Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 16:43, курсовая работа
Актуальность темы исследования определена тем, что степень заинтересованности ученых данной проблематикой существенно отличалась в различных странах и эпохах. Если в Древней Индии ей придавалось большое значение, в том числе, и с позиций рассмотрения частноправовых споров, то древнекитайские исследователи в своем большинстве обходят это проблему стороной, либо касаются ее в гораздо меньшей степени, чем в Индии, и в основном - при рассмотрении проблем, связанных с государственным управлением и уголовно-правовыми вопросами.
Содержание
Народы стран Дальнего Востока исходят из того, что социальный порядок должен охраняться по преимуществу методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками поведения, духом умеренности и согласия.
Вместе с тем, как мы отметили выше, социальное воздействие на личность в этих странах связано с разными концепциями общества1.
По мнению Д. Рене, традиционная философия Китая, развивавшаяся до XIX в. вне какого-либо иностранного влияния, полностью отличается от западной концепции. Ее фундаментальная идея далека от религиозной догмы и выражается в постулате о существовании космогонического строя, в котором взаимодействуют земля, небо и люди. Земля и небо подчинены неизменным законам, а люди - хозяева своих поступков, поэтому от того, как они ведут себя, зависит, будет в мире порядок или, наоборот, беспорядок.
Гармония, обусловливающая равновесие в мире и счастье людей, предстает в двух аспектах. Во-первых, как гармония между человеком и природой. Это означает, что поведение людей должно соответствовать естественному порядку. Во избежание эпидемии, неурожая, наводнения и землетрясения, а также при совершении тех или иных действий общественного и личного плана следует учитывать расположение планет, время года.
Правители должны служить образцом жизни, соответствующей естественному порядку - это их основная задача. Добродетель и мораль - более важные качества правителей, чем их практические познания.
Во-вторых, гармония необходима в отношениях людей между собой. На первом плане в таких отношениях должны находиться идея согласия и поиск консенсуса. Следует избегать осуждений, санкций, решений большинства. Несогласия должны как бы «растворяться», а не решаться.
Необходимо, чтобы предложенный выход был свободно принят участниками, считающими его справедливым, и при этом никто не «потерял бы лица». На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.
Благодаря таким взглядам китайцы отрицательно относятся к западной идее права с его строгостью и абстрактностью. Они считают, что человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого - стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех.
Юристы вызывают у китайцев недоверие, поскольку, по их мнению, используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов. Хотят они того или нет, но тем самым они способствуют недостойному поведению, не совместимому с интересами общества. В любом случае конкретное решение должно отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не быть втиснутым в рамки юридической схемы. Возмещение вреда нельзя класть непомерным грузом на плечи должника и вести его семью к разорению2.
Законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. Их полезная роль ограничивается тем, что они предлагают образцы поведения и предостерегают тех, кто повел бы себя антиобщественным образом. Однако речь не идет о буквальном следовании законам: при их исполнении и применении должна сохраняться большая свобода усмотрения, а идеал в том, чтобы законы вообще не применялись и судебные решения не выносились.
Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает при этом, что оно предназначено для варваров, для тех, кто не заботится о морали, неисправимых преступников, наконец, иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Китайский же народ прекрасно обходится и без права. Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регулирует межличностные отношения так, как ему подсказывает смысл, т. е. китайцы следуют не праву, а соглашению и гармонии.
Таким образом, по мнению Д. Рене, правовая система Китая относится к дальневосточной правовой семье. Особый акцент при ее характеристике автор делает на так называемом обществе без права, вместе с тем утверждает, что за последние два десятилетия законодательство КНР существенно изменилось.
Немецкие компаративисты К. Цвайгерт и Х. Кетц занимают аналогичную позицию. По их мнению, в число отличительных критериев, на основе которых можно определить, к какой правовой семье следует отнести ту или иную правовую систему, помимо остальных следует включить восприятие права как исключительно важного инструмента социальной жизни в рамках упорядочения отдельных человеческих сообществ.
В этом отношении страны Дальнего Востока принципиально отличаются от остальных правовых семей. Правопорядок во всех западных государствах, не зависимо от того, принадлежит он к гражданскому или общему праву, основывается на том, что все важные вопросы жизни общества регулируются нормами объективного права, а не только нормами, выработанными традицией, нравами и моралью3.
В Китае, как утверждают авторы, под влиянием учения Конфуция (551-479 гг. до н. э.) уже в далекой древности существовал традиционный скептицизм по отношению к обобщающим формулировкам норм закона и ко всем формам их применения судами.
Китайские традиции еще и сегодня оказывают определенное, хотя и не столь значительное, влияние на право КНР В древнем Китае считалось, что человеческие отношения регулируются законами природы.
Высшая цель человека - стремление к созвучию его помыслов, чувств и деяний с космической гармонией. Правила, которым должен следовать человек, если он хочет вести себя «правильно» в этом смысле, называются «ли». Их содержание определяется социальным статусом того человека, к которому они применяются.
Следует отметить, что правила «ли» обусловливали поведение каждого в конкретной ситуации. Идеальным, по представлению конфуцианцев, считался тот человек, который понял суть естественного мирового порядка и, признав нормы поведения в качестве необходимых и полных смысла, добровольно им следовал, а потому покорно и скромно подчинял свои личные интересы сохранению установленной гармонии.
Отсюда становится очевидным, почему конфуцианство не могло быть высокого мнения о нормах права и об их применении судами. Любое право стремится к схематичному, упрощенному и типизированному регулированию человеческих отношений.
Итак, Конфуций и его ученики верили, что человек по природе добр и с помощью воспитания его можно побудить к осознанию необходимости добродетельного поведения, в то время как легисты считали человека эгоистичным, думающим только о реализации своих интересов. Потому они говорили о необходимости создания государственного законодательства, чтобы дисциплинировать человека.
Конфуций, в свою очередь, учил, что в иерархическом обществе различия в социальном положении следует рассматривать как выражение более высокой мировой гармонии. По мнению же легистов, перед законом все равны и правильного человеческого поведения можно добиться не философскими доктринами, а строгими уголовными законами, которые должны применяться средствами государственного принуждения и независимо от социального статуса.
Тем не менее, когда в 206 г. до н. э. в Китае к власти пришла династия Хань, императоры которой высоко подняли авторитет Конфуция, его учение с большим успехом широко распространилось по всей стране4.
Однако победа конфуцианства, разумеется, не означала, что в Китае перестали издавать законы и социальная жизнь без помех осуществлялась на основе «ли». Более того, конфуцианские мыслители вынуждены были признать, что, хотя в тех условиях государственные законы играли меньшую роль, чем «ли», они представляли собой необходимую форму регулирования человеческих отношений.
Поэтому в Китае уже начиная с Ш в. до н. э. непрерывно издавались кодексы. От наиболее ранних из них остались только заголовки разделов или разрозненные фрагменты.
Интересно, что эти кодексы касались только вопросов уголовного и административного права и свидетельствовали о высокой юридической технике в Китае. Основная масса законов носила уголовно-правовой или административный характер, а суды занимались в основном рассмотрением уголовных дел.
В императорском Китае лишь небольшая часть гражданских дел рассматривалась государственными судами. Правительства китайских императоров такое развитие вполне устраивало. Благодаря тому, что большинство споров решалось «само собой» внутри местных общин в соответствии с традиционными, ориентированными на социальный статус, нормами поведения, среди китайцев усиливалось чувство принадлежности каждого индивида к своей узкой социальной среде и в значительной мере облегчались управленческие задачи государства по судопроизводству и законотворчеству в гражданско-правовой сфере.
Только в начале XX в. в Китае наметились перемены как в государственных, так и общественных структурах, что послужило началом кодификации частного права и разработке новых норм - правовых актов.
Информация о работе Особенности правовой идентификации правовой системы Древнего Китая