Особенности правовой идентификации правовой системы Древнего Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определена тем, что степень заинтересованности ученых данной проблематикой существенно отличалась в различных странах и эпохах. Если в Древней Индии ей придавалось большое значение, в том числе, и с позиций рассмотрения частноправовых споров, то древнекитайские исследователи в своем большинстве обходят это проблему стороной, либо касаются ее в гораздо меньшей степени, чем в Индии, и в основном - при рассмотрении проблем, связанных с государственным управлением и уголовно-правовыми вопросами.

Файлы: 1 файл

УП Древнего китая.docx

— 54.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Актуальность темы  исследования определена тем, что  степень заинтересованности ученых данной проблематикой существенно отличалась в различных странах и эпохах. Если в Древней Индии ей придавалось большое значение, в том числе, и с позиций рассмотрения частноправовых споров, то древнекитайские исследователи в своем большинстве обходят это проблему стороной, либо касаются ее в гораздо меньшей степени, чем в Индии, и в основном - при рассмотрении проблем, связанных с государственным управлением и уголовно-правовыми вопросами.

Правовые трактаты, столь распространенные и значимые в период античности, Древнем Китае не получили широкого распространения. Поэтому в Древнекитайском государстве интерпретации тех или иных правовых предписаний нередко содержались в самих источниках права.

Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений.

Целью данной работы является изучение особенностей традиционного (уголовного права) Древнего Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности правовой идентификации правовой системы Древнего Китая

 

Народы стран Дальнего Востока исходят из того, что социальный порядок должен охраняться по преимуществу методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками поведения, духом умеренности и согласия.

Вместе с тем, как мы отметили выше, социальное воздействие на личность в этих странах связано с разными концепциями общества1.

По мнению Д. Рене, традиционная философия Китая, развивавшаяся до XIX в. вне какого-либо иностранного влияния, полностью отличается от западной концепции. Ее фундаментальная идея далека от религиозной догмы и выражается в постулате о существовании космогонического строя, в котором взаимодействуют земля, небо и люди. Земля и небо подчинены неизменным законам, а люди - хозяева своих поступков, поэтому от того, как они ведут себя, зависит, будет в мире порядок или, наоборот, беспорядок.

Гармония, обусловливающая равновесие в мире и счастье людей, предстает в двух аспектах. Во-первых, как гармония между человеком и природой. Это означает, что поведение людей должно соответствовать естественному порядку. Во избежание эпидемии, неурожая, наводнения и землетрясения, а также при совершении тех или иных действий общественного и личного плана следует учитывать расположение планет, время года.

Правители должны служить образцом жизни, соответствующей естественному порядку - это их основная задача. Добродетель и мораль - более важные качества правителей, чем их практические познания.

Во-вторых, гармония необходима в отношениях людей между собой. На первом плане в таких отношениях должны находиться идея согласия и поиск консенсуса. Следует избегать осуждений, санкций, решений большинства. Несогласия должны как бы «растворяться», а не решаться.

Необходимо, чтобы предложенный выход был свободно принят участниками, считающими его справедливым, и при этом никто не «потерял бы лица». На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.

Благодаря таким взглядам китайцы отрицательно относятся к западной идее права с его строгостью и абстрактностью. Они считают, что человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого - стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех.

Юристы вызывают у китайцев недоверие, поскольку, по их мнению, используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов. Хотят они того или нет, но тем самым они способствуют недостойному поведению, не совместимому с интересами общества. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда нельзя класть непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению2.

Законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто повел бы себя антиобщественным образом. Однако речь не идет о буквальном следовании законам: при их исполнении и применении должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал в том, чтобы законы вообще не применялись и судебные решения не выносились.

Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает при этом, что оно предназначено для варваров, для тех, кто не заботится о морали, неисправимых преступников, наконец, иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Китайский же народ прекрасно обходится и без права. Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регулирует межличностные отношения так, как ему подсказывает смысл, т. е. китайцы следуют не праву, а соглашению и гармонии.

Таким образом, по мнению Д. Рене, правовая система Китая относится к дальневосточной правовой семье. Особый акцент при ее характеристике автор делает на так называемом обществе без права, вместе с тем утверждает, что за последние два десятилетия законодательство КНР существенно изменилось.

Немецкие компаративисты К. Цвайгерт и Х. Кетц занимают аналогичную позицию. По их мнению, в число отличительных критериев, на основе которых можно определить, к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему, помимо остальных следует включить восприятие права как исключительно важного инструмента социальной жизни в рамках упорядочения отдельных человеческих сообществ.

В этом отношении страны Дальнего Востока принципиально отличаются от остальных правовых семей. Правопорядок во всех западных государствах, не зависимо от того, принадлежит он к гражданскому или общему праву, основывается на том, что все важные вопросы жизни общества регулируются нормами объективного права, а не только нормами, выработанными традицией, нравами и моралью3.

В Китае, как утверждают авторы, под влиянием учения Конфуция (551-479 гг. до н. э.) уже в далекой древности существовал традиционный скептицизм по отношению к обобщающим формулировкам норм закона и ко всем формам их применения судами.

Китайские традиции еще и сегодня оказывают определенное, хотя и не столь значительное, влияние на право КНР В древнем Китае считалось, что человеческие отношения регулируются законами природы.

Высшая цель человека - стремление к созвучию его помыслов, чувств и деяний с космической гармонией. Правила, которым должен следовать человек, если он хочет вести себя «правильно» в этом смысле, называются «ли». Их содержание определяется социальным статусом того человека, к которому они применяются.

Следует отметить, что правила «ли» обусловливали поведение каждого в конкретной ситуации. Идеальным, по представлению конфуцианцев, считался тот человек, который понял суть естественного мирового порядка и, признав нормы поведения в качестве необходимых и полных смысла, добровольно им следовал, а потому покорно и скромно подчинял свои личные интересы сохранению установленной гармонии.

Отсюда становится очевидным, почему конфуцианство не могло быть высокого мнения о нормах права и об их применении судами. Любое право стремится к схематичному, упрощенному и типизированному регулированию человеческих отношений.

Итак, Конфуций и его ученики верили, что человек по природе добр и с помощью воспитания его можно побудить к осознанию необходимости добродетельного поведения, в то время как легисты считали человека эгоистичным, думающим только о реализации своих интересов. Потому они говорили о необходимости создания государственного законодательства, чтобы дисциплинировать человека.

Конфуций, в свою очередь, учил, что в иерархическом обществе различия в социальном положении следует рассматривать как выражение более высокой мировой гармонии. По мнению же легистов, перед законом все равны и правильного человеческого поведения можно добиться не философскими доктринами, а строгими уголовными законами, которые должны применяться средствами государственного принуждения и независимо от социального статуса.

 Тем не менее, когда в 206 г. до н. э. в Китае к власти пришла династия Хань, императоры которой высоко подняли авторитет Конфуция, его учение с большим успехом широко распространилось по всей стране4.

Однако победа конфуцианства, разумеется, не означала, что в Китае перестали издавать законы и социальная жизнь без помех осуществлялась на основе «ли». Более того, конфуцианские мыслители вынуждены были признать, что, хотя в тех условиях государственные законы играли меньшую роль, чем «ли», они представляли собой необходимую форму регулирования человеческих отношений.

Поэтому в Китае уже начиная с Ш в. до н. э. непрерывно издавались кодексы. От наиболее ранних из них остались только заголовки разделов или разрозненные фрагменты.

Интересно, что эти кодексы касались только вопросов уголовного и административного права и свидетельствовали о высокой юридической технике в Китае. Основная масса законов носила уголовно-правовой или административный характер, а суды занимались в основном рассмотрением уголовных дел.

В императорском Китае лишь небольшая часть гражданских дел рассматривалась государственными судами. Правительства китайских императоров такое развитие вполне устраивало. Благодаря тому, что большинство споров решалось «само собой» внутри местных общин в соответствии с традиционными, ориентированными на социальный статус, нормами поведения, среди китайцев усиливалось чувство принадлежности каждого индивида к своей узкой социальной среде и в значительной мере облегчались управленческие задачи государства по судопроизводству и законотворчеству в гражданско-правовой сфере.

Только в начале XX в. в Китае наметились перемены как в государственных, так и общественных структурах, что послужило началом кодификации частного права и разработке новых норм - правовых актов.

 

  1. Анализ особенностей  Уголовного (Традиционного) права Древнего Китая на основании историографического материала

 

Изучение китайского права позволяет лучше восстановить картину жизни того времени и найти «решения проблем социальной истории Китая».

Начиная с момента, когда первый свод законов княжества Чжэн был выгравирован на бронзовых ритуальных сосудах-треножниках, вполне можно говорить о более четком оформлении традиции юридической системы в Китае. Право возникло вместе с возникновением древнекитайского государства как его неотъемлемая часть.

Естественно, на протяжении веков свод дополнялся и детализировался, но большинство его положений оставалось неизменно. Необходимость же переосмыслять прежнее уложение было связано с тем, что «законы, изложенные в уложениях соответственно современным обстоятельствам, со временем становятся недостаточными; почему и пополняются, а иногда и заменяются новыми законами под названием постановлений, которые со времени своего утверждения получают силу закона же»5.

При династии Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.) уже сложилась система уголовных законов (люи), «которые были не просто ядром традиционных китайских законов, но и составляли большую их часть, а также система вспомогатель-ных статутов - «лин», которые дополняли законы «люй». Уголовные законы «люй» - стабильное наследие предшествовавших императоров, а статуты «лин» - это то, что было составлено и введено позднейшими императорами».

Первым полным китайским кодексом, который дошел до наших дней, является «Тан люй шу и» («Уголовные установления Тан с разъяснениями»), который был составлен под руководством зятя императора Тай-цзуна (627-629) Чансунь Уцзи. Вышесказанное о неизменности основных положений кодекса подтверждается и на примере статута «Тан люй шу и», поскольку он «следовал кодексу династии Суй, а непосредственными предше¬ственниками кодексов и статутов династии Суй и Тан были кодекс и статуты династии Северная Ци (549-579), именовавшиеся «Хэ- цин люй лин» («Уголовные законы и статуты годов царствования Хэ-цин, 562-565»), в свою очередь восходившие к законам династии Северная Вэй (386-535)». Поскольку законодательство периода династии Тан является наиболее ранним из дошедших до нашего времени полностью юридических памятников средневекового Китая, то оно может служить важным источником материала для исследования образа жизни различных слове населения - это касается как правового, так, например, и социального положения. Принципы, сформулированные в этом своде, оказали большое влияние на последующее законодательство в Китае. Он также сыграл значительную роль при создании системы дальневосточного права в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, куда входили японское, корейское, вьетнамское, киданьское, чжурчжэньское и тангутское право.

«Тан люй шу и» был составлен к 653 г. и являлся отражением четкой регламентации, в чем просматривалась попытка распространить ее государственной властью на все области жизни в обществе. Кодекс содержал «огромный материал для изучения методов государственного управления, а также социальных, экономических, этических и других проблем танской эпохи (618-907)»6.

В следовании законодательству виделся некий залог стабильности, а также более эффективного управления. Законодательство касалось столь разных областей, что, например, в первой половине VIII в. был составлен свод «Тан лю дянь» («Законоустановления Шести ведомств династии Тан»), где были прописаны принципы организации и деятельности центральных органов исполнительной власти - Шести ведомств (лю бу), возглавляемых Управлением ведомств (Шаншушэн). Этими ведомствами являлись «ведомства Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ».

Неизменность основных положений законодательства в Китае во многом связана с тем, что в основе китайского законодательства лежат конфуцианские принципы морали, хотя не стоит забывать и об огромном влиянии представителей школы фацзя на формирование идеи необходимости законодательства. Несмотря на то, что изначально Конфуций относился к этому вопросу негативно, именно конфуцианские ценности были приняты за основу норм поведения в обществе, активно прописываясь в законодательстве. Если говорить о времени, когда появляются первые сведения о применении свода законов, то нужно также отметить следующее - во времена династии Чжоу общество регулировалось с помощью моральных стереотипов поведения (ли) и наказаний (син).

Информация о работе Особенности правовой идентификации правовой системы Древнего Китая