Особенности осмотра места происшествия (Методика расследования ДТП)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

По прибытии на место происшествия следователь до начала осмотра наряду с осуществлением действий общего характера должен:
1. записать фамилию, имя и отчество пострадавшего, в какую больницу он направлен;
2. установить личность водителей транспорта, участвовавших в происшествии, проверить у них документы (удостоверение водителя, путевой лист, технический паспорт, накладные на груз) и при необходимости их изъять;

Файлы: 1 файл

2.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Следы и объекты после их осмотра  и описания изымаются и упаковываются в бумажные и полиэтиленовые пакеты. При этом осколки стекла помещаются в один пакет, если они находились в одном месте. Следы сыпучих веществ также помещаются в отдельные пакеты. Недопустимо смешение этих веществ. Следы масел и других жидкостей изымаются (соскабливаются) вместе с поверхностным слоем асфальта, дерева, грунта. Кроме того, изымаются контрольные образцы поверхностного слоя грунта, асфальта, дерева и т.п. Значение следов жидкостей, сыпучих веществ и мелких объектов (краски, осколков стекла и т.д.) возрастает в случаях, когда предстоит розыск транспортных средств и доказывание их причастности к происшествию.

Осмотр  участка  улицы  или  дороги,  где   произошло   ДТП,   произведенный своевременно,   тщательно   и   квалифицированно,   позволяет    в начале расследования установить:

- точные координаты ДТП;

- границу ДТП;

- время происшествия;

- общую картину ДТП;

- характер происшествия;

- механизм происшествия;

- участников происшествия;

- направление движения участников происшествия;

- скорость и темп движения участников происшествия;

- меры принятые участниками для предотвращения происшествия;

- характерные признаки транспорта;

- признаки неисправности транспорта;

- характерные признаки участников происшествия;

- наличие дорожной разметки, знаков и светофоров;

- состояние видимости в зоне ДТП;

- тип  и  состояние  дорожного  покрытия,  состояние  погоды,   условия освещения.

На месте ДТП могут остаться следующие виды следов шин: отпечатки, следы скольжения, следы проскальзывания.

Под следами подразумеваются отпечатки, образующиеся на грунте  в  результате давления или трения  колес  транспортного  средства.  Их  форма  зависит  от различных параметров, из которых следует  назвать  базу,  расположение  шин, конструктивные  особенности  шин,  механическую   прочность,   обусловленную давлением в шинах, ходовые качества транспортного средства. В  благоприятном случае по следам  можно  определить  индивидуальные  признаки  транспортного средства, кому  они  принадлежат,  а также получить сведения  о  процессе  его  движения  в  месте  происшествия. Поэтому реконструкцию  расследуемого  события  нередко  начинают  с  анализа морфологической  характеристики  следов   шин.   Следует   остановиться   на некоторых  замечаниях  относительно возможностей  оценки  следов,   которые отражают типичные ходовые качества транспортного средства.

Колея  (расстояние  между  колесами,   находящимися   на   одной   оси транспортного средства), образуется в результате давления прокатывающегося  колеса  на  мягкий, но сохраняющий форму грунт, или  в  результате  переноса  частиц  веществ  и материалов с протектора на грунт  (например,  после  того  как  транспортное средство  переехало  лужу,  на   коротком   участке   остается   увлажненный отпечаток). Четкость отображения и  продолжительность  его  сохранения  зависят  как  от устойчивости   оттиснувшейся  в  следе  матрицы,  так   и   от   воздействий окружающей среды. Поэтому  следует  немедленно  фиксировать  фотографическим способом  с   обязательным   указанием   масштаба,   стрелки,   определяющей направление, и обозначением колеса, предположительно оставившего след.

След торможения, образуется  вследствие   замедляющего   трения   колеса   противодействующее поступательному движению транспортного  средства,  и  тем  эффективнее,  чем сильнее сцепление протектора шины с  грунтом.  Соотношение  участка  качения колеса и участка поступательного движения транспортного средства  в  одну  и ту же единицу времени обозначается как  проскальзывание  и указывается в процентах.  Тормозное  действие  проявляется  только  в  том  случае,   если проскальзывание   больше   нуля.   Тормозное   действие   достигает    своей максимальной эффективности приблизительно  при  20% проскальзывания,  затем при 100% вновь  снижается  (блокировка  колес),  но  ни  в  коем  случае  не становиться равным нулю. Поперечные элементы рисунка протектора  противодействуют  поступательному движению  транспортного  средства.  Поэтому   их   отображения   оказываются втянутыми в направлении его движения.

След блокированных  колес, речь идет о следе, образующемся в  результате  истирания  шины  неподвижного колеса продолжающего движение транспортного средства. Этот след затемнен  на поверхности проезжей части дороги как темная полоса,  идущая  в  направлении движения. Продольные канавки  рисунка  протектора  различить  в  ней  можно, структуру же отображений поперечных элементов рисунка - нельзя.

След поперечного движения (дрейф), след поперечного смещения возникает  в  результате  сопротивления  элементов рисунка протектора центробежной силе, действующей на  транспортное  средство при прохождении поворота. При незаторможенном колесе  его  легко  распознать по поперечным полосам в дугообразном отпечатке. Если колеса  затормаживаются одновременно, то на поперечные полосы накладывается более  или  менее  четко выраженные  косые  линии.  Смещение  транспортного  средства  в   поперечном направлении попадает под понятие контролируемой езды.

След заноса возникает при полностью неконтролируемом движении  транспортного средства, когда превышен предел сцепления шин с грунтом.  Динамика  движения и   положение   транспортного   средства   по   отношению   к    направлению поступательного движения могут быть  произвольными.  Чаще  всего  эти  следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами отдельных  шин  и их морфология могут многократно варьировать,  если  положение  транспортного средства во время заноса меняется.

Фиксация следов шин:

Основными способами фиксации являются описание, измерение, нанесение следов на схему места происшествия и фотографирование. При необходимости с объемных следов шин изготавливаются слепки.

Прежде всего,  следует  максимально  точно  измерить  общую  длину  имеющихся следов шин  и  расстояние  между  ними,  так  как  специалист  на  основании полученных данных может сделать важные выводы о динамике  движения  как  до, так и во время происшествия.  Прямолинейные  следы  измерить  несложно.  При дугообразных следах,  в частности прерывистых следах  заноса,  определить отдельные  радиусы  значительно  труднее.  В  этих   случаях   рекомендуется применять способ секущих или хорд. На чертеже-схеме места происшествия необходимо указать,  была  ли  учтена при измерениях база транспортного средства и, по возможности, какому  колесу принадлежит тот или иной след.

Аналитические исследования следов шин.

Нередко  реконструкция  конечного   положения   транспортных   средств   или морфологические признаки следов шин, обнаруженных на месте происшествия,  не позволяют однозначно установить  их  принадлежность.  Тогда  эксперту-химику ставят вопрос, возможно ли идентифицировать  шины  с  помощью  аналитических исследований.

Следы  шин  состоят  частично  из  сдвинутого  щебеночного  покрытия  или асфальтовых компонентов, частично из  отделившихся  в  результате  истирания шин  частиц  резины,  а  также  из  дорожной  грязи,  собранной   вследствие непрерывного  проскальзывания  протектора  по  поверхности   дороги.   Таким образом, в обеих существенных составных частях следа шины -  органической  и еще более отчетливее в неорганической - мы имеем  дело  с  веществом  пробы, образованным чисто случайно, поскольку его основными  компонентами  являются асфальт и дорожная грязь. В противоположность этому признаки  материала  шин различных  модификаций  и   различных   изготовителей   обладают   невысокой дифференцируемой способностью,  и  выявить  ее  на  общем  фоне  загрязнений теоретически невозможно.

В заключение можно констатировать, что  при  помощи  химического  анализа органических  и  неорганических  компонентов  следа  невозможно   определить типовую  принадлежность  шин.  Еще   менее   вероятной   представляется   их идентификация. Тем не менее,  методом  пиролитической  газовой  хроматографии можно  дифференцировать   различные  типы  шин  при   условии   достаточного количества следообразующего материала.

Транспортные средства, находящиеся на месте происшествия, осматриваются, как правило, после  осмотра, фиксации и изъятия следов и предметов, подверженных быстрому изменению и уничтожению, и одновременно с трупом или сразу после него.

Осмотр транспортного  средства, участвовавшего в ДТП, имеет  не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для  выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство после аварии обычно сохраняет на себе множество следов, достаточно очевидных. Обязательно фиксируется его положение на месте происшествия по отношению к постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. Делается это посредством фотографирования, вычерчивания плана, схемы, и, конечно, протокольного описания.

Осмотр транспорта позволяет  установить: вид и модель транспортного  средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем).

Осмотр транспортного  средства производится как часть  осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть.

Порядок осмотра транспортного  средства определяется следователем с учетом информации об обстоятельствах события. Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят снизу вверх. Начинать его следует с передней части автомашины.

Тщательному осмотру  должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д. При осмотре  нижней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д. Следы рук надо искать в таких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на приборной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих предметов, которых касались водитель и пассажиры.

При осмотре автотранспортных средств используют приборы для  технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.

Обнаружение на транспортном средстве следов и повреждений, возникших  в процессе ДТП, не представляет, как уже указывалось, сложности. Труднее описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодолены с помощью специалиста.

Осмотр трупа производится по общим правилам. Однако при расследовании ДТП необходимо особенно тщательно:

1. зафиксировать позу трупа, сориентировать его в пространстве на проезжей части (или к ней, когда он находится вне проезжей части), зафиксировать его взаиморасположение с транспортным средством или следами ТС, его местоположение по отношению к проезжей части дороги, неподвижным ориентирам, иным предметам, имеющим отношение к авто-происшествию; замерить необходимые расстояния.

Для установления взаимного  расположения трупа и транспортного  средства производится измерение расстояний между ними, трупом и придорожными неподвижными предметами. Измерение расстояния между трупом и транспортным средством проводится трижды: от головы трупа и подошвенных поверхностей обеих стоп до боковой стороны транспортного средства, от головы (стоп) до уровня переднего бампера или уровня передних колес автомобиля. Полученные данные (в метрах и сантиметрах) заносятся в протокол и схему ДТП.

Для расследования механизма  ДТП очень важно зафиксировать  позу трупа (лежа, вверх или вниз лицом, на боку, в сидячем, полусидящем или других положениях), члено-расположение (в каких суставах и как согнуты верхние и нижние конечности либо как они выпрямлены и вытянуты). Отмечают также, куда направлено лицо потерпевшего, положение головы;

2. зафиксировать месторасположение, размеры и форму следов крови: на одежде и теле потерпевшего. Это позволяет установить положение тела в момент травмы, после получения травмы и возможные его перемещения. Расположение и форма следов крови на одежде и теле пострадавшего зависят от его положения в момент травмы, от характера и места повреждений мягких тканей и других условий. Потеки крови вдоль трупа и наличие капель крови на полотне дороги дают основание для суждения о том, что потерпевший после травмы какое-то время находился в вертикальном положении.

Следы крови на одежде фиксируются в протоколе осмотра: указывается их расположение, форма, размер, количество, цвет, наличие подсохшей  корочки и степень пропитания ткани одежды;

Информация о работе Особенности осмотра места происшествия (Методика расследования ДТП)