Особенности мотивации ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:04, реферат

Описание работы

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ несовершеннолетние.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную  специфику; эти правонарушения совершаются  на почве озорства, ложно понятой  романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Отдельные действия подростков, внешне схожие с  кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так  как они носят характер озорства.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая  подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая  основа подросткового возраста, которую  нельзя не учитывать в следственно-судебной практике1.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в  подростковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей - недостаточность  жизненного опыта и связанный  с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных  обстоятельств, повышенная эмоциональная  возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства  независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и  торможения2.

Физиологическая перестройка организма подростка  связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных  условиях воспитания указанные особенности 

подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной  деятельностью.

При неблагоприятных  социальных условиях эти особенности "катализируют" вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм  психической деятельности подростка  в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально  отрицательных влияний.

В человеческой жизни имеется ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда  существо 14-16 лет уже не ребенок, но еще не взрослый. Это возраст "социального  импритинга" - повышенной впечатлительности  ко всему тому, что делает человека взрослым3.

Существует  ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного  периода.

Рассмотрим  кратко эти стереотипы подросткового  поведения.

1. Реакция  оппозиции вызывается завышенными  претензиями к деятельности и  поведению подростка, излишними  ограничениями, невниманием к  его интересам окружающих его  взрослых. Эти реакции проявляются  в прогулах, в бравировании опьяненным  состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных  действиях. 

2. Реакция  имитации проявляется в подражании  определенному лицу, образцу. Иногда  образцом может стать и антисоциальный  герой. Известно, какое влияние  оказывает на подростковую преступность  возвеличивание преступника-супермена.  Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее  время, может оказать косвенное  отрицательное влияние на самосознание  подростка. 

3. Реакция  отрицательной имитации - поведение,  нарочито противопоставленное навязываемой  модели. (Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.)

4. Реакция  компенсации - восполнение неудач  в одной области подчеркнутым  успехом в другой области. (Неуспехи  в учебе могут компенсироваться "смелым" поведением.)

5. Реакция  гиперкомпенсации - настойчивое стремление  к успеху в наиболее трудной  для себя области деятельности. Присущая подростку робость может  побудить его к отчаянному  поведению, к вызывающему поступку.

Крайне  чувствительный и застенчивый подросток  выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).

6. Реакция  эмансипации - стремление высвободиться  от навязчивой опеки старших,  самоутвердиться. Крайнее проявление - отрицание стандартов, общепринятых  ценностей, норм закона, бродяжничество.

7. Реакция  группирования - объединение в  группы сверстников. Подростковые  группы отличаются одноплановостью,  однородной направленностью, территориальной  общностью, борьбой за господство  над своей территорией (во дворе,  на своей улице), примитивной  символикой (клички и т.п.). Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.

Лидерство в подростковых группах обычно принадлежит  типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым  к агрессивным действиям.

Иногда  лидерство захватывается истероидным  типом, демонстративно выражающим общее  настроение группы и использующим для  поддержания своей "власти" физически  сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника.

8. Реакция  увлечения проявляется в самых  разнообразных подростковых хобби.  И оттого, с какими социальными  образцами, шаблонами, нормами,  установками и ожиданиями сталкивается  подросток, во многом зависит  становление будущего члена общества. Вот почему так важно всемерное внимание общества к жизнедеятельности подростка. Неуспеваемость, семейные конфликты, праздность, обстановка интеллектуально-эмоциональной недостаточности, несформированность полезных интересов подростка потенциально опасны для общества4.

Этот  вакуум с большой долей вероятности  может быть заполнен асоциальными проявлениями действительности. Основная форма профилактики преступности среди подростков - это  организация интересной и социально  полезной их жизнедеятельности.

Неправы те криминологи, которые утверждают, что подростки-правонарушители отличаются несформированностью интересов. Напротив, их интересы уже сформировались, но это социально отрицательные  интересы.

 

Делинквентное поведение подростков

Делинквентное поведение - система незначительных правонарушений, провинностей, проступков (от лат. "delinguens" - совершающий проступок).

Эта разновидность  девиантного (отклоняющегося) поведения  может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью  реакций, ригидностью, негибкостью  поведения, склонностью к аффективным  реакциям.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено  неблагополучением семейного воспитания, иногда "гиперопекой", или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды, низкой педагогической квалификацией отдельных учителей.

Первыми проявлениями делинквентного поведения  являются прогулы, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, отнимание денег  у слабых сверстников, их терроризирование, шантаж, угоны велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах5.

Своевременно  не пресеченные, эти формы предпреступного  поведения закрепляются в соответствующие  поведенческие стереотипы, асоциальный  стиль поведения, который при  соответствующих условиях может  перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.

В каждом преступлении всегда проявляется определенная мера нравственных пороков личности. В подростковом возрасте эти пороки более легко искоренимы. Ст. 8 УПК  РСФСР специально предусматривала возможность исправления в отдельных случаях личности несовершеннолетнего правонарушителя без применения уголовного наказания. Эта правовая рекомендация связана с большей пластичностью поведения подростка, с несформированностью в большинстве случаев устойчивых стереотипов6.

В подростковой преступности несколько меньшее  значение имеет вид совершенного преступления, так как в большинстве  случаев вид преступного деяния, совершенного подростком, в значительной мере обусловлен ситуационно.

Тем не менее  и среди несовершеннолетних преступников выделяются лица со стабилизированной  антиобщественной направленностью  на уровне установки, активно включающиеся в преступную деятельность (10-15% от всего  контингента несовершеннолетних преступников)7.

Более распространенная категория несовершеннолетних преступников - это подростки с нестабилизированной  антиобщественной направленностью, не имеющие еще устойчивых антисоциальных стереотипов поведения.

Можно выделить и третью группу несовершеннолетних преступников - подростков с не стабилизированной  общей направленностью, одинаково  подвластных как позитивным, так и негативным социальным влияниям, совершающим преступления по легкомыслию.

Сорок процентов  из большого числа опрошенных несовершеннолетних правонарушителей ни перед кем не испытывали чувства стыда, а остальные 60% некоторое чувство стыда испытывали лишь в связи с наказанием, а  не в связи с низостью, аморальностью  совершенного антисоциального деяния.

В ряде случаев  социальная адаптация подростков затрудняется непатологическими психическими отклонениями.

Среди обследованных 222 несовершеннолетних правонарушителей,

состоящих на учете в детских  комнатах милиции Москвы, были обнаружены психозы (1,1%), олигофрения (4%), органические поражения центральной нервной  системы (24%), психопатии и психопатические  черты (42,8%), алкоголизм (13,2%), психический  инфантилизм (4%).

Однако, конечно, не возрастные мотивационные  особенности и не психические  аномалии ведут подростка к преступлению. Социальная бесконтрольность и антисоциальное влияние - вот главные причины  подростковой преступности.

Основная  мера борьбы с правонарушениями среди  несовершеннолетних - это педагогически  правильно организованный процесс  их интенсивной социализации8.

При этом важно не прямое воздействие, не "парная педагогика", а воздействие на подростка через референтную  для него группу. Искусство воспитания состоит в том, чтобы организовать включение подростка в социально  положительные группы.

Воспитание - это формирование и постоянное расширение системы социально положительных  связей; это раскрытие перед личностью  все новых и новых возможностей ее вхождения в жизнедеятельность  человеческого общества.

В заключение отметим, что наряду с возрастными  особенностями в преступном деянии проявляются также и половые  различия. Но эта корреляция (зависимость) проявляется лишь на вероятностно- статистическом уровне.

Мотивы  и цели преступного деяния

Сознательное  поведение характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием сущности явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности.

Осознать  явление - это значит увидеть его  действительные связи в объективном  мире.

Сознательная  регуляция основана на знании - понятийном отражении явлений реального  мира. Уровень сознательности определяется развитием интеллекта человека, системой знаний и оценочных позиций.

Волевое, сознательное действие характеризуется  предвосхищением будущего результата действия - его цели.

Цель  действия является системообразующим  фактором всех компонентов действия, она регулирует сознательность выбора соответствующих средств для  ее достижения.

Цели  деятельности обычно не заданы извне, они формируются человеком, осмысливаются  им как нечто необходимое и  возможное при данных условиях9.

Целеобразование - важнейшая сфера сознательной деятельности человека.

Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия  и мысленно представляет ряд возможных  вариантов поведения для осуществления  целей, достижение которых может  удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее  взвешиваются все "за" и "против" относительно возможных вариантов  действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям10.

Этот  выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу - мотивом. Мотив - это осознанный человеком  личностный смысл его действий, осознание  отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения.

Следует различать понятия "мотив" и "мотивация". Мотивация - это общее побуждение активности в определенном направлении, обусловленном актуализированной  потребностью. Так, пищевая мотивация  активизирует поиск пищи, а потребность  в самосохранении - избежание опасных  ситуаций. Наиболее элементарной формой побуждения являются влечения - переживания  неосознаваемых потребностей, преимущественно  биологического характера.

Наиболее  распространенным в криминологии является структурный анализ преступности несовершеннолетних, проводимый по таким видам преступлений, как умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои, грабежи, кражи, хулиганство.

Информация о работе Особенности мотивации ответственности несовершеннолетних