Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:27, курсовая работа
Дознание,–это деятельность некоторых административных органов государства, вытекающая из задачи предупреждения, пресечения и обеспечения раскрытия преступлений, выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно их назначением, а для других–особыми условиями, в которых они находятся, н заключающаяся в проверке по полученным сообщениям и заявлениям наличия событий преступлений н в выявлении обстоятельств, препятствующих возникновению уголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения по уголовному делу предварительного следствия путем производства неотложных следственных действий1.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ
ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 4
Дознание по делам, по которым
обязательно производство предварительного следствия 11
2.1. Дознание в Российской милиции 13
2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте 15
2.3. Дознание в органах государственной безопасности 17
2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях 18
2.5. Дознание в органах государственного пожарного надзора 18
2.6. Дознание в органах пограничной охраны 22
2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнем
плавании 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Как показывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственные действия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. В связи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобы дела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутренних дел, возбуждались в основном ими. Соответственно милиция при обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, должна немедленно уведомить об этом начальника следственного подразделения, чтобы осмотр места происшествия, возбуждение уголовного дела и другие неотложные следственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такой возможности все эти действия совершаются работниками милиции, производящими дознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий. В случае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзя рассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.
Производство дознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная от всех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только с производством предварительного следствия, но и с оперативно - разыскной, а также с административной деятельностью милиции. Эффективность результатов дознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указанная взаимосвязь. При этом необходимо строжайшим образом соблюдать социалистическую законность, каждое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуального закона.8
2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте
Органом дознания в Российской Армии
и Военно-Морском Флоте
Назначение дознавателей не лишает командира части права в случае, когда он признает это необходимым, поручить производство дознания по конкретному делу любому из офицеров части. На время производства дознания дознаватель освобождается от выполнения прямых служебных обязанностей.
Командир части как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет право возбуждать дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения.
Получив сообщение о совершенном преступлении, командир части:
1) выносит постановление о возбуждении дознания и поручает производство последнего конкретному дознавателю;
2) немедленно сообщает о возбужденном дознании военному прокурору. Дознаватель, которому поручено расследование, выносит постановление о принятии дознания к своему производству. Не имея распоряжения командира части и не приняв дознание к своему производству, дознаватель не может приступить к расследованию дела.
На органы дознания возлагается
обязанность принятия всех необходимых
мер, предусмотренных уголовно-
При производстве дознания должны быть выявлены причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и своевременно приняты меры по их устранению, а также по предупреждению преступлений.
В случае совершения преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, командир части обязан поступить в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.
Уголовное дело должно быть возбуждено в день обнаружения преступления. Установленные в УПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром части постановления о возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, срок производства дознания не может превышать 10 суток со дня возбуждения дела.
Дознаватель не может производить дознание и подлежит отводу при наличии оснований, указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим основание к отводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда дознаватель является начальником по службе или подчиненным лица, в отношении которого назначено дознание; б) когда будут установлены обстоятельства, указывающие на необъективное ведение им дознания.
Руководство дознанием осуществляет командир части. Назначив дознавателя, он обязан дать ему указание о том, что именно подлежит выяснению и в каком объеме; какие следственные действия необходимо провести и когда должно быть закончено дознание.
Надзор за точным исполнением законов при производстве дознания осуществляет военный прокурор, курирующий данную часть. Его указания для органа дознания являются обязательными. Если возникает несогласие, эти указания могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, но согласно ст. 212 УПК обжалование не приостанавливает их исполнения.
Прокурору могут приноситься жалобы на действия органов дознания и дознавателя, но подача их не приостанавливает исполнения обжалуемых действий впредь до разрешения жалобы. Орган дознания или дознаватель могут приостановить свои действия сами, если признают это необходимым.
Дознаватель обязан:
– составить план расследования и производить дознание в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона республики, на территории которой производится дознание;
– руководствоваться Уголовным кодексом республики, на территории которой совершено преступление;
- при производстве дознания
принимать все предусмотренные
законом меры для
– не разглашать материалы дознания;
– докладывать командиру части о всех выявленных в процессе дознания нарушениях законов, уставов, приказов, постановлений, а также других нарушениях в организации службы, способствовавших совершению преступления или чрезвычайного происшествия, для принятия мер по их устранению;
– принимать активное участие в работе по предупреждению нарушений среди военнослужащих, разъяснять личному составу советские законы.
Дознаватель при производстве дознания имеет право:
– производить допросы
– производить в расположении части осмотр необходимых документов и получать подлинники или копии их для приобщения к дознанию;
– по делам, по которым предварительное следствие необязательно, самостоятельно принимать решения об объеме и последовательности производства необходимых следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и нести полную ответственность за их законное и своевременное проведение;
– докладывать непосредственно командиру части вопросы, связанные с производством дознания.9
2.3. Дознание в органах государственной безопасности
Согласно п. 3 ст. 117 УПК РСФСР органы государственной, безопасности наделены правами и обязанностями органа дознания по делам, отнесенным законом к их ведению.
Ст. 126 УПК РСФСР, устанавливающая обязательность предварительного следствия и подслсдственность, относит к ведению органов государственной безопасности расследование следующих категорий уголовных дел: уголовные дела о государственных преступлениях, предусмотренные, ст. ст. 64–70 (измена Родине, шпионаж, террористический акт, террористический акт против представителя иностранного государства, диверсия, вредительство, антисоветская агитация и пропаганда), ст. 72 (организационная деятельность, направленная па совершение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации), ст. 73 (особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся), ст. 75 (разглашение государственной тайны), ст. 76 (утрата документов, содержащих государственную тайну), ст. 78 (контрабанда), ст. 79 (массовые беспорядки), ст. 83 (незаконный выезд за границу и незаконный въезд в СССР), ст. 84 (нарушение правил международных полетов) и ст. 259 пп. «а», «б» и «в» (разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну).
Поскольку все названные дела отнесены
к ведению органов
О начатом дознании орган государственной безопасности немедленно уведомляет прокурора. При выполнении необходимых неотложных следственных действий, не ожидая истечения 10-суточного срока, возбужденное дело передастся следователю органов государственной безопасности.
2.4. Дознание в исправительно-
Ст. 117 УПК РСФСР устанавливает, что начальники
исправительно-трудовых
Срок производства дознания зависит от того, обязательно ли но возбужденному делу предварительное следствие. Если производство предварительного следствия обязательно, осуществляются лишь неотложные следственные действия, перечисленные в ст. 119 УПК РСФСР. Дознание в этом случае не может превысить 10-суточного срока. Если же предварительное следствие по делу не является обязательным, дознание ведется в соответствии со ст. 120 УПК РСФСР, т. е. орган дознания принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по возбужденному уголовному делу.
О начатом дознании обязательно
уведомляется прокурор. Производство
дознаний в исправительно-трудовых
2.5. Дознание в органах
государственного пожарного
Органы государственного пожарного надзора согласно ст. 117 УПК РСФСР являются органами дознания по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил. Производство дознаний не является для этих органов единственной и основной их функцией.
Нарушения противопожарных правил в зависимости от их последствий, объекта, на котором они произошли, и формы вины квалифицируются в большинстве случаев по статьям УК РСФСР, по которым производство предварительного следствия является обязательным. В соответствии с этим и согласно ст. 119 УПК РСФСР органы государственного пожарного надзора могут возбуждать уголовные дела и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производить лишь неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, допросы потерпевших и свидетелей.
Возбуждению уголовного дела может предшествовать предварительная проверка обстоятельств пожара, производимая органами государственного пожарного надзора, в соответствии с положениями, содержащимися в ст. 109 УПК РСФСР. Выявление наличия или отсутствия признаков преступления происходит путем получения объяснений, заключений ведомственных комиссий и специалистов о причине пожара. По окончании проверки выносится либо постановление о возбуждении дела, либо мотивированное постановление об отказе в его возбуждении.
Поводом к возбуждению дела чаще всего служит непосредственное обнаружение на месте пожара признаков преступления. Основаниями же для возбуждения дела о пожаре являются данные, свидетельствующие о том, что: 1) пожар произошел в результате умышленного поджога или неосторожного обращения с огнем; 2) сопровождался человеческими жертвами; 3) им причинен крупный материальный ущерб.
В тех случаях, когда пожар повлек человеческие жертвы или иные тяжкие последствия (крупный материальный ущерб, гибель скота и т. д), дело подлежит возбуждению независимо от того, установлена ли причина пожара к моменту его возбуждения. Дело квалифицируется в таких случаях в зависимости от известных к этому времени обстоятельств с последующим уточнением.
Состав оперативной или
Руководство группой осуществляет следователь, а при его отсутствии оперативный работник, которому поручено производство дознания. Функции остальных участников группы заключаются в следующем: инспектор уголовного розыска по прибытии на место пожара принимает все необходимые оперативно-розыскные меры по выявлению его причин, установлению и задержанию виновных лиц.