Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:43, контрольная работа

Описание работы

Особые процессуальные правила производства по делам несовершеннолетних установлены законом с учетом возрастных, психофизических, социально - психологических и иных свойств лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. Особенности производства обусловливаются также степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в полной мере использовать свои права на предварительном следствии, в частности, право на защиту. Эта специфика и находит свое законодательное отражение в особых процессуальных нормах.

Содержание работы

Введение
1. Причины и условия совершения преступлений несовершеннолетними
2. Специфическое правовое положение несовершеннолетних
3. Особенности судебного разбирательства
Вывод
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

В случае принятия прокурором, следователем, дознавателем решения о прекращении уголовного преследования несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести впервые, и возбуждении перед судом ходатайства о применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, ходатайство вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд. Суд рассматривает ходатайство и материалы уголовного дела с участием подростка, его законного представителя, защитника, прокурора (ч. 2 ст. 427 УПК). Постановление судьи может быть обжаловано в кассационном порядке. Повторное обращение в суд возможно лишь при возникновении новых обстоятельств.

Если уголовное дело поступило  в суд с обвинительным заключением  или обвинительным актом, он может  прекратить его по основаниям, которые указаны в части первой ст. 427 УПК (преступление небольшой или средней тяжести совершено подростком впервые и есть основания полагать, что исправление может быть достигнуто без применения наказания), и применить к несовершеннолетнему обвиняемому принудительную меру воспитательного воздействия (ч. 3 ст. 427 УПК). При этом суд возлагает на специализированное учреждение для несовершеннолетних контроль за исполнением требований, предусмотренных принудительной мерой воспитательного воздействия. Если подросток систематически не исполняет требования суда, по ходатайству специализированного учреждения для несовершеннолетних суд может отменить постановление о прекращении уголовного преследования и применении принудительной меры воспитательного воздействия и направляет материалы уголовного дела прокурору для дальнейшего производства, после чего производство по делу продолжается в общем порядке.

Следует обратить внимание на то, что  прекращение уголовного преследования  по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 427 УПК, не допускается, если подросток или его законный представитель против этого возражают.

В случае, если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или  средней тяжести будет установлено, что подросток, совершивший это  преступление, может быть исправлен без применения уголовного наказания, суд прекращает уголовное дело и применяет к нему принудительные меры воспитательного воздействия. При этом копия постановления суда направляется в специализированное учреждение для осуществления контроля за поведением несовершеннолетнего (ст. 431 УПК).

Если при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или  средней тяжести будет установлено, что несовершеннолетний, совершивший  это преступление, может быть исправлен  без применения уголовного наказания, то суд в соответствии с ч.1 ст.92 УК РФ вправе, постановив обвинительный приговор, освободить несовершеннолетнего подсудимого от наказания и применить к нему принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ.

При рассмотрении уголовного дела о  преступлении средней тяжести суд  может, постановив обвинительный приговор, освободить осужденного от наказания  и в соответствии со ст. 92 УК РФ направить  его в специализированное учреждение для несовершеннолетних на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет, если будет признано достаточным для исправления подростка помещение его в указанное учреждение. Пребывание осужденного в нем может быть прекращено до достижения им совершеннолетия, если отпадет необходимость в дальнейшем применении к нему данной меры. Продление срока пребывания осужденного в исправительном учреждении после достижения им совершеннолетия допускается только для завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки. Вопрос о прекращении либо продлении срока пребывания осужденного в специализированном учреждении рассматривается по его ходатайству единолично судьей районного суда по месту нахождения учреждения или по месту жительства несовершеннолетнего осужденного в течение десяти суток со дня поступления ходатайства. В судебном заседании, в котором принимают участие осужденный, его законный представитель, защитник, прокурор и представитель специализированного учреждения, исследуется заключение администрации учреждения, выслушиваются мнения участвующих в данном уголовном деле лиц. По результатам рассмотрения ходатайства судья выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

Уголовная ответственность несовершеннолетних основывается на общих принципах  борьбы с преступностью: законности, равенства граждан перед законом и судом, виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Однако эти принципы применительно к несовершеннолетним имеют специфику, которая определяется тем, что наказание в отношении несовершеннолетних в особой степени должно быть подчинено цели исправления виновных и предупреждения совершения новых преступлений.

Уголовно - процессуальное законодательство содержит комплекс специализированных правовых норм, регулирующих особенности  производства по делам несовершеннолетних: предмет доказывания; применение заключения под стражу, других мер пресечения; проведение отдельных следственных действий; окончание предварительного следствия; разбирательство дел в суде. Большинство этих правовых предписаний включено в гл. 50 УПК, что повышает эффективность правового регулирования соответствующих общественных отношений. Процессуальный закон не требует обязательного производства предварительного следствия по уголовным делам обо всех преступлениях несовершеннолетних. УПК предусматривает, что расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними, производится в форме предварительного следствия следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, внутренних дел, а также в форме дознания по правилам о подследственности, определенной в ст. 150 и 151 УПК.

Важной гарантией обеспечения  прав несовершеннолетних является положение  закона о том, что при наличии  признаков преступления, по которому обязательно предварительное следствие, функции органа дознания по таким делам ограничиваются возбуждением дела и проведением неотложных следственных действий (ст. 157 УПК). После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий орган дознания обязан направить уголовное дело прокурору для определения подследственности.

При производстве расследования по уголовным делам в отношении  несовершеннолетних особенностями  обладает предмет доказывания. Развернутая  регламентация предмета доказывания  по этим делам является существенной гарантией всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления, личности правонарушителя, обеспечения воспитательного воздействия судопроизводства.

При производстве расследования и  судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, необходимо установить обстоятельства, указанные в ст. 73 УПК РФ.

 

Вывод

Наличие значительного контингента  таких несовершеннолетних требует  разработки действенных методов  всестороннего изучения личности трудных  подростков с целью психодиагностики и психокоррекции.

А.С. Макаренко указывал, что каждому  воспитателю необходимо не только знать  общепринятые методы воспитания и обучения, но также и учитывать своеобразие  их преломления через восприятие личности подростка - объекта воспитания. Идея комплексного подхода к исследованию личности уже давно утвердилась в русле общепсихологической теории (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.). Необходимость такого подхода к изучению личности трудных подростков диктуется в настоящее время фактами, свидетельствующими о малой диагностической и прогностической ценности разрозненных и узкоспециальных обследований, когда отдельные характеристики личности не могут объяснить целостной природы противоправного поведения. Комплексный подход представляется наиболее эффективным при рассмотрении личности подростка как сложной системы, образуемой сочетанием различных по уровню сформированности и содержанию психологических свойств и находящейся в динамике своего онтогенетического развития.

Личность подростка - сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно-психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию "трудных". Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д. При отсутствии своевременной психологической коррекции трудные подростки могут перейти в категорию, характеризующуюся устойчивым асоциальным поведением и склонностью к правонарушениям. Одним из проявлений повышенного внимания к охране прав несовершеннолетних при рассмотрении в отношении них уголовных дел является удвоенное представительство их интересов в уголовном процессе - одновременно в деле участвует защитник и законный представитель. В качестве законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) допускается один из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей либо уполномоченный представитель учреждения или организации, на попечении которого он находится.

Список использованной литературы

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации  от 25.12.1993 г.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г.

3. Комментарий к Уголовному кодексу  РФ

4. Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) N 174-ФЗ от 18.12.2001

5. Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"

6. Федеральный закон от 24.06.1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних"

Научная литература

1. Уголовное право России. Общая  часть. Учебник.-М.: 1996г

2. Журнал "Российская юстиция"  №№ 6, 7. -М, "Юридическая литература", 1997г

3. Г.С. Гаверов "Проблемы наказания  несовершеннолетних преступников»

4. Загорский Г.И. Судебное разбирательство  по уголовным делам. М.: - Юридическая  литература, 2005.

5. Курченко В., Павлова Л. Судебное  разбирательство.//Российская юстиция. 2001

6. Рыжаков А.П. Уголовное право:  Учебник для вузов. - М.: "Издательство  ПРИОР", 2007.

7. Уголовный право. Учебное пособие. //Под ред. Гуценко К.Ф. М. 2006.

8. Уголовное право. : Учебник для вузов/Под ред. В.П. Божьева. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2002.

9. Мальцев В.В. Принципы уголовного  права. - Волгоград, 2001


Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних