся или совершённом преступлении и сопровождается просьбой принять необходимые меры: виновного установить, розыскать и привлечь к уголовной ответственности и наказать, обеспечив возмещение причинённого ущерба. По делам частного и частнопубличного обвинения заявление обязательно должно содержать ясно выраженную просьбу о привлечении к уголовной ответственности, без чего оно не имеет значения к возбуждению уголовного процесса.
Статья 141 УПК РФ предусматривает несколько различных ситуаций , связанных с заявлением о преступлении. Когда такое заявление сделано в письменном виде, то независимо от способа доставки в правоохранительный орган оно должно быть принято, зарегистрировано, учтено, а затем рассмотрено и разрешено. В органах внутренних дел, которые со своими круглосуточно функционирующими дежурными частями несут на своих плечах основную тяжесть работы, она регламентируется Инструкцией о порядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ сообщений о преступлениях и другой информации о правонарушениях (утверждена приказом МВД СССР от 13 марта 2003г. №158). Для разъяснения гражданам порядка приёма и разрешения сообщений о преступлениях в местах, допустимых для посетителей органов внутренних дел, должны быть размещены письменные носители информации об основных положениях названной Инструкции, а также сведения о номерах служебных телефонов и об адресах должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законности. Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления принимаются в любом органе внутренних дел и регистрируются по установленным правилам делопроизводства.
Письменные заявления регистрируются в Книге учёта сообщений о преступлениях (КУС) дежурной части органа внутренних дел. Если сообщение о преступлении поступили в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с его регистрацией в названной Книге оперативный дежурный орган обязан оформить талон-уведомление и вручить его заявителю. Ответственность за соблюдение законности при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях несёт начальник органа внутренних дел или лицо, его замещающее.
Когда заявление сделано устно лицом, прибывшим в правоохранительный орган, оно заносится в особый протокол. Когда заявление о преступлении сделано при производстве следственного действия, например на допросе, оно заносится в протокол данного следственного действия или протокол судебного заседания. Если заявление сделано устно, причём заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (например, в больнице), сотрудником правоохранительного органа, выслушавшего заявителя, по этому поводу должен быть составлен рапорт.
Анонимные заявления поводом к возбуждению уголовного дела служить не могут. Однако сказанное вовсе не означает, что никем не подписанное сообщение о готовящемся, совершённом или несовершённом преступлении вообще должно быть оставлено безо всякого внимания со стороны правоохранительных органов. Отреагировать на подобную письменную информацию, равно как и на сигнал о преступлении, обязан орган дознания, прежде всего милиция. Анонимные заявления, поступившие в орган внутренних дел по почте, в которых содержаться признаки совершённого или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения этого органа для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности (п. 28 Инструкции о правопорядке приёма, регистрации и разрешения в органах внутренних дел сообщений о преступлениях). В случае подтверждения по результатам проверки должны быть приняты соответствующие меры, а именно: а) готовящееся преступление, например акт терроризма, предотвращено; б) начатое, но ещё не оконченное преступление пресечено. А когда преступление уже совершено, орган дознания обязан закрепить его следы, иначе говоря, обеспечить охрану места происшествия, сохранность предметов и документов, имеющих значение для дела, а также установить очевидцев преступления и принять все возможные оперативно-розыскные меры к раскрытию преступления, установлению подозреваемого и его задержанию и лишь потом заняться оформительской работой по возбуждению уголовного дела. Поводом же к возбуждению уголовного дела в подобных типичных ситуациях будет служить заявление, автор которого, может быть, так и не установлен, а сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п.3 ч.1 ст.140 УПК РФ).
Второй повод к возбуждению уголовного дела- явка с повинной. Заявление о явке с повинной определяется как добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении (ч. 1 ст. 142 УПК РФ). Оно может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается явившимся с повинной и дознавателем или следователем. Явка с повинной служит особым обязательством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК РФ). Ею можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, вообще неизвестного правоохранительным органам, иначе говоря, незарегистрированного, или же преступления известного, но не раскрытого, когда лицо его совершившее, не установлено следственным путём и в деле нет подозреваемого, ни обвиняемого. Не может называться явкой с повинной заявление о совершенном преступлении, с которым обратился гражданин, пусть ещё не привлечённый в качестве обвиняемого. Если заявление о явке с повинной само по себе содержит достаточное основание для возбуждения уголовного дела и не требует доследственной проверки, такое дело должно быть возбуждено безотлагательно, а явившийся с повинной, если он задержан или арестован, должен быть допрошен в качестве подозреваемого. Как первоисточник важнейших сведений о преступлении, сообщаемых лицом, данное преступление совершившим, собственноручно написанное или протокольно зафиксированное заявление о явке с повинной в судебном доказывании по уголовному делу признается самостоятельным документальным доказательством, предусмотренным (п. 6 ч. 2 ст. 74 и ст. 84 УПК РФ).
Третий повод для возбуждения уголовного дела- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (п.3 ч.1 ст. 140 УПК РФ).- охватывает все остальные случаи, когда правоохранительному органу, управомоченному на возбуждение уголовного дела,- органу дознания, следователю,- становится известно о деянии, предусмотренном Особенной частью УК РФ. Согласно ст. 143 УПК РФ такое сообщение принимается лицом, получившим данное сообщение, о чём составляется рапорт об обнаружении признаков преступления .Рапорт призван служить самым первым процессуальным документом, открывающим стадию уголовного дела в тех случаях, когда извне не поступило никакого другого документального источника информации о преступлении., иначе говоря, когда орган дознания или следователь признаки такого преступления обнаружили сами, непосредственно в процессе осуществления своих повседневных правоохранительных функций. Здесь прежде всего имеется в виду милицейская деятельность, осуществляемая круглосуточно в самой гуще населения различными службами органов внутренних дел, наделёнными административными и оперативно-розыскными полномочиями: дежурная часть, патрульно-постовая служба, государственная инспекция безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные, уголовный розыск и другие службы, ежедневно и ежечасно первыми сталкиваются с уголовным миром. Сообщения, иначе говоря, информация, получаемая ими непосредственно,- один из основных поводов для возбуждения уголовного дела, который фиксируется рапортом сотрудника милиции.
2.2 Основания для возбуждения уголовного дела
Согласно ч.2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Для возбуждения уголовного дела не обязательно наличие данных о том, кто совершил преступление; на данных момент они могут отсутствовать полностью; необходимы лишь такие данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления; например обнаружение на трупе человека следы насильственной смерти свидетельствуют об убийстве, а следы взлома сейфа- о краже находившихся там денег или ценностей. С позиции уголовно-правового учения о составе преступления это означает, что основания к возбуждению уголовного дела образуют фактические данные, относящиеся к объекту и объективной стороне состава.
Закон говорит не о факте преступления, а о достаточных данных, указывающих на его признаки. Поэтому при обнаружении трупа со следами насильственной смерти уголовное дело подлежит возбуждению по факту обнаружения трупа, который (факт) содержит признаки убийства, но не по факту убийства. При обнаружении факта взлома сейфа, где хранились деньги, уголовное дело подлежит возбуждению по факту взлома, содержащего признаки кражи с незаконным проникновением в хранилище , но не по факту кражи, установить который предстоит следствию, а затем суду. Словом, для возбуждения уголовного дела требуется не факт преступления, а лишь обоснованное предположение о его существовании, которое базируется на фактах- признаках. Это положение также имеет важное значение для правильного понимания сущности досудебного производства по уголовным делам по российскому законодательству. Уголовное дело возбуждается не тогда, когда событие преступления установлено, а для того чтобы удостовериться, что оно имело место, но непременно при наличии определённых конкретных указаний не только на существование самого происшествия, но и на его преступный характер.
Причём составы некоторых преступлений сконструированы таким образом, что их фактические обстоятельства, относятся к объективной стороне, органически связаны с конкретным лицом, что обусловлено самим характером преступления. Нельзя, например располагать сведениями о взятке и не иметь сведений о том, кто является взяткодателем и взяткополучателем. Без таких сведений нельзя говорить и о самом событии преступления, т.е. о его объективных характеристиках. Если повод к возбуждению содержит определённые указания на виновное лицо, уголовное дело возбуждается в отношении данного лица (или против данного лица), которое с этого момента становится подозреваемым в уголовном судопроизводстве, наделены всеми правами стороны (ст. 46 УПК РФ).Таким образом, в подобных случаях момент возбуждения уголовного дела и начало уголовного преследования совпадают.