3.5.Графити как проявление
вандализма. Граффи́ти (в контексте исторических
надписей единственное число — граффи́то;
от итал. graffito, множ. graffiti) — в первоначальном
значении — наскальные рисунки, которые
древние люди рисовали на стенах своего
жилища; в современном смысле — надписи
или рисунки, нанесённые краской, чернилами
или выцарапанные на стенах, а также заборах
и прочих вертикальных поверхностях29.
В исторической науке этот термин используется
давно, но в более узком значении. Когда
заходит речь о древних эпиграфических
памятниках, то разделяют понятия «граффити»
и «дипинти». Если последнее обозначает
надписи краской, то «граффити» — процарапанные
надписи (сам термин непосредственно происходит
от итальянского глагола graffiare — «царапать»)30. Граффити сегодня —
вид уличного искусства, одна из самых
актуальных форм художественного самовыражения
по всему миру. Произведения, создаваемые
граффити-художниками, — самостоятельный
жанр современного искусства, неотъемлемая
часть культуры и городского образа жизни.
Во многих странах и городах есть свои
известные рейтеры, создающие на улицах
города настоящие шедевры.
Мотивы рисовальщиков.
Каких-либо специальных исследований,
посвященных изучению мотивов данного
поведения, не проводилось, но на основании
изучения ценностей субкультур рисовальщиков
и содержательных классификаций надписей
и рисунков можно попытаться выстроить
причины, побуждающие к созданию граффити.
Утверждение личностной или групповой
идентичности. Граффити порождены желанием
оставить след, сообщить о своем существовании,
выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие
идентичность, составляют значительную
часть надписей и рисунков. По данным Седнева,
на них приходится 50,3 % от общего количества.
Написание имен популярных исполнителей,
спортивных команд и т.п. передает чувство
причастности и симпатии, обозначает принадлежность
к той или иной группе, приверженность
определенному стилю жизни. Субкультурная
символика эмоционально наполнена. Как
отмечают некоторые исследователи, идентифицирующие
граффити насыщены чувствами гордости
и радости. Особенность российских граффити
состоит в том, что многие из них сделаны
на английском языке. Объясняется это
в первую очередь тем, что он является
языком молодежной музыкальной субкультуры.
Многие исследователи отмечают ценность
популярности и славы в субкультуре граффити.
Желание достичь признания и уважения,
особенно в пределах субкультуры, реализуется
за счет количества, заметности надписей,
их долговечности и месторасположения,
которое подразумевает большой риск. Протест против социальных
и культурных норм. Граффити влечет
порчу общественного или частного имущества,
что само по себе является нарушением
социальных запретов. Многие надписи содержат
агрессивные сообщения с употреблением
слов и символов, которые в большинстве
культур являются социальным табу. Как
отмечает Эйбл, надписи и рисунки дают
возможность человеку выразить его асоциальность
одновременно на трех уровнях – поведения,
высказывания и языка. Причем граффити
представляют собой относительно безопасный
для индивида способ заявить о своей оппозиции
закону или социальным институтам. Злобные реакции.
Многие надписи, представляют собой обидное
или грубое высказывание в адрес конкретных
людей, политических, этнических и других
социальных групп, субкультур, социальных
институтов. Подобные типы граффити содержать
мотивы борьбы, соперничества и символического
насилия. Мотивы творчества.
Некоторые граффити весьма изощрены по
стилю. Встречаются целые картины. Усложненность
стиля представляет собой не только средство
достижения славы, но и самоцель. Многие
рисовальщики считают себя художниками,
придающими унылой и безликой городской
среде красивый вид. Подготовка к раскрашиванию
включает в себя долгие тренировки и упражнения
по совершенствованию умений.
Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто содержат
сексуальные желания. Иногда граффити
служат средством коммуникации, когда
они расположены в определенных местах
(например, в туалетах). Кроме того, познание
сексуальности является важным мотивом
детских граффити. Так, изучая надписи
и рисунки в туалетах начальных школ Пуэрто-Рико,
где учатся дети 6-11 лет, Лукка и Пачеко
обнаружили, что более половины граффити
связаны с сексуальной тематикой: комментарии
по поводу гетеро- и гомосексуальных контактов,
рекомендации, выражения сексуальных
желаний, изображения половых органов.
По мнению Лукки и Пачеко, посредством
таких надписей и рисунков дети исследуют
поведение, соответствующее сексуальным
ролям. Развлекательные
мотивы. Практически во всех эмпирических
исследованиях граффити фигурирует категория
«разное». В «разное» включают каракули,
отдельные слова, которые нельзя отнести
ни к одной из содержательных категорий.
По-видимому, рисование является частью
игры и само по себе доставляет удовольствие.
Искусственная среда
как причина вандализма. Идея о том, что человеческое
поведение во многом зависит от особенностей
физической среды, лежит в основе подхода,
наиболее радикальные представители,
которого утверждают, что главной и единственной
причиной вандализма является неудачный
архитектурный дизайн: люди склонны разрушать
вещи, которые кажутся им физически или
духовно угнетающими. Более умеренные
представители данного направления полагают,
что не все, но большинство случаев разрушений
в той или иной степени объясняются характеристиками
природной и искусственной среды. Другие
сторонники средового подхода утверждают,
что количество совершенных преступлений,
и вандализма в частности, зависит от того,
насколько искусственная среда обеспечивает
реальные возможности формального и неформального
социального контроля и осознание наличия
этого контроля потенциальными вандалами.
При исследовании вандализма одни представители
этого подхода концентрируют внимание
на том, каким образом особенности пространства
и дизайна воздействуют на возможность
воспринимаемого и реального социального
контроля за поведением. Другие обращают
внимание на специфические детали предметов,
подвергшихся разрушению и порче, полагая,
что они ослабляют внутренние механизмы
сдерживания деструктивных действий31.
Большинство разрушений происходят в
тех местах, которые воспринимаются как
недоступные для постороннего наблюдения.
Уэбб провел интервью с 50 мальчиками 12-16
лет, которым предлагалось оценить вероятность
разрушений в каждом из 12 мест, словесное
описание которых включало различные
комбинации следующих характеристик:
открытость места для наблюдения со стороны
жилых домов и с дороги, различные пути
для возможного бегства – аллея, перегороженная
высокой стеной, открытая дорога, боковые
извилистые дорожки. Требовалось указать,
могут ли в таком месте быть надписи на
стенах, а также разбитые телефонные будки,
фонари, заборы. Выявилось два типа мест,
полярных по оценке вероятности вандализма.
Места, закрытые от постороннего наблюдения
и со стороны жилых домов, и с дороги, с
боковыми дорожками, оценивались в целом
как наиболее уязвимые. Открытые для постороннего
наблюдения места, где путь бегства блокирован
стеной, расценивались как наименее уязвимые.
Д. Де Грюши и Д. Хэнсфорд изучали, какие
экологические характеристики присущи
торговым точкам, подвергшимся актам вандализма.
Они обследовали 226 магазинов и выявили,
что эти места подвергались нападению
обычно ночью или в выходные дни, что пострадавшие
здания несколько выделялись из общей
массы домов, имели фасады с большим количеством
стекла, были расположены в районах, близких
к увеселительным заведениям, которые
работали после наступления темноты.
Замечено, что появление
первых, даже мелких и случайных
разрушений или надписей и рисунков
резко увеличивает вероятность
последующих поломок и увеличения
ущерба. Разрушенные объекты кажутся
"ничейными", создавая тем самым
дополнительный стимул для их поломки
и облегчая нарушение социальных
запретов. В исследованиях Д. Самдалл
выявлялись факторы, влияющие на порчу
зданий, оборудования в зонах отдыха. Установлено,
что наличие граффити, оставленных предыдущими
посетителями, является главным фактором
нанесения дальнейших повреждений исследуемым
объектам.
Граффити может носить случайный характер,
может становиться систематическим для
личностей определенного склада и является
непременным элементом субкультуры подростковых
сообществ.
Имеются упоминания о том, что граффити
являются характерным типом поведения
для молодежных банд, но нет специальных
исследований, позволяющих установить
наличие связей с другими видами разрушительного
поведения. Мало исследована роль граффити
в коммуникации. Неизвестно, кто читает
граффити и какую информацию получает.
Скудны сведения об оценке данного вида
поведения представителями разных социальных
слоев и субкультур.
Исследование граффити, особенно имеющих
агрессивную направленность, может позволить
продвинуться в понимании других форм
человеческой деструктивности и нахождения
способов стимулирования заботливого
отношения к окружающей среде и другим
людям.
3.6.Предотвращение
и контроль вандализма. Предотвращение реально возможного
преступного посягательства означает
блокирование реализации преступного
намерения, обнаруженного лицом словесно
или приготовительными действиями, не
являющимися элементами объективной стороны
замышляемого преступного посягательства.
Пресечением признается принудительное
прекращение уже начавшейся преступной
деятельности, направленной на достижение
общественно опасной цели.
В отличии от профилактики, предотвращение
и пресечение всегда персонифицированы,
то есть имеют в виду конкретных лиц, готовящихся
к преступлению или начавших его совершение.
Посягательство не совершается или не
доводится до конца благодаря усилиям
заинтересованных лиц: например, объект
посягательства прячут в надежное место,
устанавливается охрана объекта, предпринимаются
меры административного принуждения.
Преступление можно предупредить устным
внушением и напоминанием об ответственности.
Такие беседы называются профилактическими.
Они, как правило, сочетаются с иными предупредительными
мерами, например, информированием собственника
или владельца об опасности уничтожения
имущества.
Преступление считается предотвращенным,
если лицо, которое уже начало намеченную
преступную деятельность, по своей воле
отказалось от его продолжения и причинения
реального вреда. Например, некто, желая
взорвать здание, установил в нем взрывное
устройство, но затем убрал его, обнаружив,
что в здании находятся люди, и отказался
от повторного покушения. Добровольный
отказ от совершения преступления исключает
уголовную ответственность за покушение,
но не освобождает от совершенного иного
оконченного преступления. В нашем примере
- это незаконное ношение, хранение, приобретение
взрывчатых веществ (ст. 222 УК).
Центральной фигурой в этом деле является
участковый инспектор милиции. Постоянное
общение с жителями, знание людей, склонных
к отклоняющемуся поведению, создание
актива добровольных помощников позволяют
работнику милиции своевременно получать
оперативную информацию и не допускать
на участке преднамеренных вандалистских
действий. Особого внимания к себе требуют
сведения о неформальных молодежных группах
антисоциальной направленности. Речь
идет об агрессивных террористических
объединениях типа криворожских "бегунов",
"рокеров, "металлистов", а также
неофашистских и сатанинстских группах.
Эффективными правовыми инструментами
предотвращения и пресечения вандализма
являются законы об оперативно-розыскной
деятельности, о профилактическом учете,
об административном надзоре за лицами,
освобожденными из мест лишения свободы,
об органах и службах по делам несовершеннолетних.
Регулярные встречи с под учётными и поднадзорными
гражданами позволяют не только выявить
опасность совершения преступления, но
и оказать помощь в социальной реабилитации.
Компетенция криминальной полиции по
делам несовершеннолетних начинается
с обязанности проводить работу по пред
вращению правонарушений несовершеннолетних,
выявлять, пресекать и раскрывать преступления.
Как известно, правонарушения, связанные
с уничтожением и повреждением имущества,
особенно на железнодорожном транспорте,
часто совершают подростки. Поэтому роль
криминальной милиции по делам несовершеннолетних
в противодействии вандализму трудно
переоценить. Ее сотрудники выявляют причины
и условия, которые способствуют деструктивному
поведению, предпринимают меры по их устранению,
принимают участие в правовом воспитании
подростков. Они ведут профилактический
учет несовершеннолетних совместно с
родителями, школами и иными учреждениями
и лицами предотвращают и пресекают правонарушения,
в частности порчу имущества. Предупредительная
деятельность среди несовершеннолетних
стремится защитить подростков от тлетворного
влияния на них "блатной" субкультуры,
от вовлечения их в преступную деятельность
взрослыми, в частности ранее судимыми.
Закон обязывает криминальную милицию
по делам несовершеннолетних выявлять
взрослых лиц, которые вовлекают подростков
в преступную деятельность, проституцию,
пьянство, наркоманию и нищенство, а также
пропагандирующих насилие, жестокость,
сексуальный разврат.
Координация работы по предупреждению
преступности несовершеннолетних возлагается
на специальные государственные учреждения
- Комитет по делам несовершеннолетних
Кабинета Министров Украины и службы по
делам несовершеннолетних местных органов
исполнительной государственной власти.
Таким образом, Законом от 21 января 1995
г. создана централизованная с широкими
полномочиями структура субъектов предупреждения
преступности несовершеннолетних.
Заключение.
В
завершении данной работы нужно подвести
итог, касательно состава вандализма:
при рассмотрении состава вандализма
в свою очередь в качестве с объективной
стороны выступает действие, связанное
с осквернением зданий или иных сооружений
и порчей имущества на общественном транспорте
или в иных общественных местах.
Объектом преступления выступает общественный
порядок, предметом преступления закон
называет здания, иные сооружения, имущество
на общественном транспорте или в иных
общественных местах.
Субъективная сторона вандализма характеризуется
виной в виде прямого умысла, мотивы и
цели на квалификацию не влияют.
Субъектом преступления является лицо,
достигшее 14-летнего возраста.
В данной работе рассмотрены
основные вопросы касающиеся темы «Вандализм»,
достигнуты цели, поставленные в самом
начале разработки темы, приведены статистические
данные, сделаны выводы, касающиеся проблематики
отраничения составов и вандализма от
других смежных составов преступлений,
найдены истоки появления данных понятий,
их развитие во времени и современном
мире.
Поскольку вандализм - явление социальное,
необходимо исходить из того, что успешной
борьба с ними может быть лишь тогда, когда
подход к нему будет комплексным, как при
изучении, так и при разработке мер предупреждения.
Поэтому борьба с подобными проявлениями
в широком общесоциальном плане есть использование
мер экономических, социально-культурных,
воспитательных и, наконец, правовых. При
этом очевидно, что политическая атмосфера
в обществе - это то, что может свести на
нет любые формы и методы руководством
обществом, довести их до хаоса и развала
либо, напротив, привести к стабилизации
общественного (и государственного) организма.
К общесоциальным видам предупреждения
преступлений против общественного порядка
и в целом преступности относятся: а) развитие и
совершенствование экономических отношений,
технологических процессов и технического
оснащения производства, что неразрывно
связано с повышением жизненного уровня
и материального благосостояния людей; б) повышение
уровня культуры членов общества, улучшения
их образования, а, следовательно, воспитанности,
установления нравственных взглядов,
основанных на всем том лучшем, что накопило
человечество в данной области за весь
период своего развития.
Эти меры, конечно, не на прямо
направлены на борьбу с вандализмом,
но высокая культура и воспитанность-надежные
гаранты их уменьшения (хотя и не гаранты
его исчезновения, с чем люди, вероятно,
должны смириться). Названные меры косвенно
влияют на динамику преступлений, связанных
с совершением хулиганства, вандализма
и смежным составам преступлений, однако,
чем выше уровень экономического, технического,
культурного состояния общества, тем больше
оснований полагать, что преступность
в таком обществе будет ниже.
Поскольку меры предупреждения вандализма
бесспорно, напрямую зависят от комплекса
обще социального состояния общества,
то и комплексный подход к проблеме его
предупреждения предполагает необходимость
рассматривать ее как определенную целостность
в разряде относительно самостоятельных
регионов.
Региональные особенности (территориальные)
различия уровня, структуры и динамики
проявлений- преступлений против общественного
порядка факт, на который, должны обратить
внимание правоохранительные органы внутренних
дел, необходимо, на мой взгляд, порекомендовать
сотрудникам правоохранительных органов,
уделить внимание анализу социально-групповых
и личностных характеристик населения
на обслуживаемой ими территории, а также
исследовать:
- особенности социальной среды;
- изменение социальной среды и типов личности,
характеристик разных социальных групп
и социально-этнической структуры населения;
- трансформации условий взаимодействия
среды и населения, типов личности;
- зависимость между уровнем хулиганства
и преобладанием в составе населения определенных
социально-экономических групп, характеризующихся
повышенной криминогенностью (подростки
14-17 лет, мужчины 18-29 лет, городские и сельские
жители с низким образовательным уровнем,
приезжие, беженцы и др. категории мигрантов);
- характеристику образа жизни населения,
семейного состава, форм общения, мобильности,
профессиональной и социально-культурной
мотивации, потребностей, соседских связей,
учебных заведений;
- различная интенсивность конфликтных
ситуаций, складывающихся в жизни населения
(время, место, дни недели, праздничные
дни);
- степень распространенности таких видов
асоциального поведения, как пьянство,
наркомания, тунеядство и др.;
- особенности нравственно-правового сознания
населения; - различия в социально-экономических
и демографических факторах (условия труда,
интенсивность миграции).
Региональный криминологический анализ
потребует от сотрудников правоохранительных
органов значительных усилий, но будет
иметь практическое значение: возможность
с учетом полученных данных дифференцировать
борьбу с хулиганством и вандализмом в
конкретных условиях.
Установленные таким образом закономерности
порождения и функционирования преступлений
против общественного порядка в разных
по своим социально экономическим, социально-культурным
и иным характеристикам регионах, повысят
возможность выработки стратегических
мер борьбы с ними. Кроме этого, результаты
аналитической работы повысят исходную
информацию для прогноза. Именно прогнозные
данные позволяют разработать эффективные
планы и непосредственно организовать
борьбу с преступлениями, решить вопросы
ресурсного обеспечения этой деятельности.
Прогнозирование как особая система получения
знаний базируется на оценке прошлого,
настоящего и будущего состояния преступности.
Оно позволяет получать информацию о возможных
изменениях в криминологической ситуации
для того, чтобы на основе полученных данных
скорректировать региональную политику
борьбы с хулиганством и вандализмом,
в том числе определить стратегию и тактику
профилактических мер силами и средствами
местных органов законодательной и исполнительной
власти, правоохранительных органов; подготовить
целевые программы по предупреждению
преступности на региональном уровне.
И лишь тщательный анализ длительного
отрезка времени, предшествующего периоду
«неожиданных» изменений, может пролить
свет на причины сложившегося положения.
Сотрудниками следствия и дознания выносятся
представления, в которых в нескольких
предложениях излагаются причины и условия,
способствующие совершению конкретного
преступления. Как правило, на эти представления
должностные лица в силу объективных и
субъективных причин, не получают ответов
о принятых мерах по устранению выявленных
условий, способствующих совершению преступлений
против общественного порядка.
Вандализм нужно не контролировать, а
предупреждать.