Отчет по практике в Отделе Дознания Славянского ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:34, отчет по практике

Описание работы

Целью практики является приобретение практических умений и профессиональных навыков, таких как навыки:
1. ознакомится с материалами уголовных, гражданских и административных дел, с нормативно-правовыми актами и библиографическими источниками, заданием квалификационной практики, с правилами внутреннего распорядка организации.
2. составлять постановление о возбуждении уголовного дела и отказе от его возбуждения, протоколы задержания подозреваемого, личного обыска задержанного, разъяснение прав подозреваемого

Файлы: 1 файл

Юрид практика.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

После того как дело передано следователю, орган дознания действует в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК). Следственные же действия орган дознания может производить во всех случаях только по поручению следователя.

Анализ  закона, регламентирующего дознание по делам, по которым предварительное  следствие обязательно, позволяет  прийти к выводу о факультативном характере этой формы дознания. По данной категории дел орган дознания лишь в тех случаях возбуждает уголовное дело и производит дознание, когда преступление обнаруживается в ходе его деятельности и по нему требуется производство неотложных следственных действий по горячим следам, а следователь по объективным причинам не может приступить к расследованию дела с самого начала. Если же следователь сам возбудил уголовное дело и приступил к расследованию, дознание по этому делу не производится, а орган дознания может выполнять лишь поручения и указания следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий (п. 4 ст. 119 УПК; п. 3 и 4 ст. 7 Закона об оперативно-розыскной деятельности).

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю (ст. 124 УПК).

Таким образом, дознание по делам, по которым  предварительное следствие обязательно, состоит:

  • В возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий, когда в этом возникает необходимость, в целях установления и закрепления следов преступления;
  • В выполнении поручений и указаний следователя о производстве оперативно-розыскных и следственных действий;
  • В оказании содействия следователю при производстве им отдельных следственных действий.

     Это дознание состоит  в полном расследовании дела.

К расследуемым в форме дознания относятся дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 126 УПК. По некоторым перечисленным в этой статье преступлениям возможны в  соответствии со ст. 414 протокольная форма  досудебной подготовки материалов или  производство в порядке частного обвинения.

В форме дознания расследуются, например, дела о преступлениях, предусмотренных  ч.1 ст. 112, ст. 121, 122, ч. 2 ст. 213 и др. УК РФ.

В соответствии с законом (ст. 120 УПК) по делам, по которым предварительное  следствие не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 68 УПК).

При производстве дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными для предварительного следствия, за следующими исключениями:

  1. Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются об окончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела им для ознакомления не предъявляются.
  2. На органы дознания не распространяются правила, установленные ч. 2 ст. 127 УПК. При несогласии с указаниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.

     Дознание должно быть  закончено не позднее одного  месяца со дня возбуждения  уголовного дела, включая в этот  срок составление обвинительного  заключения либо постановления  о прекращении или приостановлении дела (ст. 121 УПК). Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на один месяц.

В исключительных случаях срок производства дознания по делу может быть продлен по правилам ст. 133 УПК, установленным для предварительно следствия.

     Дознание в указанных в законе случаях может производиться по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, по которым подготовка материалов для рассмотрения дела в суде, как правило, осуществляется в протокольной форме. Это может иметь место в случаях: возбуждения уголовного дела начальником органа дознания, если в десятидневный срок невозможно выяснить существенные обстоятельства совершения преступления; возвращения судом дела для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, если они не могут быть установлены в судебном заседании; возвращения прокурором либо судом материалов для выяснения существенных дополнительных обстоятельств, необходимых для возбуждения дела (ст. 416 УПК). В этих случаях дознание должно быть закончено не позднее двадцатидневного срока со дня возбуждения или возвращения уголовного дела.

     Дознание может проводиться  и по делам, возбуждаемым по  жалобам потерпевших, если прокурор  найдет необходимым возбудить  дело по основаниям, указанным  в законе.

     Таким образом, под  дознанием в уголовном процессе РФ следует понимать виды предварительного расследования, производимого уполномоченными на то законом должностными лицами и органами и состоящие:

    1. в совершении неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления, в выполнении поручений и указаний следователя о производстве следственных действий по делам, по которым проводится предварительное следствие;
    2. в полном расследовании по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

 

п. 1.4. Предварительное расследование

 Предварительное расследование в РФ  - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному разбирательству дела.     

  Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применение наказания к лицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо предварительное расследование. Это обусловлено тем, что суд без предварительной досудебной подготовки материалов не может должным образом решить возложенные на него задачи по осуществлению правосудия. До судебного разбирательства, специально уполномоченные на то законом органы дознания и предварительного следствия в установленном законом порядке должны выяснить все обстоятельства совершенного преступления. В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они, доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого. С этого момента в деле появляется обвиняемый. Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются. В целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда, продолжения преступной деятельности и попыток помешать установлению истины по делу к нему могут применяться меры пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде, залог и др.). Признав предварительное расследование оконченным, а собранные доказательства достаточными для рассмотрения дела в суде, следователь (орган дознания) знакомит с материалами дела участников процесса, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору, который решает вопрос о передаче дела в суд для разрешения его по существу. При установлении в процессе предварительного расследования обстоятельств, исключающих производство по делу, органы дознания и предварительного следствия прекращают это дело (ст.5, 208 УПК).Уголовное дело может быть прекращено также по обстоятельствам, указанным в ст. 6-9 УПК. Таким образом, предварительное  расследование заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и прокурора о доказанности обвинения, его объеме, квалификации преступления. Он не связан также объемом доказательств, которые содержатся в уголовном деле. Суд вправе вызвать дополнительных свидетелей, назначить экспертизу, выехать на место происшествия, истребовать дополнительные документы. По делу, поступившему в суд с обвинительным заключением, окончательная оценка доказательств, решение о виновности или невиновности  подсудимого,  квалификации преступления, объеме обвинения и по другим вопросам, связанным с разрешением дела, принимаются судом. Критически исследуя материалы досудебного производства, суд может  отвергнуть те или иные доказательства, собранные органами предварительного расследований, или признать их недопустимыми, исследовать новые доказательства, выявить дополнительных лиц, причастных к совершению преступления, возвратить дело для производства дополнительного расследования, оправдать подсудимых. В силу принципа непосредственности суд может основывать свои выводы только на тех доказательствах, которые исследованы им в ходе судебного следствия. Из этого следует, что материалы предварительного расследования и выводы органов дознания, и предварительного следствия по делу, направленному в суд, имеют предварительный характер. Суд осуществляет их окончательную оценку и на этой основе разрешает дело по существу.

Процессуальное значение этих выводов заключается в том, что:

  1. материалы предварительного расследования с итоговым актом - обвинительным заключением, утверждаемым прокурором, служат процессуальным основанием для рассмотрения дела в суде по существу;
  2. суд не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, т.е. расширить

       объем  обвинения или применить закон  о более тяжком преступлении.

При необходимости расширить  эти рамки суд возвращает уголовное  дело на дополнительное расследование.      

  При производстве  предварительного расследования  решаются важные задачи общие  для суда, прокурора, органов предварительного следствия и дознания (ст.2 УПК). Формулируя задачи уголовного судопроизводства, закон конкретизирует их решение применительно к стадиям уголовного процесса, устанавливает пределы полномочий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяя тем самым непосредственные задачи отдельных стадий процесса и органов, ведущих производство по уголовному делу.

С учетом сказанного можно  сформулировать следующие задачи предварительногорасследования:  
     1. Быстрое и полное раскрытие преступления. Под раскрытием преступления понимается установление в определенном законом порядка обстоятельств преступления и совершившего его лица. В практической деятельности органов дознания и предварительного следствия преступление признается раскрытым, когда собраны, достаточные доказательства, изобличающие в совершении преступления конкретное лицо, и это лицо привлечено в качестве обвиняемого. Закон требует быстрого раскрытия преступления. Это необходимо для того, чтобы обеспечить полное раскрытие преступления и неотвратимость наказания за его совершение. Преступление считается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу (ст. 68 УПК):

●  событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

 ● виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

● обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

 ● характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

       Подлежат  выяснению такие причины и  условия, способствовавшие совершению  преступления.      

  Большинство преступлений  совершаются в условиях неочевидности,  в связи, с чем их раскрытие  требует значительных усилий  органов дознания и предварительного следствия. Без целенаправленной деятельности этих органов раскрытие многих преступлений практически невозможно. Быстрое и полное раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам. При этом рамки уголовной ответственности лица, совершившего преступление, определяются органами предварительного расследования в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, составляемом по результатам их процессуальной деятельности.     2. Изобличение виновных как задача предварительного расследования заключается в том, что органы дознания и предварительного следствия должны собрать достаточно доказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличии события преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Недостаточность или сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным в совершении преступления. Органы предварительного расследования обязаны не только изобличить лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечить неуклонение обвиняемого от следствия и суда, его участие в судебном разбирательстве, иными словами - предоставить обвиняемого в распоряжение суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности. С этой целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения: подписку о невыезде, заключение под стражу и  др.      

3. Обеспечение правильного применения закона означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений. Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначении справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. В то же время точное исполнение закона гарантирует от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных. Существенное нарушение уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия является основанием возвращения судом дела для дополнительного расследования. Это может послужить также основанием к отмене или  изменению приговора при рассмотрении дела вышестоящим судом в кассационном порядке или в порядке надзора. Обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования означает не только строгое соблюдение закона должностными лицами и органами, которые расследуют уголовное дело. Чтобы это требование реально проводилось в жизнь, необходим достаточно сложный процессуальный, ведомственный  (организационный), уголовно-правовой механизм обеспечения законности. Он включает в себя прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, в частности, контроль за предварительным расследованием руководителей следственных подразделений (ст.127 УПК) контроль со стороны начальника органа дознания за действиями дознавателя  и др. Обеспечить законность на предварительном расследовании обязаны также следователь и лицо, производящее дознание, по отношению ко всем лицам, вовлеченным в сферу расследования (свидетелям, экспертам, другим лицам, участвующим в следственных действиях).      

4. Решая возложенные на них задачи, органы дознания и предварительного следствия обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие  совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Они вносят в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление (ст.21,21УПК).  
     5. В случае причинения преступлением материального ущерба органы дознания и предварительного следствия обязаны принять, меры по обеспечению его возмещения (ст.30 УПК). В числе таких мер могут быть:

●  розыск и изъятие похищенного имущества;

Информация о работе Отчет по практике в Отделе Дознания Славянского ОВД