Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Особые процессуальные правила производства по делам несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально - психологических и иных свойств лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Особенности производства обусловливаются также степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в полной мере использовать свои права на предварительном следствии, в частности, право на защиту. Эта специфика и находит свое законодательное отражение в особых процессуальных нормах.

Содержание работы

Введение
1. Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними
2. Специфическое правовое положение несовершеннолетних
3. Особенности судебного разбирательства
Вывод
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

По дисциплине "Уголовно-процессуальное право"

Тема работы: "Особенности производства по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних"

Работу выполнила студентка

3 курса гр. 3зую

Янина Оксана Леонидовна

Научный руководитель

Фролова Г.Н.

Волжский 2013

 

Содержание

Введение

1. Причины и условия совершения  преступлений несовершеннолетними

2. Специфическое правовое положение  несовершеннолетних

3. Особенности судебного разбирательства

Вывод

Список использованной литературы

 

Введение

Несовершеннолетним в соответствии с нормами УПК РФ признается лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

Преступность в среде несовершеннолетних - это серьезная проблема, с которой, так или иначе, сталкивается и борется каждое государство. Суть этой проблемы заключается не только в том, что совершаются преступления, которые необходимо расследовать, а виновных наказывать, но и в том, что субъектами совершения преступлений являются несовершеннолетние - по сути, просто, дети, жизнь которых только начинаются.

Производство по делам о преступлениях, совершенных подростками, имеет  значительные особенности. Специфическое  правовое положение в обществе лиц, не достигших совершеннолетия, диктует  необходимость регламентировать особые правила и процедуры обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного процесса.

Особые процессуальные правила  производства по делам несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально - психологических и иных свойств лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Особенности производства обусловливаются также степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в полной мере использовать свои права на предварительном следствии, в частности, право на защиту. Эта специфика и находит свое законодательное отражение в особых процессуальных нормах.

Правила производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних нацелены на создание дополнительных гарантий полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, выявления причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними, реализации им своих процессуальных прав, применения обоснованных и справедливых уголовно - процессуальных мер воздействия на несовершеннолетнего с учетом данных о его личности и содеянного.

 

1. Причины и условия  совершения преступлений несовершеннолетними

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Поведение несовершеннолетних имеет ряд особенностей - недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в своём кругу, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть "компенсированы" соответствующей  социально-положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности "катализируют" вредные влияния, приобретают отрицательную направленность. Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-положительных, так и в сторону социально-отрицательных влияний.

Устойчивое  мнение о том, что главной причиной преступности несовершеннолетних является "уязвимость", которая заключается  в том, что отличающие несовершеннолетних особенности делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.

Не  имея возможности законным путем  удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают добывать необходимые  вещи и продукты в меру своих сил  и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

Преступности  несовершеннолетних способствует и  неконтролируемое поведение подростков в школах и ПТУ. Школа, которая призвана играть центральную роль в воспитание и обучение несовершеннолетних, в последние годы перестает в полной мере выполнять такую важную функцию. Одной из специфических причин преступности несовершеннолетних на современном этапе жизни общества является катастрофическое положение с организацией досуга детей и подростков по месту жительства. Многие детские учреждения, организации прекратили свое существование, а помещения, принадлежавшие им, переданы в аренду коммерческим структурам.

Обострение  проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, приводят к крайне негативным последствиям.

Среди несовершеннолетних из неблагополучных  семей интенсивность преступности особенно высока. В основном в этих семьях процветают пьянство, наркомания, отсутствуют какие-либо нравственные устои, элементарная культура. Специалисты различных отраслевых наук приводят внушительные цифры, говоря о несовершеннолетних, страдающих психическими заболеваниями, не исключающими и исключающими вменяемость. Психические расстройства детей - во многом результат и наследие соответствующего поведения и жизни их родителей. Выходцы из бедных семей имеют гораздо меньше, чем их обеспеченные сверстники, возможностей получить достойное образование и конкурентоспособную профессию, способную стать фундаментом жизненного успеха. Низкий уровень материальной обеспеченности семьи часто стимулирует формирование у детей "психологии изгоев общества, аутсайдеров, а она в свою очередь предопределяет негативное отношение к труду и учебе, неуважение к закону и базовым ценностям общества, выступает как один из субъективных факторов криминализации сознания и как следствие - отклоняющегося и, в конечном счете, преступного поведения.

Наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной  неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в  определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.

Итак, причинами преступности несовершеннолетних выступают: экономические трудности, отсутствие возможности трудоустройства, отсутствие организации досуга детей и подростков по месту жительства, системы оздоровления и летней занятости, обострение проблем семейного неблагополучия на общем фоне нищеты и постоянной нужды, моральная и социальная деградация, происходящая в семьях, безнадзорность.

2. Специфическое правовое положение несовершеннолетних

несовершеннолетний  криминал преступление уголовный

Главной целью осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних является обеспечение его благополучия таким образом, чтобы любые меры воздействия на подростка были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.

Специфическое правовое положение несовершеннолетних в уголовном процессе обусловлено особенностями его психофизиологических, социально - психологических свойств и качеств.

Особенностью  судопроизводства является участие  в нем законных представителей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, которые допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса подростка (ст. 426 УПК). При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются их права: 1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; 2) присутствовать при предъявлении обвинения; 3) участвовать в его допросе, а также с разрешения следователя - в иных следственных действиях, производимых с участием подростка и его защитника; 4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых законный представитель принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; 5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; 6) представлять доказательства; 6) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

По  окончании предварительного расследования несовершеннолетнему обвиняемому могут и не предъявить для ознакомления материалы уголовного дела, если они способны оказать на него отрицательное воздействие, для чего выносится постановление прокурора, следователя, дознавателя. В этом случае представитель подростка обязательно знакомится с этими материалами.

Законный  представитель по постановлению  прокурора, следователя, дознавателя  может быть отстранен от участия  в уголовном деле, если имеются  основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам подростка. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего.

Исходя  из требований норм международных договоров (ст. 11.2 Пекинских правил), прекращение  уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего правонарушителя может быть осуществлено на любом этапе судопроизводства. УПК предусматривает как один из таких вариантов прекращение уголовного преследования на этапе предварительного расследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 427 УПК).

Если  в ходе предварительного расследования  уголовного дела о преступлении небольшой  или средней тяжести будет  установлено, что несовершеннолетний обвиняемый совершил это преступление впервые и его исправление может быть достигнуто без применения наказания, то прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительных мер воспитательного воздействия.

3. Особенности судебного разбирательства

Судебное  производство по делам о преступлениях  несовершеннолетних осуществляется в  общем порядке с применением  положений, определяемых главой 50. К  таким положениям уголовно-процессуальный закон относит: разрешение судом дополнительных вопросов при постановлении приговора несовершеннолетнему (ст. 430 УПК); участие законного представителя несовершеннолетнего подсудимого в судебном заседании (ст. 428 УПК); удаление при необходимости подростка из зала судебного заседания (ст. 429 УПК); прекращение уголовного преследования либо освобождение несовершеннолетнего подсудимого от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 427, 431 УПК); освобождение судом подсудимого от наказания с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 432 УПК).

Допрос  подростка не может продолжаться без перерыва более двух часов  и более четырех часов в  день; в судебном заседании обязательно участвует защитник. В допросе лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участвует педагог или психолог, которые с разрешения суда вправе задавать ему вопросы (ч. 1-3, 5 ст. 425 УПК).

В судебном заседании принимает участие  законный представитель несовершеннолетнего, который имеет право: 1) заявлять ходатайства и отводы; 2) давать показания; 3) представлять доказательства; 4) участвовать в прениях сторон; 5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда; 6) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Когда законный представитель допущен к участию в уголовном деле в качестве защитника или гражданского ответчика, он имеет права и несет ответственность в соответствии со ст. 53, 54 УПК.

Если  есть основания полагать, что действия законного представителя наносят  ущерб интересам несовершеннолетнего  подсудимого, то по решению суда он может быть отстранен от участия в дальнейшем судебном разбирательстве. В этом случае допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого (ст. 428 УПК). По ходатайству стороны, а также по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания председательствующий сообщает ему в необходимом объеме и форме содержание судебного разбирательства, происшедшего в его отсутствие, и представляет подсудимому возможность задать вопросы лицам, допрошенным в его отсутствие.

При постановлении приговора  в отношении несовершеннолетнего суд наряду с вопросами, указанными в ст. 299 УПК, обязательно решает вопрос о возможности его освобождения от наказания в случаях, предусмотренных ст. 90, 91, 92 УК РФ, либо условного осуждения, либо назначения наказания, не связанного с лишением свободы. При назначении подростку принудительных мер воспитательного воздействия суд указывает, на какое специализированное учреждение для несовершеннолетнего возлагается осуществление контроля за его поведением (ст. 430 УПК).

В нормах международного права большое  значение уделяется перевоспитанию несовершеннолетнего правонарушителя  без применения наказания в виде лишения свободы, с использованием различных форм воспитательного  воздействия. Как определено в Пекинских  правилах, в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия. При этом ни один несовершеннолетний не может быть изъят из-под надзора родителей, частично или полностью, если это не оправдано обстоятельствами дела (ст. 18.1, 18.2 Пекинских правил).

В целях реализации указанных положений  норм международного права, имеющих  приоритет в применении (ч. 3 ст. 1 УПК), в уголовно-процессуальном законе предусмотрено три варианта применения судом специальных мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя: 1) прекращение уголовного преследования с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 427 УПК); 2) освобождение судом от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 431 УПК); 3) освобождение судом от наказания с направлением в специализированное учреждение для несовершеннолетних (ст. 432 УПК).

Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних