Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования выступают непосредственно уголовно-правовые нормы, регламентирующие особенности назначения наказания несовершеннолетним.
Научная новизна исследования заключается в развернутом теоретико-прикладном анализе ранее действующих и современных уголовно-правовых норм, регулирующих вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним мер, альтернативных уголовной ответственности, а также региональной судебной практики применения этих норм. Проведенное исследование позволило сделать определенные выводы и предложить рекомендации по совершенствованию уголовного законодательства в части, касающейся уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к ним мер воспитательного воздействия.

Содержание работы

Введение.
I.I.Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве.
I.II.Установление возраста несовершеннолетнего.
II.Особенности системы наказаний для несовершеннолетних.
III. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения.
IV. Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, как альтернативы уголовной ответственности или наказанию.
V. Особенности исчисления сроков давности и погашения судимости у несовершеннолетних.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовик по уголовке111.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

          Система (от греч. Systema  -  целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное  целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие места.[00] Филосовский энциклопедический словарь. М, 1999. С 415. [ 9 ]

       Система наказаний - это целостное  множество видов наказания (элементов  системы) и подсистем, включающих  сгруппированные по различным  основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний ( ст. 44-59 УК РФ) и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний - это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ "Виды наказаний". Как всякая система она охватывает подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права. Содержание подсистем проистекает из норм гл. 9 "Понятие и цели наказания. Виды наказаний", а также из конструкции санкций за конкретные преступления. [ 8 ]

         Под системой наказаний принято  понимать установленный уголовным  законом, обязательный для суда, исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных  в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. Достоинством данного определения является то, что оно указывает на такие признаки система наказаний, как: а) установление ее уголовным законом и обязательность для суда; б) конечность перечня видов наказаний, содержащихся в системе; в) размещение видов наказания в перечне по принципу возрастания их репрессивности. [ 9 ]

         Профессор Н.С. Таганцев еще  на рубеже XIX и ХХ вв. отмечал,  что наказание как причиняемое виновному физическое или психическое страдание крайне разнообразно. История уголовного права дает нам печальную картину человеческой изобретательности, направленной к изысканию средств и способов причинения наибольшего страдания людям, навлекшим на себя кару закона. Но в этом разнообразии можно отыскать общие признаки, дающие возможность свести карательные меры к известным типам. Таким объединяющим признаком является свойство блага или интереса, поражаемого наказанием. Лишение жизни, причинение физического страдания, стеснение или лишение свободы, поражение чести и правоспособности, уменьшение или лишение имущества - вот общий перечень типов наказания во всех законодательствах. [  4 ]

На протяжении исторического развития российского уголовного законодательства система наказаний подвергалась изменениям, которые зависели от политического строя, экономической ситуации, общественного мнения и других социальных детерминант. При этом система наказаний всегда почти зеркально отражала уровень нравственности, культуры и общей цивилизованности общества. Например, в средние века доминирующая в то время в обществе идея об устрашающей силе наказания породила такие системы уголовных наказаний, которые были призваны запугать население своей жестокостью. Значительное место отводилось в этих системах квалифицированным видам смертной казни, наказаниям, физически и духовно калечащим людей.

         С развитием цивилизации системы  наказаний становились мягче,  гуманнее. Постепенно из них исчезли калечащие наказания (отсечение ушей, рук и т.д.), варварские виды смертной казни (подвешивание на крюк за ребро, четвертование, колесование и др.) . [ 4 ]

      Подсистемы, объединяющие виды наказания,  могут быть сгруппированы следующим  образом. Наказания подразделяются  прежде всего по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. В уголовной статистике это первый показатель структуры судимости.[ 8 ]

       УК  предусматривает две системы  наказаний: 1) основную, или полную, для  взрослых; 2) дополнительную, или усеченную (для несовершеннолетних).

       Основная, или полная, система наказаний (ст. 44 УК) состоит из 12 видов: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь. [ 4 ]

Для нормального, достаточно эффективного функционирования системы наказаний в сфере ее применения требуется, чтобы:

а) она была более или менее  емкой, т.е. включала такое число  видов уголовного наказания, которое позволяло бы суду в каждом случае обеспечить выбор строго индивидуального наказания с учетом характера и степени общественной опасности преступления, совершенного человеком, а также его личностных данных;

б) интервалы каждого вида наказания (размеры, сроки) должны быть достаточными для определения судом оптимальной дозы (количества) избираемого наказания. [7]

        Согласно выводам  теории систем для последних  характерен следующий набор признаков:

1) наличие некоего множества объектов (или одного целостного объекта, сложного по своей внутренней структуре);

2) обособленность этого множества  (объекта) от других объектов;

3) конечность числа объектов, составляющих  данное множество (элементов системы);

4) упорядоченность этих объектов;

5) взаимная связь между ними;

6) наличие между объектами определенных  отношений, принимающих форму  противоречивого взаимодействия. [7]

Резюмируя, систему наказаний можно  определить как установленную уголовным законом и носящую исчерпывающий характер совокупность видов уголовного наказания, расположенных в определенной последовательности в соответствии со степенью их тяжести, взаимно дополняющих и заменяющих друг друга. [7]

           В уголовно-правовой литературе  определяются основные принципы, на основании которых строится система наказаний. Эти принципы можно разделить на общие и специфические. Общие принципы представляют собой исходные положения права, которые под воздействием уголовной политики государства приобрели в уголовном праве известные особенности и являются общими началами построения системы наказаний и воплощения её  в уголовном законе . к ним относятся следующие принципы:

  1. Принцип законности (ст.3 УК РФ ), предполагающий построение системы наказаний в точном  и безусловном соответствии  с положениями Конституции Российской Федерации и основанных на ней нормативных актов, а также возможность восстановления законных прав и интересов граждан, нарушенных в результате судебных ошибок.
  2. Принцип гуманизма (ч.1 ст.7 УК РФ), заключающийся в стремлении законодателя предусмотреть такие виды в системе наказаний, используя которые можно было бы наиболее эффективно оградить общество от преступности и преступников, а  также в уважении к человеческому достоинству самого преступника. Именно поэтому в современном уголовном законодательстве отсутствуют наказания, унижающие и позорящие честь и достоинство осужденного (ч.2 ст.7 УК РФ).
  3. Принцип демократизма , предполагающий установление  в системе наказаний  таких видов, которые можно было бы  применить к любому лицу совершившему преступление, не зависимо от его имущественного, социального и служебного положения, национальной и расовой принадлежности и вероисповедания, исходя из общественной  опасности личности виновного и совершенного  им деяния. [ 9 ]

 

          Принципы построения системы видов уголовных наказаний есть ничто иное, как отражение в теории уголовного права основополагающих идей и положений, которыми руководствуются законодатели при построении системы уголовных наказаний в тот или иной исторический период законотворчества. Принципы построения системы наказаний не являются и не могут быть раз и навсегда данными основополагающими идеями (или положениями), они динамичны или изменяемы в зависимости от уголовной политики государства в борьбе с преступностью в тот или иной период его функционирования, целей наказания, религиозных, нравственных воззрений и культуры народа. [7 ]

         В специфических принципах построения системы уголовных наказаний  отражаются отраслевые принципы уголовного права и принципы одного из его основных институтов- наказания. Эти принципы законодатель реализует  в системе наказаний, закрепляя в уголовном законе тот или иной их вид. К ним относятся:

Принцип неотвратимости, суть которого заключается в том, чтобы действующая система наказаний предусматривала определенное разнообразие их видов в интересах обеспечения возможности и обязательности реагирования государства в каждом случае совершения преступления.[ 9 ]    В п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 обращается внимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественному рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений.[3]  Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14. 02. 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.]

  1. Принцип индивидуализации , предполагающий наличие в системе разнообразных видов наказаний и возможность их применения с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих уголовную ответственность (ч.2 ст.89 УК РФ). Соблюдение принципа индивидуализации особенно важно по отношению к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, поскольку несовершеннолетние правонарушители представляют собой особую группу, существенно отличающуюся от взрослых преступников  по особенностям личности, которой присущи черты, как недостаточная социальная зрелость, не завершенность интеллектуально-волевого развития. Все это обуславливает необходимость индивидуального подхода к решению вопросов, связанных с назначением и использованием наказаний в отношении несовершеннолетних.
  2. Принцип определенности, заключающийся в том, что устанавливаемый уголовным законом перечень видов наказаний должен быть исчерпывающим. Никакие другие наказания, кроме  включенных в систему наказаний (ст.88 УК РФ), не могут быть назначены судом.
  3. Принцип целесообразной репрессивности, который предполагает такое построение системы наказаний, при котором  разнообразные  их виды обеспечивают  целесообразное карательное воздействие на лицо, совершившее преступление , чтобы, причиняя ему более или менее  чувствительные ограничения, не допустить излишних страданий  или унижения его человеческого достоинства. Здесь применяется преемственность  от общего принципа гуманизма.
  4. Принцип экономии карательных средств, который относительно построения системы наказаний выражается в стремлении законодателя установить такие виды наказания, такой порядок их применения  и исполнения , при которых как можно менее ограничивалось бы свобода граждан, существовала бы возможность замены суровых наказаний более мягкими. Частично он нашел свое отражение в ч. 1 ст. 60 УК РФ. Этот принцип находит свое выражение в построении системы наказаний для несовершеннолетних : среди наказаний , которые могут назначаться несовершеннолетним , только два вида ( арест и лишение свободы на определенный срок )ограничивают право на личную свободу лиц, совершивших преступления, однако сроки этих ограничений гораздо менее продолжительны, нежели для взрослых. Кроме того, Уголовный кодекс предусматривает возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности  с применением  принудительных мер воспитательного воздействия, в результате чего коррекция поведения несовершеннолетнего преступника производится без помощи  карательной силы уголовного наказания  путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. [ 9 ]   

         В отношении несовершеннолетних  предусмотрены шесть видов из  общего числа наказаний, предусмотренных  ст. 44 УК. Каждый из видов наказаний,  перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, имеет свои особенности, общая и основная из которых - ограниченный размер назначаемого наказания.

        Из перечня наказаний, предусмотренных  ст. 44 нового УК, для несовершеннолетних исключены: лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части, пожизненное лишение свободы и смертная казнь. Это объясняется разными причинами, но две основные состоят в том, что многие наказания не могут быть применены к несовершеннолетним в силу возраста и положения в обществе, а также в силу чрезмерной строгости для лиц, которые по-настоящему еще не осознали свое место в обществе.

           Применение штрафа в отношении  несовершеннолетнего, как показывает опыт, реальной мерой наказания оказывается очень редко. У несовершеннолетних, даже в возрасте 16 - 17 лет, как правило, возможности заплатить штраф ничтожны. Они часто не имеют заработка и имущества, на которое можно было бы обратить взыскание. Применение же штрафа в отношении несовершеннолетних в возрасте 14 - 15 лет фактически исключено. Несовершеннолетние в этом возрасте чаще всего учатся в школе, проживают с родителями, которые в силу персонального характера уголовной ответственности не обязаны платить штраф за несовершеннолетних правонарушителей (см. также комментарий к ст. 46 УК).

        Обязательные работы не только  для несовершеннолетних, но и  для взрослых являются новым видом наказания, своего рода аналогом (в смягченном виде) исправительных забот "на общих основаниях", которые были известны уголовному законодательству советского периода. Для несовершеннолетних за преступления небольшой тяжести это вполне адекватный вид наказания. Представляется, что эффективность его применения в значительной степени зависит от организации обязательных работ и характера обязанностей, возложенных на несовершеннолетнего при их выполнении (см. также комментарий к ст. 49 УК).

         Назначение исправительных работ  несовершеннолетним предусмотрено  на менее длительный срок, чем для взрослых. Сокращение сроков исправительных работ, очевидно, оправданно, но по существу не повышает их эффективность. Объясняется это возрастом осужденных и самим характером наказания. Фактически исправительные работы не могут применяться к несовершеннолетним в возрасте 14 - 15 лет, поскольку прием на работу таких лиц ограничен. Кроме того, в условиях излишков рабочей силы устройство на работу таких лиц весьма проблематично. И все же применение исправительных работ в отношении несовершеннолетних 16 - 17 лет, когда имеется такая возможность, вполне оправданно как альтернатива лишению свободы даже за преступления средней тяжести, если не наступило тяжких последствий и преступление совершено впервые (см. также комментарий к ст. 50 УК).

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних