Особенности осмотра места происшествия (Методика расследования ДТП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

По прибытии на место происшествия следователь до начала осмотра наряду с осуществлением действий общего характера должен:
1. записать фамилию, имя и отчество пострадавшего, в какую больницу он направлен;
2. установить личность водителей транспорта, участвовавших в происшествии, проверить у них документы (удостоверение водителя, путевой лист, технический паспорт, накладные на груз) и при необходимости их изъять;

Файлы: 1 файл

2.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Особенности  осмотра места происшествия (Методика расследования ДТП)

2.1 Подготовка к осмотру  места происшествия

Действия следователя  по прибытии на место ДТП

По прибытии на место происшествия следователь до начала осмотра наряду с осуществлением действий общего характера должен:

1. записать фамилию, имя и отчество пострадавшего, в какую больницу он направлен;

2. установить личность водителей транспорта, участвовавших в происшествии, проверить у них документы (удостоверение водителя, путевой лист, технический паспорт, накладные на груз) и при необходимости их изъять;

3. выяснить у очевидцев, а также работников милиции и других лиц, что произошло при дорожно-транспортном происшествии, какие изменения внесены в обстановку;

4. при невозможности сохранить обстановку места происшествия и следы в неизменном состоянии отметить местоположение транспортных средств, контуры местоположения тела пострадавшего, места нахождения отделившихся деталей и частей, крови, масел, бензина, выпавшего груза и т.п. Для фиксации указанных участков можно воспользоваться куском кирпича, известки, мела, угля и т.п.;

5. если у водителя отмечается наличие признаков опьянения, немедленно направить его на медицинское освидетельствование в сопровождении работников милиции;

6. в случае если водитель скрылся с места происшествия, проверить, какие приняты меры для его задержания, и, если этого не сделано, дать соответствующее задание работникам уголовного розыска и госавтоинспекции.

Основные действия, осуществляемые при осмотре места ДТП

При осмотре места ДТП осуществляются следующие действия:

1. устанавливается место нахождения центра происшествия по расположению осколков стекол, отвалившейся от машины грязи, упавшего груза, отделившихся деталей и частей, пролившейся жидкости (топливо, смазочное вещество);

2. при столкновении на перекрестке устанавливаются характер обзорности со всех сторон, место установки светофоров, режим их работы, наличие иных средств регулирования движения на перекрестке и на каждой из улиц, примыкающих к перекрестку;

3. при заносе или опрокидывании транспортного средства на закругленном участке дороги с помощью специалиста по следам устанавливается радиус поворота машины, определяются радиус закругления дороги и ее поперечный профиль;

4. если столкновение произошло при обгоне, осматривается участок дороги, несколько превышающий по длине расчетный путь обгона, при этом обращается внимание на состояние проезжей части, наличие и видимость дорожных знаков, характер обзорности и дальности видимости по всему участку обгона;

5. выявляются и фиксируются признаки, указывающие на направление движения каждого из транспортных средств;

6. определяется и фиксируется положение следов левых и правых колес по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюрному камню);

7. выявляются и измеряются следы торможения. Если тормозной след проходил по участкам с различным дорожным покрытием, необходимо указать протяженность следа на каждом участке;

8. осматриваются транспортные средства. Осмотр каждого из них начинается с той части, которая непосредственно вошла в соприкосновение с телом человека, другим транспортным средством или иными объектами при столкновении; выявляются и фиксируются следы повреждений на транспортном средстве, возникшие в результате столкновения с указанием их локализации по отношению к узлам транспортного средства и высоты от дорожного покрытия (вмятины, царапины, вдавленности, разрывы, отслоения и наслоения краски, грязи, иных веществ, свежие следы излома);

9. определяется с помощью специалиста техническое состояние транспортного средства на момент осмотра (состояние тормозной системы, стоп-сигнала, габаритных фонарей, указателей поворотов, зеркала заднего вида);

10. при осмотре передней части автомашины устанавливается состояние переднего буфера (бампера), номерного знака, облицовки радиатора, фар, подфарников (габаритных фонарей), капота, крыльев, передних колес, лобового стекла, стоек лобового стекла, стеклодержателей.

При осмотре боковых  сторон автомобиля устанавливается  состояние дверей и их ручек, боковых стекол, бортов грузовой автомашины и боковых стоек кузова легкового автомобиля, брызговиков, задних колес, их грязевых щитков, подножек.

При осмотре задней части  автомобиля исследуется и устанавливается  состояние заднего буфера (бампера), крышки багажника, задних габаритных фонарей, стопсигнала, катафотов, номерного знака с кронштейном. Затем осматривается и устанавливается состояние крыши кабины (кузова);

11. при осмотре внутреннего пространства кабины (салона, кузова) устанавливаются состояние внутреннего оборудования, наличие следов крови, их форма, размеры и местоположение посторонних предметов, следов на резиновых ковриках (полу кабины, салона);

12. при заявлении водителя о том, что транспортным средством управляло другое лицо (или при наличии иных оснований предполагать это), выявляются и фиксируются следы рук на рулевом колесе, рычаге переключения передач, рычаге ручного тормоза, зеркале заднего вида, крышке и ручке ящика для мелких вещей и т.п.

Деятельность по расследованию  ДТП не может быть целенаправленной и эффективной, если она не будет спланирована и организована. На основании первоначально полученных фактических данных составляется план расследования, в котором с учетом выдвинутых версий отражается последовательная система следственных действий и оперативно-розыскных мер, направленных на розыск скрывшегося с места ДТП водителя и транспортного средства.

В плане первоначального  этапа расследования нужно предусмотреть  соответствующие следственные осмотры; установление личности виновного; выявление очевидцев и иных свидетелей, их допросы, допросы водителей транспортных средств, участвовавших в ДТП; их судебно-медицинское освидетельствование; назначение и проведение необходимых экспертиз.

К числу неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мер относятся: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте ДТП или в месте его обнаружения, осмотр трупа, осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (для определения состояния алкогольного или наркотического опьянения), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается судебно-медицинская экспертиза трупа, последний предъявляется для опознания (если личность погибшего не известна). При необходимости могут быть назначены другие экспертизы (автотехническая, судебно-химическая и др.), проведены следственный эксперимент, проверка показаний с выходом на место, розыск и задержание скрывшегося водителя, установление транспортного средства, участвовавшего в ДТП, и др.

Осмотр места дорожно-транспортного  происшествия состоит, как правило, из двух этапов – общего осмотра  и детального, которые, имея свои особенности, составляют единое целое.

Общий осмотр места ДТП

На первом этапе общего осмотра места происшествия определяются границы осмотра, ориентируя его относительно дорожных знаков или каких-либо объектов окружающей обстановки (дома, электроопоры, постройки и т.п.). Производится ориентирующая обзорная и узловая фото либо видеосъемка. При этом в кадр должны попасть дорожные знаки, сигнальные приборы, обстановка вдоль дороги. Ориентирующую съемку целесообразно вести методом линейной панорамы. Обзорную фотосъемку следует производить более крупным масштабом с нескольких точек, из которых четко видно взаимное расположение транспортных средств на месте происшествия. Во время общего осмотра места происшествия производится узловая фотосъемка, в процессе которой фотографируются следы транспортного средства (тормозной след), труп, его поза и расположение, другие следы и вещественные доказательства, дорожные знаки и др.

После определения границ места происшествия, фото и видеосъемки в процессе общего осмотра места ДТП производится общий осмотр обстановки происшествия (дороги, улицы); выясняется степень освещенности пути; осматриваются объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода; выявляются предметы, имеющие отношение к происшествию.

Во время осмотра  участка дороги фиксируются точные его координаты. Если он находится в населенном пункте, указывается название улицы и номер дома, напротив которого он находится. На дорогах вне населенных пунктов отсчитывается расстояние до ближайшего километрового столба, перекрестка дороги или какого-либо населенного пункта.

Направление дорожного полотна в населенном пункте определяется по расположению улиц, площадей и т.п., а за городом – по населенным пунктам.

Все элементы дорожного  участка измеряются по ширине, а  кювет, кроме того, по глубине и  наклону откосов. Отмечается наличие  и высота бордюра, наличие или отсутствие размеченной осевой линии и ее вид (сплошная, прерывистая), наличие или отсутствие перекрестков и их характер.

В протоколе осмотра  места дорожно-транспортного происшествия отражаются сведения о типе дорожного  покрытия, его состоянии (сухое, влажное, глинистое, песчаное, наличие выбоин и разрытии), наличии продольного или поперечного наклона дороги и его величине.

При опрокидывании транспортного  средства важное значение приобретает  определение радиуса поворота, величины поперечного наклона дороги. Для установления параметров дороги рекомендуется брать необходимые выкопировки планов из компетентных организаций (горгеотрестов, ДРСУ и т.п.).

Требуется установить условия  видимости различных объектов при  определенном освещении и расстоянии до них. Следует зафиксировать, какие лампы установлены на столбах уличного освещения: лампы накаливания, люминесцентные лампы дневного света (типа ДС) или ртутные лампы высокого давления (типа ДРД), должны браться во внимание такие факторы, как наличие или отсутствие луны, ее фаза.

Если транспортное средство, участвовавшее в аварии, находится  на месте происшествия и его электросистема не вышла из строя, то расстояние видимости  следует определять включением ближнего и дальнего света фар этого  автомобиля. Можно произвести опытные действия по измерению расстояния вдоль улицы или дороги, с которого появляется возможность обнаружения водителем препятствия для движения.

Если дорожно-транспортное происшествие случилось вечером  или на рассвете, то определение расстояния видимости нужно производить в то же время суток, желательно на второй день после осмотра, но при такой же погоде.

К числу объектов внешнего окружения, которые необходимо фиксировать  в протоколе осмотра места  происшествия, относятся: дома, деревья и кустарники, километровые знаки, телеграфные и электроосветительные мачты, арки, подъезды, тротуары, остановки трамвая, троллейбуса или автобуса, железнодорожные переезды. Нужно также определять удаление этих объектов от места происшествия.

Обязательно подлежат фиксации дорожные знаки, их местонахождение, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, островки безопасности, состояние краски и расположение разметки; наличие подземного перехода, направление выходов, расстояние их от места происшествия – т.е. все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.

Детальный осмотр места  ДТП

Включает в себя:

1. Осмотр участка проезжей  части для обнаружения, фиксации  и изъятия разнообразных следов.

2. Осмотр трупа.

3. Осмотр транспортных  средств.

Наиболее целесообразной является такая последовательность осмотра следов и объектов на месте  дорожно-транспортного происшествия:

– осмотр, фиксация и  изъятие следов жидкостей, сыпучих  веществ, мелких объектов;

– осмотр стойких следов транспортных средств (торможения, частей транспортных средств на препятствиях, сооружениях, деревьях и т.д.), следов и веществ биологического происхождения;

– осмотр трупа и транспортных средств.

Первая группа объектов и следов подвержена быстрому изменению  и уничтожению. Поэтому они должны осматриваться, фиксироваться (описываться, фотографироваться) и изыматься в первую очередь. Следы второй группы более устойчивы, поэтому их осмотр, а также фиксация и изъятие без ущерба для дела могут быть произведены после осмотра легко изменяющихся следов.

Объекты третьей группы можно после  их фотографирования, отметки мелом  или краской точного положения  на проезжей части дороги, улицы  переместить на обочину дороги, тротуар. Такая необходимость нередко  возникает при осмотре мест происшествий на дорогах и улицах с интенсивным движением, на путях городского электротранспорта.

Измеряется расстояние от объектов осмотра до элементов дороги. Фотографирование осуществляется с применением масштабной линейки. Описав положение и зафиксировав расстояние следов и объектов в отдельности, с помощью специалиста-автотехника можно определить происхождение частей транспортных средств, масел и других жидкостей, используемых для обеспечения работы механизмов.

Информация о работе Особенности осмотра места происшествия (Методика расследования ДТП)