Отчет по практике в Следственном Комитете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:36, отчет по практике

Описание работы

По предмету правового регулирования можно отнести следующие нормативные акты:
1. общего характера;
2. о судебной власти, правосудии и судах;
3. об организационном обеспечении деятельности судов и органах юстиции;
4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
5. об организации выявления и расследования преступлений.

Файлы: 1 файл

novoe_5.docx

— 51.01 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Я, Пупкин Иван Николаевич, студент 4-го курса, проходил преддипломную практику в ___ районном отделе Следственного комитета Республики Беларусь. В процессе прохождения практики на протяжении  с _____ по _____ года я исследовал права, обязанности и правовые положения следователя как участника уголовного процесса и выполнял конкретные работы согласно целям и задачам практики и индивидуального задания. Руководителем практики был назначен старший следователь майор юстиции _______. По прибытии на место прохождения преддипломной практики, был ознакомлен с техникой безопасности,  а также прослушал лекцию по охране труда.

Последовательность прохождения  мною практики выглядит следующим образом:

1. Приезд и размещение  в ______ районном отделе следственного комитета. Проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности;

2. Рассмотрение полномочий, подведомственности и место следственного  комитета в системе правоохранительных  органов;

3. Выполнение конкретных работ согласно программе практики и индивидуальному заданию;

4. Оформление отчета о прохождении производственно (ознакомительной) практики, просмотр и заключение руководителя от организации.

Практика - это необходимое средство в подготовке высококвалифицированных кадров, специалистов в различных сферах жизни общества, в данном случае в правовой сфере. Так как не всегда все то, что изучается теоретически в книгах, на учебных занятиях совпадает с тем, что происходит в реальной жизни. На мой взгляд, практика так же призвана повышать интерес студента к выбранной профессии, стремление к получению необходимых знаний которыми он будет руководствоваться в дальнейшем.

В отчете более подробно будет освещена деятельность следователя, полномочия следственного комитета, конституционные гарантии прав и свобод граждан.

Деятельность следственного комитета многофункциональна. Она связана с применением мер принуждения. Так, при расследовании уголовного дела следователь при наличии к тому оснований, может заключить обвиняемого под стражу, осуществить привод свидетеля, произвести обыск, выемку, освидетельствование, задержание и т. д. Но все это может применяться в соответствии с законом и в интересах расследования. Так как правоохранительную деятельность осуществляют многие государственные органы и негосударственные образования, их организация и методы работы регулируются множеством нормативных актов различного уровня и различной юридической силы. Все эти нормативные акты можно классифицировать по их предмету (содержанию), другие - по форме (виды источников).

По предмету правового  регулирования можно отнести  следующие нормативные акты:

1. общего характера;

2. о судебной власти, правосудии  и судах;

3. об организационном  обеспечении деятельности судов  и органах юстиции; 
          4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;

5. об организации выявления  и расследования преступлений.

Для нас важное значение имеют первая и пятая группы нормативных  актов. В первой группе особое место  занимает Конституция Республики Беларусь, в которой урегулированы наиболее важные вопросы государственной  и общественной жизни. Для нас  важное значение имеют положения Конституции, содержащиеся в разделе втором (Личность. Общество. Государство). 

В ст. 2 Конституции Республики Беларусь записано, что человек, его  права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью  общества и государства. В разделе  втором Конституции содержатся, к  примеру, положения о том, что  каждому гарантируется защита его  прав и свобод компетентным, независимым  и беспристрастным судом (ст.60), о  равноправии, о праве на квалифицированную  юридическую помощь (ст.62), о презумпции невиновности (ст.26), о запрете понуждать  граждан давать показания против самого себя, членов своей семьи, близких  родственников (ст. 27), о праве на защиту от незаконного вмешательства  в личную жизнь, в том числе  от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений (ст. 28). Эти конституционные предписания  предопределяют содержание деятельности всех правоохранительных органов, понуждающих  действовать в рамках Конституции. 
Конституционные положения соответствуют международным документам. Так, в статье 8 Конституции записано, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Особое место придается таким общепризнанным документам, как Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.) и Международный пакт о гражданских и политических правах человека (16 декабря 1966 г.). На основе этих важных международных документов приняты и другие.

Учебная практика представляет собой важнейшую часть подготовки высококвалифицированных специалистов, обеспечивающей закрепление теоретических  знаний.

Целью практики является закрепление  полученных знаний, выработка практических умений и формирование профессиональных навыков правовой работы, необходимых  для будущей профессиональной деятельности.

В ходе прохождения практики на решение были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить положение и статус следственного комитета в системе правоохранительных органов в Республике Беларусь;
  2. Исследовать правовые положения следователя как участника уголовного процесса;
  3. Рассмотреть конституционные гарантии по обеспечению прав и свобод граждан;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

1.1 Понятие, цели  и задачи Следственного комитета  Республики Беларусь

 

В целях совершенствования  деятельности органов предварительного следствия, усиления защиты прав и законных интересов граждан в досудебном уголовном производстве был образован  Следственный комитет Республики Беларусь.

Следственный комитет  Республики Беларусь является составной  частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами Следственного  комитета является:

  1. защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
  2. защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
  3. защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
  4. профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
  5. розыск лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  6. организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий;
  7. участие в реализации государственной политики в области гражданства и миграции;
  8. оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.

Деятельность Следственного комитета осуществляется на следующих принципах:

  1. законности;
  2. уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;
  3. единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими;
  4. сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
  5. независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Деятельность Следственного  комитета является гласной, открытой для  граждан и средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь о защите государственных  секретов и иной охраняемой законом  тайны.

Следственный комитет  в порядке и пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь, информируют государственные органы, общественные объединения, средства массовой информации, граждан о состоянии  общественного порядка и мерах  по его обеспечению.

Следственный комитет  Республики Беларусь осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими  государственными органами, общественными  объединениями, иными организациями, в том числе иностранными, и  гражданами, что отражено в законе Республики Беларусь «Об участии граждан в охране правопорядка». В данном законе определены правовые условия реализации гражданами права на защиту от противоправных посягательств и уровень повышения их активности в охране правопорядка.

Предметом регулирования  данного правового акта являются общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также объединений граждан в охране правопорядка [3].

Правовую основу участия  граждан и их объединений в  охране правопорядка составляют Конституция  Республики Беларусь, закон «Об участии граждан в охране правопорядка» и иные акты законодательства Республики Беларусь.

Основными принципами участия граждан и их объединений  в охране правопорядка являются:

- добровольность;

- законность;

- гуманность и уважение прав человека;

- гласность;

-тесное взаимодействие с государственными органами, осуществляющими охрану правопорядка.

Государственные органы, иные организации и их должностные  лица в пределах своей компетенции  обязаны оказывать содействие органам  внутренних дел в исполнении возложенных  на них обязанностей.

Граждане могут добровольно  участвовать в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел, в том числе на конфиденциальной основе, в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, Следственный комитет Республики Беларусь наделен  широким перечнем полномочий и занимает важное место в системе правоохранительных органов Республики Беларусь.

 

 

1.2. Права и обязанности Следственного комитета и его сотрудников

 

Следственный комитет  Республики Беларусь в целях выполнения возложенных на его задач в пределах своей компетенции обязан:

- обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства;

- принимать необходимые меры по защите жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также по защите собственности от преступных и иных противоправных посягательств;

- осуществлять противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом;

- принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;

- выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;

- принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информацию о происшествиях, незамедлительно реагировать на них;

- уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций;

- обеспечивать содержание, охрану и конвоирование лиц, содержащихся под стражей;

- обеспечивать безопасность участников уголовного процесса, лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий, их близких и имущества от преступных и иных противоправных посягательств, а также безопасность суда при рассмотрении дел;

- обеспечивать в установленном порядке государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких;

- разыскивать лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, проводить мероприятия по идентификации неопознанных трупов, установлению личности граждан, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения, или граждан, которые отказываются сообщить о себе сведения, заблудившихся или подкинутых несовершеннолетних, установлению их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей;

Информация о работе Отчет по практике в Следственном Комитете