Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:36, отчет по практике
По предмету правового регулирования можно отнести следующие нормативные акты:
1. общего характера;
2. о судебной власти, правосудии и судах;
3. об организационном обеспечении деятельности судов и органах юстиции;
4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
5. об организации выявления и расследования преступлений.
- осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств, выдачу водительских удостоверений, регулировать дорожное движение;(в ред. Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 N 413-З)
- проводить исследования и экспертизы по материалам и уголовным делам, материалам оперативно-розыскной деятельности и делам об административных правонарушениях, вести криминалистические учеты;
- участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения;
- принимать неотложные меры по спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, охране имущества, оставшегося без присмотра в результате аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций;
- осуществлять лицензирование (участвовать в осуществлении лицензирования) видов деятельности в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
- обеспечивать сохранность найденных и сданных в органы внутренних дел документов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры к их возврату законным владельцам;
- проводить обязательную и добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию;
- организовывать (осуществлять) исполнение и отбывание наказания и иных мер уголовной ответственности, исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, актов амнистии и помилования;
- выполнять иные обязанности;
Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью [3].
Каждый сотрудник органов внутренних дел на всей территории Республики Беларусь независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени в случае обращения к нему должностных лиц и других граждан с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного выявления таковых обязан:
- принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, спасению граждан, оказанию нуждающимся необходимой помощи, установлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, выявлению очевидцев преступления, административного правонарушения, охране места происшествия;
- сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел [3].
Сотрудник органов внутренних дел должен принять меры по немедленному оказанию медицинской и другой необходимой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, лицам, находящимся в беспомощном или опасном для жизни или здоровья состоянии, а также во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Органам внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставляется право:
- осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
- требовать и получать от организаций и граждан необходимые сведения и объяснения, относящиеся к проверяемой деятельности, назначать проведение инвентаризаций и проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, истребовать и при необходимости в установленном порядке изымать документы, образцы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей с возмещением в установленном порядке причиненного вреда;
- направлять в установленном порядке на освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ либо доставлять их для проведения освидетельствования в организации здравоохранения, если результат освидетельствования имеет значение для подтверждения или опровержения факта преступления, административного правонарушения или обстоятельств их совершения;
- поощрять граждан, отличившихся в борьбе с преступностью и охране общественного порядка [3].
Исходя из выше сказанного,
следует что, Следственный комитет
наделен широким перечнем прав и
обязанностей. Следственный комитет
хоть и недавно создан, но за время
своего существования выполнил огромную
работу по предупреждению, пресечению,
расследованию раскрытию
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
СЛЕДОВАТЕЛЯ КАК УЧАСТНИКА
Участники уголовного процесса – это государственные органы, должностные лица и иные участники, принимающие различное участие в уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с законом, который определяет их права и обязанности.
Следователь – должностное
лицо, уполномоченное проводить предварительное
расследование в форме
Одной из процессуальных функций следователя является пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Эта функция вытекает из общей цели уголовного судопроизводства - способствовать предупреждению и искоренению преступлений [4,c.294].
Он является самостоятельным участником уголовно-процессуальной деятельности, исполняющим определённые обязанности и обладающим определёнными правами, которые чётко определены законом.
Интересы законности требуют,
чтобы следователи точно и
четко выполняли возложенные
на них законом права и
Деятельность следователя начинается с возбуждения уголовного дела [См. Приложение А]. Он должен быстро и полно раскрыть каждое преступление, изобличить виновных в его совершении, обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечён к уголовной ответственности и осужден.
Следователь обязан в пределах
своей компетенции в каждом случае
обнаружения признаков
С этой целью следователь
вправе по находящимся в его производстве
делам вызывать любое лицо для
допроса или дачи заключения в
качестве эксперта, производить осмотры,
обыски и другие, предусмотренные
законом следственные действия; требовать
от предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц и граждан
представления предметов и
Следователь обязан устанавливать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, которые должны быть исследованы следователем всесторонне, полно и объективно.
Таким образом, следователь как участник уголовного процесса является важным звеном в системе уголовного процесса. Он наделен широким перечнем, как прав, так и обязанностей.
ГЛАВА 3
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
3.1 Понятие следственных действий
Следственные действия –
это проводимые следователем, органом
дознания или прокурором процессуальное
действие, направленные на обнаружение
и закрепление фактических
Все следственные действия проводятся при наличии фактических и юридических оснований. Фактические основания – это совокупность данных, подтверждающих возможность и необходимость данного следственного действия. Юридические основания (процессуальные) – это совокупность правомочий лица, проводящего следственные действия.
Все следственные действия кроме осмотра и экспертизы проводятся после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. До возбуждения уголовного дела с очевидцев берется объяснение, а после возбуждения – проводится допрос.
Во время прохождения практики я принимал участие в следующих следственных действиях: осмотр, освидетельствование, допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого проверка показаний на месте, осмотр предметов и документов, предъявление для опознания. И составлял протоколы данных следственных действий [См. Приложения Б-И].
Осмотр – это неотложное
следственное действие по непосредственному
визуальному обнаружению и
Фактические основания – любые фактические данные о возможности и необходимости производства осмотра.
Юридические основания – при осмотре жилища без согласия собственника необходимо письменное постановление с санкцией прокурора. В экстренных случаях можно постановление без санкции, но дальнейшим письменным уведомлением прокурора в 24ч. Во всех других видах осмотра ничего для производства не надо [2,c.231].
Виды осмотра:
Участие понятых обязательно только при осмотре жилища.
При осмотре жилища обязательно участие собственника либо лица, проживающего. При невозможности их участия приглашаются представители организации, осуществляющей эксплуатацию жилого фонда. При невозможности их участия – без них.
Отдельный вид осмотра – осмотр трупа.
Осмотр трупа до погребения проводится с участием специалиста (врача).
Эксгумация проводится только по постановлению и с санкции прокурора.
Производство осмотра фиксируется протоколом. Возможно использование схем, фотографий. В протоколе обязательны ссылки на схемы и фототаблицы.
Осмотр предмета проводится в случае приобщения его в качестве вещдока.
Освидетельствование – осмотр живого человека. Если нужна экспертиза – проводится экспертиза.
Освидетельствование производится в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего (когда тяжкое или особо тяжкое преступление).
Цель освидетельствования – обнаружение следов преступления.
Для производства освидетельствования лица противоположного пола при обнажении привлекаются врач и двое понятых того же пола.
Для проведения освидетельствования выносится постановление, при отказе от его проведения – оно проводится принудительно. Результат освидетельствования фиксируется протоколом.
Следственный эксперимент
– следственное действие, проводимое
путем воспроизведения действий
или событий с целью
Задачи:
Виды:
Информация о работе Отчет по практике в Следственном Комитете