Отмывание грязных денег как преступление международного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:26, реферат

Описание работы

Международный интерес к проблеме отмывания денег первоначально возник в связи с торговлей наркотиками, поскольку движение денег через границу является характерной чертой операций, связанных с отмыванием денег, полученных от наркобизнеса.
Среди международных документов в области борьбы с отмыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция), ратифицированную более чем ста странами.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Характеристика статьи 174 УК РФ……………………………………….5
Характеристика статьи 174.1 УК РФ…………………………………….10
Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем:
Необходимость законодательного регулирования………………….11
Венская и Страсбургская конвенции………………………………...13
ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от наркотиков……………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

реферат для Леськи.docx

— 45.91 Кб (Скачать файл)

Исследование вопросов, касающихся проблем квалификации преступных деяний по статьям 174 и 174.1 УК РФ, позволяет прийти к следующим выводам из вышеизложенного.

1. Проведенное Генеральной  прокуратурой РФ обобщение следственной  и судебной практики расследования  нескольких категорий экономических  преступлений, в том числе и  легализации преступно приобретенного  имущества, показало, что правоприменительная  практика испытывает серьезные  затруднения при попытках привлечь  граждан к ответственности по  ст. 174 УК РФ.

За два последних года в тех регионах, которые выборочно  исследовались в Главном следственном управлении Генеральной прокуратуры  РФ (14 субъектов РФ и 2 транспортные прокуратуры)^ возбуждено несколько  сот уголовных дел по ст. 174 УК РФ (в Новосибирской области - 163 дела, в Нижегородской 45 и т.д.). Однако значительная часть этих дел, как  сообщают прокуроры, возбуждена необоснованно, а потому прекращена; по нескольким же десяткам таких дел вынесены оправдательные приговоры. Данные о незначительном числе обвинительных приговоров и еще не прекращенных следствием уголовных дел свидетельствуют о том, что многие из решений о привлечении к уголовной ответственности вскоре будут, видимо, отменены.

Например, в одной из областей в суд направлено 28 дел, где в  числе прочих обвиняемым вменялась  и ст. 174 УК РФ. По сообщению прокурора  этой области, во всех случаях следствием обвинения по ст. 174 УК РФ предъявлены  без должных оснований. Интересно  также заметить, что хотя по 80 % дел  прокуроры выступали в суде и  приговор по данным делам был вынесен  и по ст. 174 УК РФ, в дальнейшем судебные решения в этой части были отменены по протесту вышестоящей прокуратуры. Таким образом, налицо несогласованность  прокурорской практики.

По мнению юристов-практиков, сложившаяся ситуация вызвана почти  исключительно грубыми упущениями разработчиков Уголовного кодекса 1997 г., что не позволяет говорить о возможности оптимизаций ситуации в этой сфере функционирования уголовной  юстиции путем совершенствования  методик расследования и т.п.

2. Уголовная ответственность  за легализацию (отмывание) установлена  в Российском УК достаточно  недавно (в 1996 году). Причем до 1 февраля 2002 года, действовала достаточно  неудачная редакция статьи 174 УК  РФ, устанавливающая уголовную ответственность  за легализацию. Отсутствовует  грамотно проработанная и регламентированная  система противодействия легализации  в различных сферах экономики.  На основе существовавшего уголовно-правового  запрета не было создано национальной  системы противодействия легализации  преступных доходов. Круг подлежащих  обязательному контролю финансовых  операций и соответствующие обязанности  субъектов их осуществляющих  не был определен, что привело  к чрезвычайной сложности расследования  легализации.

3. Легализация (отмывание)  обладает высокой степенью латентности, которая объясняется как природой самого этого преступления, так и отсутствием четкого представления работников правоохранительных органов об этом противозаконном деянии. Помимо этого, необходимо отметить, что легализация редко причиняет ущерб интересам конкретного гражданина. Ее отрицательное влияние носит более широкий характер, что объясняет незаинтересованность граждан и организаций в передаче информации о признаках данного преступления.

4. Слабо разработана методика  расследования легализации (отмывания)  денежных средств или иного  имущества. Это объясняется тем что количество уголовных дел возбужденных по статье 174 УК РФ сравнительно невелико, процесс расследования сложен и по многим вопросам, возникающим в ходе расследования, нет нормативного урегулирования. Решение этой проблемы видится в комплексном подходе к проблеме легализации со стороны государственных органов.

5. Несмотря на исторические  прецеденты, практика легализации  денег, полученных преступным  путем, лишь совсем недавно  была признана преступной. Ранее  основное внимание правоохранительных  органов концентрировалось на  выявлении и пресечении корыстных  преступлений и лежащих в их  основе правонарушений. Современная  тенденция состоит в признании  уголовно наказуемыми самих действий  по легализации ("отмыванию") денег независимо от существа  сопутствующего преступления в  иной сфере.

6. Необходимо также отметить  и благоприятные изменения политической  ситуации в России, по отношению  к проблеме легализации преступных  капиталов. Ситуация изменилась  в лучшую сторону только в  2001 году с присоединением России  к Страстбургской конвенции «Об  отмывании, выявлении, изъятии  и конфискации доходов от преступной  деятельности» и последующим  принятием Федерального закона  «О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем», а также внесением  изменений в ряд законодательных  актов РФ (в первую очередь  Уголовный кодекс).

Также необходимо на всей территории России установить ограничения для  операций с наличными деньгами как  юридических, так и физических лиц. Банки и иные финансовые учреждения обязаны идентифицировать каждого, кто заключает сделки с наличными  на сумму, превышающую некую пограничную  установленную сумму. Необходимо четкое правовое определение условий проведения операций с финансовыми средствами, обеспечивающих предотвращение легализации  доходов от противозаконных действий, без чего невозможно осуществлять государственную  контрольную функцию.

Важнейшей мерой для ограничения  использования преступных доходов  должна стать обязанность юридических  и физических лиц документально  подтверждать происхождение имеющихся  у них средств при наличии сведений об их незаконности.

Кроме того, от каждого совершеннолетнего  гражданина необходимо получать сведения о размере его собственности  в России и за ее пределами. При  этом следует подчеркнуть, что для  запуска механизма декларирования доходов и расходов необходимо законодательно определить порядок его осуществления  и провести регистрацию гражданами России движимого и недвижимого  имущества, включая вклады и ценные бумаги (как на территории России так и за границей), стоимость которого превышает определенную сумму, при этом установить ответственность за уклонение от регистрации (не обязательно уголовную, а систему штрафов, конфискацию и т.п.). Также требует дополнительной проработки вопрос о законодательном закреплении необходимости проведения расследования в случае превышения расходов физического лица над доходами (отмена принципа презумпции невиновности при превышении расходов над доходами).

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации. М.: Акалис, 1996.

2. Уголовно - процессуальный  кодекс Российской Федерации.  Официальный текст. М.: Издательско-книготорговый  центр «Маркетинг», 2002.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Официальный текст по состоянию на 28 декабря 2004 года. - М.: «Издательство ЭЛИТ» 2005г.

4. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Части первая  и вторая. С алфавитно-предметным указателем. Официальный текст по состоянию на 15 февраля 1998 г. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

5. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

6. Федеральный закон от 07.08.2001 № 121-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в законодательные  акты Российской Федерации в  связи с принятием Федерального  закона «О противодействии легализации  (отмыванию) доходов, полученных  преступным путем».

7. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных  бумаг» (в ред. Федеральных законов  от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ).

Литература:

8. Амплеев С.В. Легализация незаконно полученных доходов через банковские структуры, пути ее выявления и организация борьбы с этим видом преступлений // Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М., 1997

9.   Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.

10. Диканова Т.А. Осипов В.Е. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных денег»-М.: Закон и право 2000г.

11. Есипов В.М. Использование в России западного опыта борьбы с «отмыванием» преступных доходов в сфере финансовых отношений // Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997.

12.  Кернер Х.-Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М.: Международные отношения, 1996.

13.  Криминалистика / Под ред. А.Г. Филлипова и А.Ф. Волынского. М., 1998.

14.  Криминология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.И. Долговой. М.: Издательствб НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА-М), 2000.

15. Никулина В.А. Отмывание «грязных» денег. Уголовно-правовая характеристика и проблемы соучастия. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001

 


Информация о работе Отмывание грязных денег как преступление международного характера