Отчет по практике в Отделе Дознания Славянского ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:34, отчет по практике

Описание работы

Целью практики является приобретение практических умений и профессиональных навыков, таких как навыки:
1. ознакомится с материалами уголовных, гражданских и административных дел, с нормативно-правовыми актами и библиографическими источниками, заданием квалификационной практики, с правилами внутреннего распорядка организации.
2. составлять постановление о возбуждении уголовного дела и отказе от его возбуждения, протоколы задержания подозреваемого, личного обыска задержанного, разъяснение прав подозреваемого

Файлы: 1 файл

Юрид практика.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

●  наложение ареста на имущество и вклады;

● проведение обыска, в целях обнаружения и изъятия имущества, денег и ценностей, нажитых преступным путем, и т.д.     

6. Всей своей деятельностью органы дознания и предварительного следствия должны способствовать укреплению законности и правопорядка. Эта задача решается путем:

●   строгого соблюденная законов в деятельности самих этих органов;

●   разъяснения и обеспечения прав всех участвующих в деле лиц;

●   изобличения виновных и защиты невиновных;

● выявления  причин и условий, способствующих совершению преступлений, внесения представлений в целях устранения нарушений закона;

●  предания гласности обстоятельств совершения преступления (если это не противоречит интересам расследования) в воспитательных целях и в целях формирования соответствующего общественного мнения в связи с совершением преступления;

● привлечения общественности к расследованию преступлений и т.п.

       Следует  отметить, что уже само уголовное  расследование и привлечение  к ответственности лиц, совершивших  преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют укрепление законности и правопорядка.     

      Действующий  уголовно-процессуальный закон предусматривает  две формы предварительного расследования дознание и предварительное следствие. Предварительное расследование, таким образом, представляет общее понятие, включающее в себя дознание и предварительное следствие.

        

Общие условия предварительного расследования - это, как следует из самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования. Так должно быть. Однако общие условия предварительного расследования в полном объеме относятся только к предварительному следствию. Они не в полной мере относятся к дознанию и смешанному расследованию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования.

       На  стадии предварительного расследования, как и на любой другой стадии уголовного процесса, реализуются принципы уголовного процесса. Но общие условия предварительного расследования не являются принципами уголовного процесса. Это правила меньшей, чем принципы процессуальной значимости. Они касаются не всего уголовного процесса, а всего-навсего одной из его составляющих - предварительного расследования.

       Система  правил, составляющих общие условия  предварительного расследования,  включает в себя:

1.    Подследственность.

2. Полномочия следователя.  Процессуальная самостоятельность следователя.

3. Начало, место и сроки  производства предварительного расследования.

4.    Соединение  и выделение уголовных дел.

5.       Расследование  уголовных дел группой следователей.

6. Профилактическую деятельность  органов дознания и предварительного следствия или, иначе, меры по выявлению причин и условий совершения преступлений

7.       Взаимодействие  следователя с органами дознания.

       Профессор  Б.Т.Безлепкин к общим условиям предварительного расследования также относит:

● привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании уголовных дел;

● обязательное удовлетворение ходатайств, имеющих значение для дела;

● недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

● применение научно-технических средств в ходе предварительного расследования;

● обжалование действий следователя;

● порядок сношения следователей с соответствующими органами других государств;

● этические основы и воспитательное воздействие предварительного следствия.

       В  литературе высказаны и другие  подходы к понятию и перечню общих условий предварительного расследования.

       Разногласия  по поводу представления о  системе и количестве общих  условий предварительного расследования обусловлены различными представлениями процессуалистов о соотношении понятий "принцип уголовного процесса" и "общее условие предварительного расследования". Именно поэтому многие ученые под общими условиями производства предварительного расследования понимают также положения, по своей сути являющиеся проявлениями в соответствующих формах деятельности самих принципов.

       Следующей за стадией возбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем не менее, о предварительном расследовании как о понятии, также как и о возбуждении уголовного дела можно говорить в разных значениях.

       Так,  предварительное расследование - это:

       1. Вторая, следующая за возбуждением уголовного  дела, стадия

          уголовного процесса;

       2. Осуществляемая  для решения стоящих в этот  промежуток времени

          задач (определенного вида) уголовно-процессуальная деятельность

          следователя или (и) органа  дознания;

       3.Уголовно-процессуальный  институт. Понятие предварительного 

          расследования как стадии не относятся к числу дискуссионных в

          юридической литературе, и определяется всеми процессуалистами

по существу одинаково. Под предварительным расследованием понимается следующая за возбуждением уголовного дела стадия уголовного процесса со своими задачами и границами.

       Однако  иногда ученые не видят никаких  различий между понятиями "предварительное расследование" и "стадия предварительного расследования".

       А.А.Гарницкий  считает: "Предварительное расследование - стадия уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на помощь широких масс общественности, в установленном законом порядке осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, проводят работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности виновных, а равно по установлению отсутствия события или состава преступления или основания для направления дела в суд".1

       "Под  предварительным расследованием  подразумевается одна из стадий  уголовного процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,— эта стадия судопроизводства начинается с принятия возбужденного дела в производство".

       Данные  определения применимы к характеристике временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процессуальной деятельности.

       Предварительное  расследование следует  рассматривать, в основном, как деятельность. Хотя иногда, характеризуя эту деятельность налицо признаки одноименных и стадии, и правового института.

       Предварительное  расследование (напомним, как деятельность), принято считать, может осуществляться в двух формах: дознания и  предварительного следствия.

       В  литературе встречаются и другие  позиции. Так вычленяется третья  форма предварительного расследования.  П.С.Ефимичев таковой считает протокольную форму досудебной подготовки материалов.

       По-разному  учеными воспринимается сущность  досудебной подготовки материалов  в протокольной форме. Некоторые  ее называют разновидностью дознания, другие - порядком проверки оснований  к возбуждению уголовного дела, третьи - административной деятельностью, самостоятельной формой расследования. Более удачным представляется определение понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме, как особого досудебного производства.

       Однако  как бы мы не именовали эту  деятельность, она, несомненно, включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Тем не менее, досудебная подготовка материалов в протокольной форме - это не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Содержание названного вида уголовно-процессуальной деятельности далеко выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела. Иначе говоря, досудебная подготовка материалов в протокольной форме  состоит из трех элементов. Именно третья, неизученная наукой часть досудебной подготовки, начинающаяся с констатации компетентным органом наличия в его распоряжении повода и основания к "возбуждению в порядке ст.112 УПК уголовного дела", должна быть признана самостоятельным видом уголовно-процессуальной деятельности органа дознания (одной из форм расследования), но ни в коем случае не вся досудебная подготовка.

       В  уяснении точного перечня осуществляемых компетентными органами форм предварительного расследования поможет сравнительный анализ глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Если в процессе осуществления досудебной подготовки материалов в протокольной форме после окончания деятельности, присущей первоначальной стадии уголовного процесса, осуществляется еще какая-то уголовно-процессуальная деятельность, то налицо еще один вид предварительного расследования - протокольное расследование. Тем более что с помощью него (протокольного расследования) решаются те же задачи, что и с помощью любой другой формы предварительного расследования.

       Досудебная  подготовка материалов в протокольной  форме включает в себя как  действия, осуществляемые в целях  решения задач стадии возбуждения уголовного дела, так и действия, реализующие цели предварительного расследования. Исходя из положения, что стадия уголовного процесса - это совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами компетентного органа, и делается вывод о наличии в досудебной подготовке материалов в протокольной форме и предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении, и самостоятельной формы предварительного расследования – протокольного расследования.

       Решение о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, - начало протокольного расследования.

       Итак, сравним содержание глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Для этого сначала обратимся к  ст.113 и ст.416 УПК. В ст.113 УПК первым основанием отказа в возбуждении уголовного дела закреплено - "отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела". Ст.416 УПК, напротив, гласит, если не выяснены существенные дополнительные обстоятельства, необходимые для возбуждения уголовного дела, производится дознание, то есть принимается противоположное отказу в возбуждении уголовного дела решение - решение о возбуждении уголовного дела.

       Значит, эти уголовно-процессуальные нормы противоречат друг другу.

       Уголовно-процессуальная  деятельность, в какой бы она  форме не производилась, не  может "перешагнуть" через  принятие решения о наличии в собранном материале достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления. Получается, что досудебная подготовка материалов в протокольной форме не требует процессуального письменного оформления решения о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 112 УПК. Мысленно оно все равно принимается. "Возбуждение" же уголовного дела, - это более позднее уголовно-процессуальное решение, и его сущность больше отражало бы такое наименование, как "возбуждение судебного производства", а не уголовного дела.

       Основные  же признаки становятся такими  же, как и у любой из форм предварительного расследования. А так как при этом не осуществляется ни дознания, ни предварительного следствия, можно сделать вывод о существовании еще одной формы предварительного расследования. Ее можно назвать протокольным расследованием. 

       Можно   предложить более длинное наименование - сбор материалов обо всех существенных обстоятельствах, характеризующих состав преступления. Такое название вытекает из редакции ст.416 УПК.

       Протокольное  расследование в основном ведется путем:

•  производства осмотра места происшествия,

•  получения объяснений,

• истребования материалов,

•  отобрания у правонарушителя обязательства являться по вызовам

    органов дознания и суда и сообщать им о перемене места жительства и, наконец,

• составления протокола об обстоятельствах совершенного преступления.

       В  протокольном производстве возбуждение  уголовного дела и отказ в  возбуждении уголовного дела поставлены в неровные условия. Отказ в возбуждении уголовного дела оформляется письменно и на определенном этапе по признакам, его составляющим, похож больше на прекращение уголовного дела, нежели на решение, присущее первоначальной стадии уголовного процесса. Ведь он может быть осуществлен, несмотря на наличие оснований к возбуждению уголовного дела - достаточных данных, указывающих на признаки объективной стороны состава преступления ( ст. 108 УПК).

       Как  уже отмечалось возбуждение же  уголовного дела в том смысле, который заложен в анализируемое решение ст.112 УПК, вообще никак не оформляется. Возбуждением уголовного дела именуется решение, которое больше похоже на решение о назначении судебного заседания.

Информация о работе Отчет по практике в Отделе Дознания Славянского ОВД