Отчет по практике в прокуратуре Нововятского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:32, отчет по практике

Описание работы

Я проходил преддипломную практику в прокуратуре Нововятского района с 13 февраля по 27 марта 2006г. Руководителем практики был старший следователь прокуратуры Нововятского района младший советник Небишь А.С. В течение 6 недель я проводил текущую запись в дневнике преддипломной практики. Прежде чем начать анализировать проделанную работу, необходимо понимать, что такое прокуратура.
Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Её функции:
надзор за исполнением законов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
участие в правотворческой деятельности.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность
прокуратуры……………………………………………………...7
3. Практическая часть похождения производственной практики 9
4. Заключение .25
Приложения.

Файлы: 1 файл

Отчет-готов.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Изменения в  ФЗ «О прокуратуре» происходят с 1999г. ранее  пояснения к порядку и условиям применения даются в постановлениях Конституционного суда РФ.

Знание ФЗ «О прокуратуре» даёт основополагающее начало для работы в прокуратуре.

Согласно  Федеральному закону "О прокуратуре  Российской Федерации" прокуратура в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом общества и государства осуществляет надзор.

 Познакомился с деятельностью помощника прокурора.

Данный помощник прокурора, осуществляет надзор за исполнением законов, надзор соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также участвует в судопроизводстве, т.е. осуществляет надзор за судебным заседанием.

Здесь я, вместе с помощником прокурором, проверял законность изданных администрацией Нововятского района распоряжений за август-декабрь   2005г.

Изучал административные материалы по фактам нарушения трудового законодательства. Подготовил проект постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении директора ООО «Общежитие» Дубин Сергея Владимировича по ст. 7.22 КоАП РФ. В зависимости от характера и тяжести допущенного должностным лицом или гражданином нарушения закона прокурор в соответствии со ст. 25 Закона "О прокуратуре РФ" выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или необходимости привлечения правонарушителя к материальной ответственности.

Представление прокурора (ст. 24 Закона "О прокуратуре  РФ") - это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о   привлечении   должностных   лиц,   виновных   в   нарушении   закона,   к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

Составил  проект протеста на распоряжение администрации Нововятского района г. Кирова № 33 от 25.02.05г. «Об утверждении протокола №33 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Нововятского района г. Кирова».

Условия и  порядок принесения прокурором этого  правового акта, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом «О прокуратуре РФ», а также ведомственными указаниями генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

В протесте прокурор излагает требования об отмене правового  акта или приведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного  действия должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав.

Изучал жалобы и заявления граждан, поступившие  в прокуратуру района в феврале-марте 2005г., присутствовал при приёме граждан по вопросам жилищного и трудового законодательства.

Изучал надзорное производство по предъявленным прокурором района в 2006г. исковым заявлениям в суд общей юрисдикции в интересах граждан.

Готовил проект протеста об устранении нарушений трудового законодательства. (см. Приложение №  21, 22, 23).

Готовил проект предостережения о недопустимости нарушения налогового законодательства. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор направляет в письменной форме должностным лицам, руководителям общественных объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Так же деятельность прокуратуры  направленной следить за исполнением  законов органами дознания и предварительного следствия является одним из основных направлений надзорной деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за исполнением законов всеми органами дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной подчиненности, для чего уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору (например, отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и органа дознания, утверждение обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд). С учетом особой роли прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и следователей при расследовании преступлений.

Принимая во внимание, что предметом прокурорского надзора является законность всей деятельности органов дознания и предварительного следствия, можно выделить «ключевые» моменты досудебных стадий уголовного процесса, где предметом прокурорского надзора будет законность важнейших действий и процессуальных решений следователя и органа дознания. К ним могут быть отнесены:

  1. законность    решения    заявлений    и    сообщений    о    преступлениях, 
    возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел;
  2. законность привлечения лица в качестве обвиняемого;
  3. законность     задержания     подозреваемого и     применения     к 
    подозреваемому и обвиняемому меры пресечения в виде заключения 
    под стражу;
  4. обеспечение   прав   и   законных   интересов   участников   уголовного 
    процесса, в том числе потерпевших от преступления;
  5. исполнение требований закона о всестороннем, полном и объективном 
    исследовании обстоятельств преступления;
  6. законность   принятия   решении   при   окончании   предварительного 
    следствия.

Прокурорам предложено обеспечить безусловное реагирование на выявление нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющим признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела).

Полномочия прокурора, содержащиеся в Уголовно-процессуальном кодексе, можно традиционно разделить  на три группы: полномочия направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные устранение нарушений  закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушения закона. Характерной чертой их является то, что эти полномочия носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия прокурора являются универсальными: ими в большинстве случаев пользуются не только сами прокуроры, но их заместители, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и управлений. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.

К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона, относятся:

  1. право прокурора требовать от органов дознания и предварительного 
    следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные 
    сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного 
    следствия и установления лиц, совершивших преступления;
  2. право  (и  обязанность)  прокурора проводить  проверки исполнения 
    требований  законов  о  приеме,  регистрации  и разрешении  заявлений и 
    сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях;
  3. право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и 
    решения следователя (органа дознания).

Значительный объем  полномочий предоставлен прокурору  в целях устранения нарушений  закона:

  1. право    отменять    незаконные    и    необоснованные    постановления 
    следователя;
  2. право     давать     письменные     указания     органам     дознания     и 
    предварительного следствия;
  3. право возвращать уголовные дела для дополнительного расследования;
  4. право отстранять лицо, производящее дознание, или следователя от 
    дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если 
    ими допущено нарушение закона при расследовании дела;
  5. право   выносить  постановления,   в  том  числе  о   возбуждении  или 
    прекращении уголовного дела.

Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и лицами, производящими дознание, является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в производстве, которая должна производиться в следственном подразделении. Речь идет о регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования.

К числу полномочий прокурора, направленных на предупреждение нарушений  закона, можно также отнести обязанность  проверять исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, санкционировать производство определенных действий следователя в случаях, предусмотренных законом, передавать уголовные дела от орана дознания следователю, от одного органа предварительного следствия другому или от одного следователя другому в целях обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования.

Также за время прохождения  производственной практики приходилось, присутствовать в суде с помощниками прокурора (в Мировом и Районном судах Нововятского района).

В Мировом суде Нововятского района я присутствовал на рассмотрении уголовного дела по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ, в отношении несовершеннолетнего Бондаря Н.М.. В зале судебного заседания участвовал Мировой судья, секретарь судебного заседания, потерпевшие, защитник, со стороны обвиняемого, обвиняемый, помощник прокурора, которая осуществляла надзор за судебным заседанием.

По результатам рассмотрения уголовное дело было прекращено в  суде по основаниям предусмотренного ст. 25 УПК РФ за примирением сторон. Замечаний к судебному заседанию не было выявлено со стороны помощника прокурора.

В Районном Нововятском  суде присутствовал на заседании по уголовному делу Кирилова Р.А., обвиняемого по ч.3 ст. 158УК РФ; по уголовному делу Машковцева С.В. ст.228 ч. 1 и ст.158 ч.1 УК РФ; по уголовному делу Стрелкова А.А. ч.1 ст.161, ч.1 ст.116, ч.2 ст.325, а так же был на 2-х заседаниях суда по делу о лишении родительских прав и взыскании алиментов.

Во время прохождения практики составлял проекты постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. (см. Приложение № 1,2,3 ).

Я изучил несколько уголовных дел, находящихся в прокуратуре Нововятского района. Рассмотрим их более подробно.

Уголовное дело № 45869 от 18.09.2005 года - убийство (ст. 105). Из фабулы дела следует, что 5 сентября 2005 года в городе Нововятске ушла из дома пожилая женщина Григорьева В.А. А 13 сентября 2005 года был обнаружен её труп без видимых телесных повреждений в реке Вятка. При вскрытии трупа в области грудной клетки была обнаружена рана размером 1,5-0,5 см с ровными краями. Причина смерти: прижизненное колото- резаное ранение грудной клетки слева с повреждением сердца. По данным фактам возбуждено уголовное дело 18.07.2005 года. В фабуле дела содержатся сведения о потерпевшей, её родственников, показания родственников, а также показания жителей близ лежащих домов. По данному делу следовало рассмотреть шесть версий:

  1. убийство, совершённое родственниками, в частности Григорьевой 
    Ириной в доме сына;
  2. убийство совершено кем-либо из близких, знакомых Григорьевой, в 
    частности Чуклиновой;
  3. убийство совершено Фёдоровым;
  4. убийство совершено ранее судимым за аналогичное преступление;
  5. убийство совершено несовершеннолетним;
  6. убийство совершено психически больным.

Информация о работе Отчет по практике в прокуратуре Нововятского района