Ответственность за взяточничество по уголовному кодексу Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Эта цель диктует и задачи: Определиться с понятием взяточничества; Дать характеристику даче и получению взяток; Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством; Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
I. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО
1.1. История борьбы с взяточничеством.
1.2. Борьба с взяточничеством и коррупцией. Сегодняшние успехи и неудачи.
II. ДАЧА ВЗЯТКИ И ЕЁ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
2.1. Дача взятки.
2.2. Алгоритм доказывания предмета взятки.
2.3. Классификация целей взяткодателей.
2.4. Ответственность за взяточничество.
III. ВИДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
3.1. Классификация взяток.
3.2. Классификация способов приема-передачи взятки.
3.3. Мотивы взяткополучателей.
Заключение.
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

АСТРАХАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕСИТЕТ

 

 

Курсовая работа.

 

 

 

Дисциплина: Уголовное  право

Тема: Ответственность за взяточничество по  уголовному кодексу Российской Федерации.

 

 

 

 

Выполнил: Студентка

ЗЮР 3 курс 34 группа

Абрамова О.А.

                                                               Проверил:

 

 

 

Астрахань 2012 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ. 2

     I. ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

     1.1. История борьбы с взяточничеством.

     1.2. Борьба с взяточничеством и коррупцией. Сегодняшние успехи и неудачи.

     II. ДАЧА ВЗЯТКИ И ЕЁ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  

     2.1. Дача взятки.

     2.2. Алгоритм доказывания предмета взятки.

     2.3. Классификация целей взяткодателей.

     2.4. Ответственность за взяточничество.

     III. ВИДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТОК И ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ 

     3.1. Классификация взяток.

     3.2. Классификация способов приема-передачи взятки.

     3.3. Мотивы взяткополучателей.

     Заключение.

     Список используемых источников и литературы

    

 

     ВВЕДЕНИЕ

Взяточничество  является  наиболее  типичным  проявлением  коррупции -

опаснейшего  криминального  явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает  законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости. Опасность получения и дачи взятки обусловлена и тем, что они достаточно часто сочетаются с другими тяжкими и особо тяжкими преступлениями: организованным хищением имущества; с легализацией денежных средств и имущества, приобретенных незаконным путем; незаконным приобретением оружия. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ указывается, что  особую опасность представляют случаи получения взяток должностными лицами, действующих по предварительному сговору с расхитителями государственного имущества и другими преступниками, создающие систему круговой поруки”.Уголовный Кодекс РФ, принятый в 1996 году, предусматривает два самостоятельных преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), и дача взятки

(ст. 291 УК РФ). Итак, вышеизложенное подводит нас к цели курсовой работы – рассмотреть феномен взяточничества и разобраться с проблемами, возникающими при борьбе с этим злом. Эта цель диктует и задачи: Определиться с понятием взяточничества; Дать характеристику даче и получению взяток; Проанализировать проблемы, возникающие в процессе борьбы с взяточничеством; Выделить наиболее приемлемые пути в современной России для эффективной борьбы с взяточничеством.

    

     

I. РАЗДЕЛ

    1. . История борьбы с взяточничеством

История взяточничества не уступает по древности известной  нам истории человеческой цивилизации, где бы она ни творилась - в Египте, Риме или Иудее. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. К временам Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт анти коррупционной (с точностью до используемой в те времена терминологии) направленности. Он произошел в Москве в 1648 г. и закончился победой москвичей: часть города сгорела вместе с немалым количеством мирных жителей, и заодно царем были отданы на растерзание толпе два коррумпированных "министра" - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов. При Петре Великом расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерен эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен при всем истеблишменте сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова - того, кто изобличил Гагарина. На протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников. Например, елизаветинский канцлер Бестужев-Рюмин получал за службу российской империи 7 тысяч рублей в год, а за услуги британской короне (в качестве "агентавлияния") - двенадцать тысяч в той же валюте. Есть документальные подтверждения того, что смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление, но зато сформировала лицемерное отношение к ней, немало способствовавшее укоренению мздоимства и лихоимства (как выражались предшественники большевиков) в новой административной среде. После того как 2 мая 1918 г. Московский революционный трибунал рассмотрел дело четырех сотрудников следственной комиссии, обвинявшихся во взятках и шантаже, и приговорил их к шести месяцам тюремного заключения, узнавший об этом Председатель СНК В.И.Ленин настоял на пересмотре дела. ВЦИК повторно  вернулся к этому вопросу и приговорил троих из четырех к десяти годам лишения свободы. В архивах хранятся записка Ленина Д.И.Курскому о необходимости немедленного внесения законопроекта о строжайших наказаниях за взяточничество и письмо Ленина в ЦК РКП (б) с предложением поставить в повестку дня вопрос об исключении из партии судей, вынесших слишком мягкие приговоры по делу о взяточниках. Декрет СНК "О взяточничестве " от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенный с принудительными работами на тот же срок). Интересно, что в этом декрете

покушение на получение или  дачу взятки приравнивалось к совершенному

преступлению. Кроме того, не был забыт и классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался "к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам", а все имущество подлежало конфискации. История борьбы Советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой

властью, не увенчавшись  успехом. Эта борьба характеризуется  несколькими

интересными и важными  чертами. В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6000 случаев взяточничества, что на 50 % больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример - более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень - горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

Практически неприкосновенны  были высшие советские и партийные  сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и других драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято. С коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это приводило к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынке коррупционных услуг. Последний шанс повлиять на положение дел в описываемой сфере представился прежней власти в июле 1991 г., когда было принято Постановление Секретариата ЦК КПСС "О необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики". Но, как ни странно о взяточничестве в нем не было ни слова. Весь послевоенный период, во времена перестройки и после нее, рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины. Он сопровождался следующими процессами: уменьшением централизованного контроля, далее - распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики, наконец - крахом СССР и появлением новой страны - России, которая на первых порах лишь номинально могла считаться государством. Постепенно централизованно организованная коррупция централизованного государства сменялась "федеративным" устройством из множества коррумпированных систем. Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из

числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

· стремительный переход к новой экономической системе, не

подкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой;

· отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и

соответствующих культурных традиций;

·  распад партийной системы контроля.

Ни одна страна не может  считать себя застрахованной от коррупции. Так, в 1994

г. Швейцария, которая гордилась  неподкупностью своих государственных

служащих, была потрясена  грандиозным скандалом вокруг чиновника  из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. Во Франции происходят массовые расследования коррупционных действий, совершаемых бизнесменами и политическими деятелями. В 1993 г. премьер-министр впервые пообещал, что не будет этому препятствовать. "Ситуация во Франции постепенно меняется, еще 10 лет назад здесь запрещалось расследование случаев взяток и коррупции", - утверждал французский судья Жан-Пьер Тьери. Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане. В сентябре 1996 г. в Берлине прошла специальная конференция по проблемам борьбы с коррупцией. По представленным там материалам во многих крупных городах ФРГ прокуратуры заняты расследованием нескольких тысяч случаев коррупции: во Франкфурте-на-Майне более тысячи, в Мюнхене - около 600, в Гамбурге - около 400, в Берлине - около 200. В 1995 г. было официально зарегистрировано почти 3 тысячи случаев взяточничества. В 1994 г. перед судом оказались почти 1,5 тысячи человек, а в 1995 - более 2 тысяч, причем эксперты считают эти данные лишь вершиной айсберга. В коррупцию вовлечены ведомства по проверке иностранных беженцев, пункты регистрации новых автомобилей и многие другие учреждения. Так, за наличные деньги можно незаконно "купить" право на открытие ресторана или казино, водительские удостоверения, лицензии на отбуксировку неверно припаркованных автомобилей. Наиболее сильно коррупцией

заражена строительная индустрия. Сравнивая сегодняшнюю Россию и развитые индустриальные страны, обладающие многовековыми демократическими традициями, мы должны учитывать, что пытаемся сопоставлять социальные организмы, находящиеся на разных стадиях развития демократии и рыночных институтов. Нелишне вспомнить, что традиция последовательного (и далеко не всегда успешного) ограничения коррупции насчитывает в "западных демократиях" каких-то 20-30 лет, в то время как период демократического развития этих стран на порядок превышает эти сроки.

    

1.2. Борьба с взяточничеством и коррупцией. Сегодняшние успехи и неудачи.

Анти коррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить анти коррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах. В нынешнем законодательстве коррупционные действия могут квалифицироваться пятью статьями Уголовного кодекса. Вместе с тем ряд очень распространенных в России действий явно коррупционного характера не нашел отражения в новом УК.

Среди них:

·      участие должностных лиц в коммерческой деятельности для извлечения

личной прибыли;

·      использование служебного положения для "перекачки" государственных

средств в коммерческие структуры с целью получения личной выгоды с задействованием для этого подставных лиц и родственников;

·   предоставление должностными лицами льгот коммерческим структурам с

целью извлечения личной прибыли;

·  предоставление государственных финансовых и иных ресурсов в

избирательные фонды.

Принятый Государственной  Думой в ноябре 1997 г. в третьем  чтении Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" оказался предельно беззубым. Помимо множества юридических несообразностей и технических огрехов, он содержит в качестве инноваций некоторые дополнительные ограничения на действия должностных лиц. Для этого не было необходимости создавать закон, борьба вокруг которого шла три года, а достаточно было принять поправки к законодательству о государственной службе. В 1992 г. был издан Указ Президента Российской Федерации "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Из-за отсутствия механизмов реализации он оказался одним из самых игнорируемых за всю историю российского президентства. Его нормы о необходимости чиновникам предоставлять декларации о доходах и имуществе начали реализовываться только через пять лет после выхода дополнительного Указа в 1997 г. А норма, запрещающая чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, не выполняется до сих пор. Так же плохо выполнялся Федеральный закон "Об основах государственной службы в Российской Федерации", предусматривающий некоторые ограничительные анти коррупционные меры. Одна из причин – отсутствие в законе механизмов и процедур реализации заложенных в нем норм. Для уменьшения коррупции в правоохранительных органах принимались необходимые институциональные решения. Сейчас управления собственной безопасности имеют Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел, Государственный

Информация о работе Ответственность за взяточничество по уголовному кодексу Российской Федерации