Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Дознание,–это деятельность некоторых административных органов государства, вытекающая из задачи предупреждения, пресечения и обеспечения раскрытия преступлений, выполнение которой для одних из этих органов обусловливается непосредственно их назначением, а для других–особыми условиями, в которых они находятся, н заключающаяся в проверке по полученным сообщениям и заявлениям наличия событий преступлений н в выявлении обстоятельств, препятствующих возникновению уголовного дела, путем проведения уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий, а также в обеспечении успешного ведения по уголовному делу предварительного следствия путем производства неотложных следственных действий1.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОЗНАНИЯ КАК ОДНОЙ
ИЗ ФОРМ ПРЕДВАРИТЕНЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ 4
Дознание по делам, по которым
обязательно производство предварительного следствия 11
2.1. Дознание в Российской милиции 13
2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте 15
2.3. Дознание в органах государственной безопасности 17
2.4. Дознание в исправительно-трудовых учреждениях 18
2.5. Дознание в органах государственного пожарного надзора 18
2.6. Дознание в органах пограничной охраны 22
2.7. Дознание на морских судах, находящихся в дальнем
плавании 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

курсовая по дознанию.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

Инспектор БХСС устанавливает время  проведения последней ревизии или инвентаризации товарно-материальных ценностей, хранившихся на объекте пожара, принимает меры к обнаружению бухгалтерской документации, относящейся к хранившимся материальным ценностям или денежным средствам, организует работу по учету остатков сохранившихся материальных ценностей, проводит мероприятия по установлению причин пожара и выявлению виновных в этом лиц.

Участковый инспектор осуществляет меры по охране места происшествия, выявляет свидетелей и очевидцев  пожара, собирает информацию, которая может иметь значение для установления причин пожара и виновных лиц.

Инспектор государственного пожарного  надзора руководит силами и средствами тушения пожара, оказывает следователю  или работнику дознания помощь в  осмотре места пожара, в установлении причин, времени и места возникновения пожара, помогает отыскать следы горючих материалов и изъять их. Он же составляет акт о пожаре и участвует в работе комиссии по установлению размера убытков, причиненных пожаром.

Эксперт-криминалист, выполняя при  осмотре функции специалиста, помогает следователю или дознавателю б обнаружении, фиксации, изъятии и упаковке различных следов и вещественных доказательств.

Инспектор-кинолог применяет служебно-розыскную  собаку для преследования преступника  или же производит отбор проб воздуха  со следами запахов, оставленных  преступником.

Успех в работе группы на месте  пожара во многом зависит от технического ее оснащения. Помимо следственного  портфеля или следственного чемодана в ее распоряжении должны находиться диктофон, магнитофон, магнитный подъемник, металлоискатель, фотографическая и осветительная аппаратура, специальное устройство для ограждения места пожара, набор жирорастворимых красителей для выявления следов горючих жидкостей. Отсутствие технических средств существенным образом снижает эффективность работы группы.

Осмотр места пожара является не только неотложным, но и обязательным следственным действием, без производства которого трудно, а чаще всего невозможно установить причины пожара и виновных в нем лиц.

В соответствии со ст. 178 УПК РСФСР, в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Именно такие случаи характерны для расследования дел о пожарах.

Если на место пожара выехал следователь, руководство осмотром осуществляет он. Если же следователь по тем или иным причинам на место происшествия не прибыл, его функции выполняет дознаватель.

Основные особенности осмотра  места происшествия пожара состоят  в следующем. С целью ориентации в обстановке происшествия на месте пожара выявляются и кратко опрашиваются лица, являющиеся очевидцами возникновения пожара, а также лица, последними уходившие из помещения, в котором произошел пожар. Если к моменту прибытия на место пожара он полностью не потушен, это не может служить препятствием к осмотру. В таких случаях в первую очередь осматривается прилегающая местность с целью обнаружения оставленных преступником следов и брошенных им предметов.

Лицо, производящее осмотр (следователь  или дознаватель), должно учитывать, что значительные изменения в  обстановку места происшествия вносятся при тушении пожара. Они могут быть умышленно внесены преступником с целью скрыть следы преступления и направить расследование по ложному пути. Вследствие этого целесообразно опросить (а при необходимости в последующем и допросить) пожарных, производивших тушение, и свидетелей, которым известны изменения, внесенные в обстановку как в момент тушения пожара, так и позже. Без учета полученных таким путем данных могут быть сделаны ошибочные выводы, которые позднее не всегда удается исправить.

Осмотр производится как статическим, так и динамическим методом, однако уже при статическом осмотре  нередко удается определить причину пожара. Тем не менее осмотр не прекращается. При динамическом осмотре продолжаются выявление и фиксация доказательств, подтверждающих установленную причину. Если же при статическом осмотре причина возникновения пожара остается неясной или возникает несколько версий, динамический осмотр приобретает особенно важное значение. Установить причину пожара в этих случаях можно путем разборки и раскопки остатков пожара. И то и другое рекомендуется делать в местах предполагаемых очагов пожара.

При наличии человеческих жертв  осмотр должен производиться следователем прокуратуры, который немедленно в этих случаях вызывается на место происшествия вместе с судебно-медицинским экспертом.

Данные осмотра места пожара если и не позволяют непосредственно установить причину пожара, то всегда дают материал для построения версий. При этом учитываются следующие факторы: количество выявленных очагов пожара, их расположение; наличие признаков взлома и других следов; техническое состояние приборов, находившихся на объекте пожара; особенности возникновения и развития пожара; время, прошедшее с момента окончания работ на объекте до возникновения пожара и др.

К числу признаков, позволяющих  выдвинуть версию о поджоге, относятся: множественность очагов пожара; наличие взломов и проломов; обнаружение средств поджога; наличие запахов пли остатков легковоспламеняющихся веществ; обнаружение предметов, оставленных преступником на месте пожара; установление данных, указывающих на умышленное создание условий, благоприятствующих распространению огня; преднамеренное выведение из строя предметов тушения пожара, средств связи и т. д.; данные, указывающие на то, что пожар явился средством сокрытия другого преступления (например, убийства, кражи и т. д.).

Право задержания подозреваемого принадлежит  органу дознания, в данном случае органу государственного пожарного надзора, а не дознавателю, ведущему расследование. Следовательно, ответственность за соблюдение процессуальных условий задержания лежит на начальнике органа дознания.

При производстве по делам о пожарах  могут допрашиваться подозреваемые, потерпевшие, свидетели, сообщившие о пожаре, пожарные работники, принимавшие участие в тушении пожара, очевидцы, представители администрации учреждений и предприятий, на которых произошел пожар, лица, ответственные за противопожарное состояние объекта. Могут быть допрошены и другие лица, которые хорошо знакомы с объектом пожара.

Не существует единой для всех случаев  схемы допроса.

Выявив причины и условия, способствовавшие возникновению пожара, органы государственного пожарного надзора вносят в соответствующие организации представления с предложением о срочном их устранении.

Проведя неотложные следственные действия, органы государственного пожарного надзора не позднее чем через10 суток передают дело по подследственности соответствующему следственному органу. После передачи дела следователю органы государственного пожарного надзора, как и иные органы дознания, могут производить следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

2.6. Дознание в органах  пограничной охраны

Закон Союза Советских Социалистических Республик о государственной  границе СССР, принятый Верховным  Советом СССР 24 ноября 1982 г.,10 перечисляя в ст. 29 основные права пограничных войск, устанавливает их право вести дознание по делам о нарушениях государственной границы СССР–предпринимать необходимые оперативно-розыскные меры, производить задержания, осмотры, обыски, допросы и другие необходимые следственные действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик.

В большинстве уголовно-процессуальных кодексов союзных республик указывается, что органами дознания по делам о  нарушениях государственной границы являются органы пограничной охраны.

При обнаружении нарушения границы  и задержании нарушителя пограничным нарядом выполняются следующие действия: принимаются меры к сохранению следов; составляется акт о нарушении (попытке нарушения) границы; вычерчивается схема места задержания нарушителя и осмотренной местности; осуществляется личный досмотр нарушителя в присутствии лиц, его задержавших; производится изъятие документов и предметов, оказавшихся у задержанного или обнаруженных вблизи места задержания; составляется опись изъятых документов и предметов; у нарушителя берутся письменные объяснения; составляются письменные докладные записки об обстоятельствах задержания военнослужащими–участниками наряда и гражданскими лицами, принимавшими участие в задержании; на имя начальника пограничного отряда оформляется рапорт о задержании.

Закон предусматривает право приглашать в подразделения пограничных войск гражданских и иных лиц для выяснения обстоятельств нарушения государственной границы СССР, се режима, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через государственную границу СССР. В необходимых случаях выяснение обстоятельств указанных нарушений может осуществляться и в иных местах (п. 6 ст. 29 Закона).

Дознание по поводу нарушения или  попытки нарушения государственной  границы могут вести офицеры  пограничных застав, отрядов, отдельных  контрольно-пропускных пунктов и  других подразделений пограничных  войск. При производстве дознания они  руководствуются УПК России и  той союзной республики, на территории которой совершено нарушение  государственной границы.

2.7. Дознание на морских  судах, находящихся в дальнем  плавании

Органами дознания на морских судах, находящихся в дальнем плавании, являются капитаны судов.

ю

При выполнении функций  органа дознания капитан обязан руководствоваться  уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, положениями Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и инструкцией «О выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании».11

Преступления на борту судна  могут быть совершены во время  пребывания судна в порту СССР, в иностранном порту и в  дальнем плавании. Порядок производства дознания в каждом из этих случаев имеет свои особенности.

Если преступление, предусмотренное  уголовным законодательством России или другой республики, на территории которой расположен порт, совершено во время пребывания судна в порту, капитан судна на основании ст. 59 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР обязан передать лицо, совершившее преступление, местным властям. По их требованию им же должны быть переданы орудия преступления, вещественные доказательства, документы, а также представлены свидетели из числа членов экипажа и данные, необходимые для расследования уголовного дела.

Во время пребывания судна в  иностранном порту все находящиеся на судне члены экипажа и пассажиры полностью подпадают под действия уголовных законов того государства, в котором расположен порт стоянки судна. Компетентные органы этого государства вправе применять в этих случаях свою юрисдикцию.

В тех случаях, когда между Россией  и иностранным государством заключено соглашение, предусматривающее неприменение при определенных правонарушениях, совершенных на борту судна, юрисдикции данного государства, расследование таких правонарушений производится в порядке, определенном инструкцией о выполнении функций органов дознания на морских судах, находящихся в плавании.

Практика некоторых прибрежных государств в определенных случаях исключает применение юрисдикции этих государств и при отсутствии специальных соглашений по этому поводу. Соответствующие сведения о существующей в данное время практике капитан судна или лицо, им уполномоченное, могут получить у консула России.

При производстве дознания в связи  с преступлением, совершенным во время пребывания судна в иностранном порту, могут потребоваться показания иностранных граждан. Производство допросов граждан иностранного государства и другие действия с привлечением последних к расследованию могут иметь место не иначе как с разрешения компетентных иностранных властей. Данное правило, однако, не распространяется на случаи приобщения к материалам дознания заявлений и собственноручных объяснений иностранных граждан, а также писем и всякого рода документов, имеющих отношение к расследуемому делу.

В случаях, когда в ходе расследования  возникает необходимость обратиться за содействием к иностранным  властям по месту нахождения судна, капитан вступает в сношение с  ними через посредство ближайшего консула  СССР. Указания последнего являются в  этих случаях для капитана обязательными.

Документы, составленные при участии  иностранных властей или исходящие  от них, подлежат консульской легализации. Приобщение их к делу при отсутствии такой легализации допускается лишь в случаях, когда она по каким-либо причинам не могла иметь места.

Если преступление совершено на борту судна во время плавания в открытом морс, дознание производит лично капитан судна или по его поручению лицо командного состава судна.

Согласно инструкции капитан или  лицо, им уполномоченное, обязано: а) принять предусмотренные законом меры в целях обнаружения преступления и лиц, его совершивших; б) принять меры к предупреждению и пресечению преступления.

При производстве дознания должны быть установлены следующие обстоятельства: а) действительно ли совершено преступление и какое именно; б) когда совершено преступление; в) место на судне, где преступление совершено и где находилось судно в момент совершения преступления; г) при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление; д) кто совершил преступление, сведения, характеризующие лицо, совершившее преступление; е) какие причины и условия способствовали совершению преступления; ж) последствия преступления; з) другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из приведенного перечня следует, что в его основе лежат обстоятельства, подлежащие доказывайте согласно ст. 15Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик с некоторой детализацией, вытекающей из специфики расследования, производимого на судне, находящемся в плавании.

Информация о работе Особенность дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия