Особенности мотивации ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:04, реферат

Описание работы

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ несовершеннолетние.docx

— 41.62 Кб (Скачать файл)

Статистические  данные правоохранительных органов  свидетельствуют, что за счет постоянного  сокращения в течение длительного  периода времени умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев  и хулиганств, их совокупный удельный вес в общей структуре преступности несовершеннолетних снизился с 30% в  период 1966—1970 годов до 11% в период 1986—1990 годов, т. е. почти в 3 раза. Однако начиная с 1991 года именно по этим видам  преступлений наметился наиболее интенсивный  рост.

В абсолютных данных за 1995 год несовершеннолетние совершили 27459 общественно-опасных  деяний, а в 1999 году – 106188, что в 3,8 раз больше предыдущего показателя.

Множатся  факты завладения и применения огнестрельного оружия, сопротивления и злостного  неповиновения законным требованиям  работников милиции. Возрастает вовлечение несовершеннолетних в сферу межнациональных конфликтов, что стимулируется деятельностью экстремистских национально-патриотических и шовинистически настроенных организаций и движений.

В среде  несовершеннолетних все больше распространяются такие виды преступлений, которые  ранее были присущи в основном взрослым, — торговля оружием и  наркотиками; притоносодержательство и сутенерство; разбойные нападения  на предпринимателей и иностранцев; посягательство на жизнь и здоровье с использованием пыток, другие жес­токие  способы обращения; мошеннические  действия с валютой и ценными  бумагами; компьютерные преступления; торговля краденым; рэкет в своей  среде; участие в насильственном перераспределении дефицитных товаров11.

Все это  позволяет сделать вывод, что  рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, отражаемый статистикой, — это реальный факт, а не результат активизации деятельности правоохранительных органов, как часто  пытаются объяснить его заинтересованные ведомства и исследователи, их обслуживающие. Больше того, есть основа­ния утверждать, что сведения официальной статистики с каждым годом все меньше соответствуют  картине действительного роста  преступности. Это происходит, во-первых, за счет уменьшения информированности  правоохранительных органов о совершаемых  преступлениях. Ввиду слабой эффективности  их деятельности, царящего в отдельных  регионах страны правового беспредела в милицию все реже поступают  сообщения даже о тяжких преступлениях  против жизни и здоровья как от потерпевших, так и от медицинских  учреждений и иных организаций, располагающих  соответствующими сведениями. Во-вторых, и это главное, ввиду существенного  снижения реальных возможностей правоохранительных ор­ганов справляться в установленном  законом порядке с постоянно возрастающим объемом необходимой работы по борьбе с совершаемыми в стране преступлениями12.

С точки  зрения криминологической оценки происходящего  важно ответить на вопрос, каково действительное соотношение в последние годы насильственной и корыстной преступности несовершеннолетних, какие реально  происходили здесь мотивационные  изменения. Учитывая, что статистика не фиксирует мотивы совершения преступлений, мотивационное структурирование можно  представить более или менее  точно лишь по результатам выборочных исследований. Установлено, например, что при совершении подростками  краж корыстные мотивы превалируют  лишь в каждом третьем-четвертом  случае. В остальных — это мотивы солидарности, самоутверждения в  сочетании с групповой зависимостью или гипертрофированным возрастным легкомыслием. Есть данные о все  возрас­тающей распространенности корыстных мотивов при совершении убийств, причинении телесных повреждений (с 15—20% в 80-е годы до 25—40% в период 1995—1999 годов)13.

Результаты  выборочных исследований позволяют  также сделать вывод, что корыстная  мотивация преступлений, совершаемых  несовершеннолетними, за последние  годы при­сутствует практически  если не по всем, то по абсолютному большинству  составов, ее реальный удельный вес  по сравнению с мотивацией иного  порядка в настоящее время  самый высокий. Он достигает 35—45%.

Основными предметами удовлетворения корыстных  мотивов все чаще становятся различного вида импортная и отечественная  техника (автомашины, видеомагнитофоны, радио- и фототовары) — до 60%; валюта, ценные бумаги, деньги, золото, серебро, драгоценности — более 20%; дефицитная модная одежда — до 15%.

Реальный  рост корыстной направленности в  преступности подтверждается и динамикой  конкретных видов корыстных преступлений, их значительным увеличением, в том  числе и в силу экономических  трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых условий.

Преступность  несовершеннолетних всегда носила преимущественно  групповой характер. Доля групповых  преступлений совершаемых несовершеннолетними, примерно в 1,5—5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и  составляет от 20 до 80% в структуре  всей преступности несовершеннолетних (в зависимости от видов преступлений, их территориального распределения  и т. д.)14.

В силу возрастных, психологических и иных личностных особенностей групповое поведение  как позитивного, так и негативного  характера — это норма для  несовершеннолет­них, а не отклонение от нее.

Стойкое единоличное совершение активных действий со стороны подростка, особенно если они носят противоправный, асоциальный  характер, также представляет высокую  общественную опасность для общества (по дерзости, изощренности, подготовленности). Если оценивать такое поведение  с позиций борьбы с преступностью, то до определенных пределов единоличное  совершение преступлений во многом труднее, чем групповое, поддается и выявлению, и фиксации, что часто не позволяет  реально видеть и знать, с кем  и как бороться15.

Однако  негативные социальные последствия, которые  реально переживает общество в результате противоправных действий, совершаемых  группой несовершеннолетних, без­условно, более значительны, чем последствия  от действий преступника-одиночки. Повышенная импульсивность, жестокость, интенсивность  и ситуативность групповых преступ­лений, совершаемых подростками, достаточно часто существенно отягощают последствия таких преступлений, часто доводят их до уровня более высокого в сравнении с тем, ко­торый наблюдается даже в результате противоправных действий взрослого населения.

В последние  годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Примерно три пятых таких  групп имеют разновозрастной  смешан­ный характер участников, что  усиливает ориентацию их на длительную деятельность такого рода, способствует ее интенсификации, отягощению мотивации, повышению дерзости и упорства.

Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социальная база для  пополнения этих групп за счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся  из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей. Наблюдается процесс  все более массового вовлечения не­совершеннолетних в структуры  теневой экономики и организованной преступности. Лидеры организованной преступности охотно вводят в зону своего влияния подростков, следят за их профессиональным преступным формированием  и ростом16.

В непосредственном формировании личности несовершеннолетних, могущих в определенной ситуации совершить преступления, решающую роль играют следующие криминогенные  обстоятельства17:

1. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ  ВЛИЯНИЯ В СЕМЬЕ .

Существенные  дефекты семейного воспитания проявляются  в большинстве случаев искаженного  формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. По выборочным данным, примерно каждая десятая семья оказалась  криминогенно неблагополучной. В 30-40% случаев  преступлений, совершенных несовершеннолетними, установлено наличие прямого отрицательного влияния правонарушающего поведения со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, грубость и жестокость, тунеядство, образ жизни, не соответствующий легальным доходам, и т.п.)

Выборочные  исследования показывают, что образовательный  уровень родителей несовершеннолетних преступников значительно ниже образовательного уровня взрослого населения страны в целом. Низкая культура в таких  семьях во многом обуславливает неправильное поведение самих родителей или  неправильное воспитание ими своих  детей.

2. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ  ВЛИЯНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ  – бытовом, учебном, производственном  и так далее со стороны сверстников  или взрослых. Они оказываются  особенно значимыми в связи  со стремлением несовершеннолетних  включится в группу для совместного  время провождения. Дорожа пребыванием  в такой группе, они стремятся  подрожать лидерам и быть на  них похожими по внешнему виду  и поведению.

Наряду  с прямым разлагающим воздействием пьяниц, хулиганов т.п., отрицательное  влияние на поведение подростка  могут оказать: наблюдение подростком действий и ситуаций, порождающих  у него неправильное представление  о "допустимости" и безнаказанности  преступных действий определенного  вида; действий, свидетельствующих  о разрыве между словами и  поступками воспитателей.

3. ПОДСТРЕКАТЕЛЬСТВО  СО СТОРОНЫ ВЗРОСЛЫХ ПРЕСТУПНИКОВ , которое, по данным выборочных  исследований, имеет место не  менее чем в 30% случаев. Оно  нередко связано с предварительным  вовлечением в пьянство, другие  формы "до преступного" антиобщественного  поведения. Такое вовлечение может  явится и самостоятельной причиной  преступлений несовершеннолетних, поскольку как бы дает толчок  процессу моральной деформации  личности или усиливает его.

4. ДЛИТЕЛЬНОЕ  ОТСУТСТВИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАНЯТИЙ  у несовершеннолетних, оставивших  учебу, также обусловливает возникновение  антиобщественных взглядов и  привычек.

5. ФОРМИРОВАНИЮ  КРИМИНОГЕННОЙ МОТИВАЦИИ и ее  проявлению в преступности несовершеннолетних существенно способствует

    • БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК ОТСУТСТВИЕ ДОЛЖНОГО КОНТРОЛЯ со стороны семьи за поведением, связями, время провождением несовершеннолетних. Безнадзорность может быть следствием неумения, нежелания родителей выполнять свои обязанности по воспитанию детей, может возникнуть и в силу объективной невозможности, состояния здоровья родителей, неполной семьи и т.д.

 

    • БЕЗНАДЗОРНОСТЬ БУДУЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ, содействующая созданию ситуации и поводов для преступлений. Значимость названного фактора еще более возрастает с учетом возрастных особенностей преступников, которые "накладываются" в таких случаях на ситуацию. Например, выборочные исследования показывают, что по делам о преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними, в 20-50% случаев негативное поведение потерпевшего предшествовало преступлению. Это- неразборчивость в знакомствах, совместные выпивки, использование для встреч чердаков, сараев, подвалов, развязное поведение, агрессивность и т.п.
    • НЕДОСТАТКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, учащиеся не получают должной "закалки" против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье : ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку.
    • НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА И ВОСПИТАНИЯ в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою “взрослость”, - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками, отрицательных влияний
    • НЕДОСТАТКИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Баранов  П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко  Т.А. Юридическая психология для  следователей. М., 2007.

3. Волков  В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник – СПб., 2006.

5. Еникеев  М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические  приемы в работе юриста. Столяренко  О.М. М., 2006.

7. Шиханцов  Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

8. Буянов  М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 2000.

9.Домова  А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2009.

10. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 2009.

11. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев. 2007.

12. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 2001.

13. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. “Криминология” М.: Юристъ.2001.

14. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М., 2002.

15.Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.

1 Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 2000.С.85.

2 Там.же. С.86

3Домова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 2009.С.124.

4 Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.С.97-99.

5 Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник – СПб., 2006.С.63.

6 Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2007.С.54.

7 Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.С.82.

8 Волков В.Н., Янаев С.И. Юридическая психология. М., 2005.С.105.

9 Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М., 2002.С.44.

10 Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. М., 2002.С.46.

11 Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. “Криминология” М.: Юристъ.2001.С.9.

12 Бондаренко Т.А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.С.24.

13Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 2009.С.36.

14 Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 2009.С.37.

15 Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев. 2007.С.96.

16 Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М., 2001.С.21.

17 Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992.С.78-83.

Информация о работе Особенности мотивации ответственности несовершеннолетних