Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 13:31, курсовая работа
Цель работы – изучение темы уголовно-правовых мер борьбы с бандитизмом как с российской, так и с зарубежной точек зрения.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Определить понятия бандитизм в историческом аспекте;
2. Выявить основную проблему уголовно-правовых мер борьбы с бандитизмом в современных условиях;
3. Показать пути решения выявленных проблем уголовно-правовых мер борьбы с бандитизмом;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Уголовно-правовая характеристика бандитизма:
исторические тенденции и современные реалии…………………………….5
1.1 История развития уголовной ответственности за бандитизм………….5
1.2 Объективные признаки бандитизма…………………………………….17
1.3 Субъективные признаки бандитизма………………….………………..25
Глава 2. Основные направления предупреждения бандитизма….………..36
2.1. Развитие законодательства по борьбе
с современным бандитизмом…………………………………………...36
2.2. Меры общесоциального характера ……………………………………51
2.3. Меры специально-криминологического характера…………………..53
Заключение …………………………………………………………………...57
Литература…….……………………………………………………………...59
Криминализация общественных отношений на сегодняшний день становится серьезной преградой стабилизации общества. «После мировых и крупных региональных войн преступность является самой большой опасностью для человека, его демократического, экономического, социального, санитарного, экологического, научно-технического и международного развития. Надежда на построение бесклассового, бесконфликтного, беспреступного общества рухнула, как и не сбылись предположения умеренных криминологов о снижении преступности в связи с экономическим, социальным и технологическим развитием»
Чтобы взять криминальную ситуацию под контроль, государству необходимо последовательно реализовывать адекватную криминальным угрозам уголовно-правовую политику борьбы с преступностью, одним из важнейших направлений которой является предупреждение преступлений.
Особая роль государства в противодействии преступности обусловлена самой природой его социального предназначения. Как политическая организация общества оно располагает на федеральном и региональном уровнях соответствующими властными полномочиями, имеет в своем распоряжении социальные, культурно-воспитательные, принудительные, а также другие средства борьбы с преступностью и несет перед гражданами обязанность надежно защищать их от противоправных посягательств36.
Способность предупреждать преступления со стороны тех, кто еще их не совершил, возможно является наиболее важным свойством уголовного наказания и уголовной ответственности в целом, благодаря которому государству удается поддерживать порядок в обществе. Хотя общее предупреждение (общая превенция) также является и функцией имманентно присущей всему механизму уголовной ответственности, из этого не следует, что все его элементы всегда имеют одинаковые общепревентивный потенциал и эффективность37.
По мнению В. В. Лунеева, преступность есть непреходящий и увеличивающийся продукт современного человеческого общества. Но это не означает, что она не поддается социальному воздействию, не подчинена в определенной мере социальному контролю, что ее нельзя несколько минимизировать и гуманизировать, что бесполезны общесоциальные и специально-криминологические меры ее предупреждения. Будучи несомненной патологией, она в определенных пределах может контролироваться государством и обществом38.
Существенным условием успешного предупреждения преступности в стране является правовое обеспечение соответствующей деятельности, то есть закрепление в законе и иных нормативных актах требований и положения, способствующих реализации этой важной государственной задачи .
Прежде всего, правовое регулирование осуществляется на федеральном уровне. Закон РФ «О безопасности», принятый в 1992 г., рассматривает последнюю как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (ст. I).
Дальнейшее развитие понятие безопасность получило в Концепции национальной безопасности, которая под ней понимала безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. В Концепции особо отмечалось отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, ч, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению организованной преступности.
Масштабные социально-экономические преобразования не могли не повлечь за собой серьезные изменения в системе правового регулирования. предупреждения преступлений. На смену Концепции национальной безопасности пришла Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. , которая на сегодняшний день является важнейшим политико-правовым документом, определяющим систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, состояние национальной безопасности и показатели устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.
Стратегия оперирует понятием «национальная безопасность», понимая под ним состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (п. 6). Как мы видим в данном определении за основу было взято понятие безопасность, зафиксированное в Законе РФ «О безопасности».
Системный анализ стратегических приоритетов национальной безопасности (п. п. 23 - 24 Стратегии) позволяет утверждать о признании в качестве основных приоритетов национальной обороны, государственной и общественной безопасности
2.3. Меры специально-
Специально-криминологические стратегии борьбы с бандитизмом - это специализированная целенаправленная деятельность государственных и негосударственных органов, а также отдельных лиц по устранению или нейтрализации непосредственных криминогенных условий как в сфере формирования личности, так и в сфере обстоятельств, обусловливающих совершение бандитизма.
В реализации специально-криминологической стратегии борьбы с бандитизмом уголовно-правовые меры (к ним следует отнести совершенствование законодательной и правоприменительной деятельности, назначения и исполнения наказания) занимают доминирующее положение. Наличие эффективно работающего уголовно-правового запрета позволяет сдерживать преступность уже на ранней стадии. Между тем существующая регламентация уголовно-правовых средств борьбы с бандитизмом далека от совершенства, результативность их применения крайне
низка, что свидетельствует о серьезных просчетах, допущенных законодателем.
Системный анализ норм УК РФ, предусматривающих ответственность за сходные деяния, заключающиеся в организационной деятельности каких-либо объединений или групп лиц, такие как организация преступного сообщества (ст. 210), организация незаконного вооруженного формирования (ст. 208), организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 и 282.1), подтверждает этот вывод. Ни одна из перечисленных статей не содержит такой формы, как участие в преступлениях, совершаемых этими объединениями, а только предусматривает совершение деяний в форме создания, руководства или участия в такой преступной группе. Представляется, что такая форма бандитизма, как «участие в бандитском нападении» подлежит декриминализации как не соответствующая концепции уголовного законодательства и позволяющая привлекать к уголовной ответственности лицо дважды за одно и то же деяние. В действующем законе подход к криминализации сходных общественно опасных деяний не является единым, что недопустимо.
Анализ объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 209 УК РФ, убеждает в том, что уголовный закон регламентирует ответственность не за бандитизм, а за создание банды, руководство бандой, участие в банде, которые можно охарактеризовать единым термином «организация банды». Поэтому предлагается вынести этот термин в заголовок рассматриваемой статьи, как это сделано в ст. 208, 210, 239, 282.1 УК РФ, сходных по конструкции.
Кроме того, результаты проведенного криминологического исследования показали, что банда зачастую представляет собой преступное сообщество (преступную организацию), что свидетельствует о несоответствии ее законодательной дефиниции криминогенным реалиям и потребностям борьбы с организованной преступностью. Указанное обстоятельство порождает дискуссии о конкуренции ст. 209 и 210 УК РФ и проблемы применения их на практике2. Для разрешения этого вопроса представляется целесообразным в ст. 209 УК РФ криминализировать создание вооруженных преступных сообществ (преступных организаций) и расширить понятие банды.
Результативность борьбы с бандитизмом предопределяется санкциями, установленными ст. 209 УК РФ, и практикой их применения. Необходимо отметить, что санкции не конструируются ни произвольно, ни чисто эмпирически, производны от качественных особенностей преступления, признаки состава которого закреплены в диспозиции, а предусмотренные ими меры наказания должны максимально соответствовать задачам охраны правопорядка и предупреждения преступлений. Рассматривая с этих позиций санкции, содержащиеся в различных частях ст. 209 УК РФ, следует отметить, что они недостаточно адекватно учитывают общественную опасность данного деяния.
Изучение зарубежного законодательства в части ответственности за создание вооруженных групп, объединений, а равно за участие в них свидетельствует о том, что российская регламентация уголовной ответственности за указанный вид преступлений является максимально строгой. Следует отметить стабильность верхних и нижних границ наказания за бандитизм на протяжении всей истории существования уголовного законодательства до 1996 г. Так, минимальный предел в три года и максимальный в пятнадцать лет лишения свободы (либо смертная казнь) был установлен еще Уголовным кодексом 1926 г. Кроме того, анализируя санкции ст. 210 УК РФ, необходимо отметить, что они значительно лояльнее, что так же свидетельствует о неадекватности верхних и нижних границ наказания за организацию банды, так как согласно действующему законодательству это менее опасная форма соучастия. Представляется, что определение размеров санкции ст. 209 УК РФ не было продумано и обосновано и не соответствует общественной опасности этого деяния.
В целях совершенствования правоприменительной деятельности, направленной на борьбу с бандитизмом, необходимо принятие нового постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о бандитизме». Оно должно быть посвящено не только проблемам квалификации, связанным с определением признаков состава ст. 209 УК РФ, но и вопросам разграничения ст. 209 УК РФ со смежными нормами, проблемам квалификации преступлений, совершаемых бандами по совокупности со ст. 209 УК РФ, и особенностям назначения наказания как за организацию банды и участие в ней, так и по совокупности преступлений, совершаемых бандами.
Заключение.
Проведенные отечественными юристами широкомасштабные исследования внесли неоспоримый вклад в формирование эффективных стратегий, направленных на совершенствование уголовного законодательства и снижение уровня бандитизма в России. Однако большинство научных изысканий ориентировано на выявление региональных особенностей бандитизма либо освещают криминологические аспекты его профилактики. Из поля зрения правоведов ускользнул вопрос о том, насколько существующее понимание «банды» и «бандитизма» соответствует фактическому положению вещей, а также средства преодоления возможных коллизий – юридической сути тематики отграничения бандитизма от сходных по признакам составов преступлений. Практически все научные разработки истоков уголовно-правовой характеристики бандитизма лишь фрагментарно затрагивают этот вопрос.
Анализируя признаки объекта бандитизма, следует отметить неоднозначность трактовки содержания общественной безопасности в юридической литературе и тот факт, что методологически верное решение вопроса о содержании общественной безопасности как основного непосредственного объекта бандитизма может быть найдено лишь в дифференцированном подходе к понятиям общественной безопасности и общественного порядка. Выделение общественного порядка в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны нецелесообразно. Общественная безопасность как непосредственный объект бандитизма представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. В тех случаях, когда безопасность в отдельных сферах жизнедеятельности оказывается регламентированной на уровне УК РФ, она приобретает характер нормативно установленных правил поведения, соотносимых уже со статусом общественного порядка. В силу этого, практическое значение имеет лишь разграничение отношений по обеспечению общественной безопасности на общие (базисные) и отношения безопасности в отдельных сферах общественной жизни.
В силу особенностей современного бандитизма исключительное значение приобретают совершенствование деятельности специальных структур по борьбе с организованной преступностью, адекватное ведение оперативно-розыскной работы и ее негласных методов. Представляется необходимым установить в Общей части УК РФ норму, соответствующую положению ст. 39 УК РФ о возможности исключения уголовной ответственности внедренного в криминальную среду лица, вынужденно совершившего преступление, кроме особо тяжкого и тяжкого против жизни и здоровья, если оно действовало по специальному предусмотренному законом заданию управомоченных правоохранительных органов.
Литература.
Информация о работе Основные направления предупреждения бандитизма