Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:26, реферат
Международный интерес к проблеме отмывания денег первоначально возник в связи с торговлей наркотиками, поскольку движение денег через границу является характерной чертой операций, связанных с отмыванием денег, полученных от наркобизнеса.
Среди международных документов в области борьбы с отмыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция), ратифицированную более чем ста странами.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Характеристика статьи 174 УК РФ……………………………………….5
Характеристика статьи 174.1 УК РФ…………………………………….10
Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем:
Необходимость законодательного регулирования………………….11
Венская и Страсбургская конвенции………………………………...13
ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от наркотиков……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………
Характеристика статьи 174.1 УК РФ
Легализация (отмывание)
денежных средств или иного имущества,
приобретенных лицом в
Предмет преступления
совпадает с аналогичным
Объективная сторона
преступления характеризуется действиями,
направленными на легализацию (отмывание)
денежных средств или иного имущества,
приобретенных лицом в
Преступная деятельность, которая предшествует легализации (отмыванию), не входит в понятие анализируемого преступления, она за рамками состава и должна квалифицироваться дополнительно по другим статьям Уголовного кодекса (за исключением ст. 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 УК), если не истекли сроки давности (п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23). Например, деньги и вещи были приобретены в результате вымогательства, получения взяток или хищения и затем были пущены в хозяйственный оборот, т.е. легализованы. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и целью придать преступным доходам легальный характер.
Субъект преступления лицо, достигшее возраста 16 лет, в некоторых
случаях специальный субъект.
Части 2, 3 и 4 ст. 174.1 УК содержат отягчающие и особо отягчающие обстоятельства, аналогичные предусмотренным ст. 174 УК.
Необходимость законодательного регулирования
Законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью, в целях подрыва финансовой основы этой преступности. Один из руководителей Группы международных финансовых действий (ОАР1) Э. Янг, выступая на Конференции стран — членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября — 1 декабря 1994 г.), отметила следующие негативные последствия отмывания денег:
Колоссальные средства, полученные
от торговли оружием, незаконного игорного
и наркобизнеса, контрабанды, хищений,
другой противоправной деятельности,
преступники стремятся
Назначение законов, предусматривающих ответственность за отмывание денег, германские специалисты Харальд-Ханс Кернер и Эберхард Дах сформулировали так: эти законы "призваны не допустить утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, состояния, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей и распорядителей; не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот, то есть воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступностью, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, и его "грязных денег". "Грязные деньги" должны быть лишены возможности поступить в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл".
Венская и Страсбургская конвенции
Среди международных документов в области борьбы с отмыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция), ратифицированную более чем ста странами. Наряду с требованием от государств - участников предусмотреть в национальных законодательствах ответственность за преступления, связанные с производством, распределением, продажей наркотиков, организацией, управлением или финансированием незаконных операций с наркотиками. Конвенция потребовала определить как преступление отмывание связанных с наркотиками денег. Статус уголовно наказуемых должны были получить следующие действия:
В Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8 ноября 1990 г., отмечается, что лишение преступника доходов, добытых преступным путем, является одним из эффективных и современных методов борьбы против опасных форм преступности.
Государства, подписавшие данную Конвенцию, взяли обязательство квалифицировать как уголовное правонарушение следующие виды умышленных действий:
1) конверсию или передачу
материальных ценностей, о
2) утаивание или искажение
природы, происхождения,
3) приобретение, владение
или использование
4) участие в одном из названных выше правонарушений или в любой ассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия, помощи или совета с целью его совершения.
Таким образом, Страстбургская конвенция, в отличие от Венской конвенции, говорит об отмывании денег, полученных не только от наркобизнеса, но и любым преступным путем.
ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от наркотиков
Еще одним важным документом международного характера является разработанный Организацией Объединенных Наций в ноябре 1993 г. Типовой закон об отмывании денег, полученных от наркотиков. Типовой закон, основываясь на новейшем законодательстве различных стран, содержит рекомендации по предотвращению отмывания денег, выявлению подобных действий и установлению за них санкций.
Как и в Венской конвенции 1988 г., в Типовом законе даются формулировки двух основных составов правонарушений, связанных с отбыванием денег, полученных от незаконного оборота наркотиков (ст. 20).
Наказываются:
1) лица, которые (вариант: умышленно) конвертируют или переводят средства или собственность, полученные, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, с целью сокрытия или утаивания незаконного источника этой собственности или средств, либо оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении одного из правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от юридической ответственности за свои деяния;
2) лица, которые (вариант: умышленно) оказывают содействие сокрытию или утаиванию характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения или подлинных прав в отношении средств, собственности или связанных с ними прав, полученных, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров.
Кроме того, в Типовом законе говорится об ответственности за покушение на эти правонарушения, причастность или сговор с целью совершении правонарушений, а также за пособничество.
В Типовом законе рекомендуется считать уголовными правонарушениями различные действия работников кредитно-финансовых учреждений, лиц, профессионально занимающихся операциями по обмену наличной валюты, и иных лиц, нарушающих установленный порядок совершения финансовых операций и другие требования, установленные в целях предупреждения и выявления отмывания "грязных" денег.
Уголовными правонарушениями,
хотя и менее опасными, считаются
действия лиц, которые осуществили
или приняли платеж наличными
в сумме, превышающей установленный
предел; нарушили обязанность представлять
заявление о международном
Международная конференция ООН по предупреждению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними (Курмайор, Италия, июнь 1992 г.) определила семь областей в качестве первоочередных для осуществления эффективной стратегии по борьбе с отмыванием денег:
1. Криминализация отмывания доходов от незаконного оборота наркотиков и другой преступной деятельности;
2. Снижение банковской секретности;
3. Ликвидация анонимных предъявительских счетов, идентификация действительной стороны, интересы которой представляет доверенное лицо, и др. (правило "знай своего клиента");
4. Идентификация и информирование о подозрительных операциях;
5. Совершенствование регулирования деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями;
6. Конфискация доходов от преступной деятельности;
7. Развитие действенных механизмов международного сотрудничества.
В самом общем виде "отмывание грязных денег" можно определить как "перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и собственности.
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного,
можно говорить о том, что легализация
(отмывание) денежных средств или
иного имущества, приобретенных
другими лицами преступным путем (статья
174 УК РФ) и легализация (отмывание) денежных
средств или иного имущества,
приобретенных лицом в
Информация о работе Отмывание грязных денег как преступление международного характера