Отмывание грязных денег как преступление международного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Международный интерес к проблеме отмывания денег первоначально возник в связи с торговлей наркотиками, поскольку движение денег через границу является характерной чертой операций, связанных с отмыванием денег, полученных от наркобизнеса.
Среди международных документов в области борьбы с отмыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция), ратифицированную более чем ста странами.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Характеристика статьи 174 УК РФ……………………………………….5
Характеристика статьи 174.1 УК РФ…………………………………….10
Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем:
Необходимость законодательного регулирования………………….11
Венская и Страсбургская конвенции………………………………...13
ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от наркотиков……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

реферат для Леськи.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

 

Характеристика  статьи 174.1 УК РФ

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1).

Предмет преступления совпадает с аналогичным понятием, предусмотренным ст. 174 УК. Различие предметов заключается в том, что применительно к ст. 174 УК это денежные средства и иное имущество, которые пускаются в хозяйственный оборот, нажиты преступным путем другими лицами, о чем заведомо известно виновному. По статье 174.1 УК предметом преступления являются деньги и иное имущество, нажитые самим преступником.

Объективная сторона  преступления характеризуется действиями, направленными на легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступлений (за исключением  предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 УК). Закон расширяет число способов, при помощи которых можно легализировать эти средства и иное имущество. Кроме указанных в ст. 174 УК совершение финансовых операций и других сделок, закон называет использование указанных средств или имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Например, лицо регистрируется как индивидуальный предприниматель и действует в этом качестве или вносит суммы в уставный капитал какой-либо коммерческой организации, или создает благотворительный фонд и так далее.

Преступная деятельность, которая предшествует легализации (отмыванию), не входит в понятие  анализируемого преступления, она за рамками состава и должна квалифицироваться  дополнительно по другим статьям  Уголовного кодекса (за исключением  ст. 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 УК), если не истекли  сроки давности (п. 22 постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23). Например, деньги и вещи были приобретены в результате вымогательства, получения взяток или хищения и затем были пущены в хозяйственный оборот, т.е. легализованы. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью придать преступным доходам легальный характер.

Субъект преступления лицо, достигшее возраста 16 лет, в некоторых

случаях специальный  субъект.

Части 2, 3 и 4 ст. 174.1 УК содержат отягчающие и особо отягчающие обстоятельства, аналогичные предусмотренным ст. 174 УК.

Необходимость законодательного регулирования

 

Законодательное регулирование  ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью, в целях подрыва финансовой основы этой преступности. Один из руководителей Группы международных финансовых действий (ОАР1) Э. Янг, выступая на Конференции стран — членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября — 1 декабря 1994 г.), отметила следующие негативные последствия отмывания денег:

  1. У преступников создается ощущение безнаказанности. Это делает преступление привлекательным занятием, а высокий уровень преступности, прежде всего организованной, подрывает устои общества и угрожает правовым нормам;
  2. Преступные организации получают возможность финансировать свою дальнейшую деятельность;
  3. Неконтролируемое использование преступными организациями отдельных финансовых учреждений в конечном итоге причиняет вред всей финансовой системе, особенно в странах с развивающейся экономикой;
  4. Ссосредоточение экономической и финансовой власти в руках преступных организаций в конечном счете может подорвать национальную экономику этих стран и демократические системы их власти и управления.

Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить  в оборот. Способы отмывания таких  доходов различны. Полученные незаконно  наличные деньги превращаются в другие ценности, например, вклады в банки  или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, вырученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко  с целью отмывания денег создаются  ложные коммерческие организации или  деньги вкладываются в создаваемые  либо действующие структуры. Большую  роль в легализации незаконно  нажитых средств играют банки. "Непосредственная связь банков с преступным миром,—  считает В. Д. Ларичев,— позволяет  преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет  их намерение продолжать совершение преступлений. Тем самым создается  общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается все большее  количество людей. Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешнеэкономический. Речь идет о том, что если не перекрыть  каналы поступления преступных доходов  в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия  криминальным капиталам".

Назначение законов, предусматривающих  ответственность за отмывание денег, германские специалисты Харальд-Ханс Кернер и Эберхард Дах сформулировали так: эти законы "призваны не допустить  утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, состояния, местонахождения  или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей  и распорядителей; не допустить запуска  незаконных, полученных преступным путем  прибылей в легальный финансовый оборот,  то есть воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступностью, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, и его "грязных денег". "Грязные деньги" должны быть лишены возможности поступить в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл".

 

Венская и Страсбургская  конвенции

Среди международных документов в области борьбы с отмыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция), ратифицированную более чем ста странами. Наряду с требованием от государств - участников предусмотреть в национальных законодательствах ответственность за преступления, связанные с производством, распределением, продажей наркотиков, организацией, управлением или финансированием незаконных операций с наркотиками. Конвенция потребовала определить как преступление отмывание связанных с наркотиками денег. Статус уголовно наказуемых должны были получить следующие действия:

  1. Конверсия или передача собственности, если известно, что эта собственность получена от совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях, с целью сокрытия или маскировки незаконного источника происхождения собственности или содействия лицу, вовлеченному в совершение подобного преступления или преступлений, чтобы оно могло избежать юридических последствий своих действий;
  2. Сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местонахождения, движения собственности или прав на собственность, если известно, что данная собственность получена в результате совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях.

В Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и  конфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8 ноября 1990 г., отмечается, что лишение  преступника доходов, добытых преступным путем, является одним из эффективных  и современных методов борьбы против опасных форм преступности.

Государства, подписавшие  данную Конвенцию, взяли обязательство квалифицировать как уголовное правонарушение следующие виды умышленных действий:

1) конверсию или передачу  материальных ценностей, о которых  тот, кто этим занимается, знает,  что эти материальные ценности  составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное  происхождение таких материальных  ценностей или помочь любому  лицу, замешанному в совершении  основного правонарушения, избежать  юридических последствий этих  деяний;

2) утаивание или искажение  природы, происхождения, местонахождения,  размещения, движения или действительной  принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти ценности представляют собой полученное преступным путем;

3) приобретение, владение  или использование материальных  ценностей, о которых тот, кто  их приобретает, или владеет,  или пользуется, знает в момент  их получения, что они являются  доходами, добытыми преступным путем;

4) участие в одном из  названных выше правонарушений  или в любой ассоциации, союзе,  покушении или соучастии путем  оказания содействия, помощи или  совета с целью его совершения.

Таким образом, Страстбургская конвенция, в отличие от Венской  конвенции, говорит об отмывании  денег, полученных не только от наркобизнеса, но и любым преступным путем.

 

ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от наркотиков

Еще одним важным документом международного характера является разработанный Организацией Объединенных Наций в ноябре 1993 г. Типовой закон  об отмывании денег, полученных от наркотиков. Типовой закон, основываясь на новейшем законодательстве различных стран, содержит рекомендации по предотвращению отмывания денег, выявлению подобных действий и установлению за них санкций.

Как и в Венской конвенции 1988 г., в Типовом законе даются формулировки двух основных составов правонарушений, связанных с отбыванием денег, полученных от незаконного оборота наркотиков (ст. 20).

Наказываются:

1) лица, которые (вариант: умышленно) конвертируют или переводят средства или собственность, полученные, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, с целью сокрытия или утаивания незаконного источника этой собственности или средств, либо оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении одного из правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от юридической ответственности за свои деяния;

2) лица, которые (вариант: умышленно) оказывают содействие сокрытию или утаиванию характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения или подлинных прав в отношении средств, собственности или связанных с ними прав, полученных, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров.

Кроме того, в Типовом  законе говорится об ответственности  за покушение на эти правонарушения, причастность или сговор с целью  совершении правонарушений, а также  за пособничество.

В Типовом законе рекомендуется  считать уголовными правонарушениями различные действия работников кредитно-финансовых учреждений, лиц, профессионально занимающихся операциями по обмену наличной валюты, и иных лиц, нарушающих установленный порядок совершения финансовых операций и другие требования, установленные в целях предупреждения и выявления отмывания "грязных" денег.

Уголовными правонарушениями, хотя и менее опасными, считаются  действия лиц, которые осуществили  или приняли платеж наличными  в сумме, превышающей установленный  предел; нарушили обязанность представлять заявление о международном переводе денежных средств, ценных бумаг или  ценностей, относительно которых предусмотрено  представление заявлений; а также  действия руководителей и служащих компаний, производящих обмен наличной валюты, игорных домов и кредитно - финансовых учреждений, нарушивших положения  Типового закона.

Международная конференция  ООН по предупреждению отмывания  денег и использования доходов  от преступной деятельности и борьбе с ними (Курмайор, Италия, июнь 1992 г.) определила семь областей в качестве первоочередных для осуществления эффективной стратегии по борьбе с отмыванием денег:

1.   Криминализация отмывания доходов от незаконного оборота наркотиков и другой преступной деятельности;

2.    Снижение банковской секретности;

3. Ликвидация анонимных предъявительских счетов, идентификация действительной стороны, интересы которой представляет доверенное лицо, и др. (правило "знай своего клиента");

4.     Идентификация и информирование о подозрительных операциях;

5. Совершенствование регулирования деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями;

6.   Конфискация доходов от преступной деятельности;

7.    Развитие действенных механизмов международного сотрудничества.

В самом общем виде "отмывание  грязных денег" можно определить как "перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, можно говорить о том, что легализация (отмывание) денежных средств или  иного имущества, приобретенных  другими лицами преступным путем (статья 174 УК РФ) и легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1 УК РФ) - это противоправные, уголовно-наказуемые деяния, причинившие вред общественным отношениям, складывающимся в сфере  экономической деятельности. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять  ущерб другим общественным отношениям, например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных  предприятий и учреждений и т.д.

Информация о работе Отмывание грязных денег как преступление международного характера