Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:55, курсовая работа
Цель: Определить роль ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме.
2. Охарактеризовать правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему;
3. Рассмотреть систему профилактической работы с несовершеннолетними;
4. Раскрыть деятельность ПДН в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Введение……………………………………………………………2
Глава 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Несовершеннолетние как категория лиц……………………4
1.2. Антиобщественное поведение несовершеннолетних как причина правонарушений………………………………………………….6
Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних …………………………………………….8
2.2. Подразделения по делам несовершеннолетних……………12
2.3. Методы профилактики правонарушений……………..……18
Заключение ……………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………….…34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Несовершеннолетние как категория лиц……………………4
1.2. Антиобщественное
поведение несовершеннолетних как причина
правонарушений…………………………………………
Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних …………………………………………….8
2.2. Подразделения по делам несовершеннолетних……………12
2.3. Методы профилактики правонарушений……………..……18
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста правонарушений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики.
С конца прошлого века в России
наметился реальный переход от так
называемой карательной превентивной
практики к охранно-защитной, выражающейся
в комплексе мер медико-
Значительный объем функций
по предупреждению правонарушений несовершеннолетних
среди специализированных служб
ОВД возложен на подразделения по
делам несовершеннолетних районных,
городских отделов (управлений) внутренних
дел, отделов (управлений) внутренних
дел муниципальных образований, отделов
(управлений) внутренних дел закрытых
административно-
Подразделения по делам несовершеннолетних
являются элементом механизма
Актуальность темы исследования обусловливается необходимостью совершенствования социально-педагогических средств социализации несовершеннолетних правонарушителей и предупреждения преступности несовершеннолетних.
Объект исследования – профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Предмет исследования – подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН).
Цель: Определить роль ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
1.
Проанализировать литературу
2.
Охарактеризовать правонарушени
3.
Рассмотреть систему
4. Раскрыть деятельность ПДН в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Глава 1. правонарушения Несовершеннолетних
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не является исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении проявляется в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей. Несовершеннолетние наряду с престарелыми, инвалидами, беременными женщинами, душевнобольными относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.
Необходимость усиленной заботы о несовершеннолетнем определена рядом характерных для него специфических особенностей: беззащитностью, беспомощностью, недостаточностью жизненного опыта, податливостью и склонностью к подражанию, повышенной эмоциональностью, неуравновешенностью, импульсивностью. Подросток стремится привлечь к себе внимание, выделиться; в то же время им руководит страх прослыть несамостоятельным, трусом, "слабым". Несовершеннолетний отличается развитым чувством личной дружбы и групповой солидарности. С точки зрения особенностей психических процессов подростка его отличает также способность к неадекватному восприятию, запоминанию и воспроизведению некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях. По сравнению со взрослым несовершеннолетний обладает ограниченной дееспособностью, меньшей свободой в передвижении, в хранении и распоряжении своим имуществом.
Прежде чем рассматривать вопросы правовой защиты несовершеннолетних, следует остановиться собственно на определении понятия данной категории лиц, тем более что оно не относится к числу однозначных и неоспоримых.
В доктрине российского права
Отечественное законодательство, как и международные акты, широко использует термин "несовершеннолетний" (малолетний, ребенок, молодежь). Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. в ст. 1 говорит о несовершеннолетнем как о человеческом существе до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достиг совершеннолетия ранее.3
Прежде всего ст. 1 закона о профилактике дает слишком широкое понятие несовершеннолетнего: «лицо в возрасте до 18 лет». Поскольку нижняя граница возраста не определена, постольку можно предположить, что речь идет о времени с момента рождения и до достижения 18 лет. Представляется, что применительно к анализируемому закону такой подход к определению несовершеннолетнего возраста неверный, поскольку свидетельствует об имеющей место подмене понятий «несовершеннолетний» и «ребенок». Последнее понятие содержится в семейном кодексе РФ (ст. 54), а также в Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. (ст. 1).
С учетом специфики некоторых субъектов предупреждения преступлений несовершеннолетних, например, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, было бы целесообразнее закрепить положение, в соответствии с которым выделить две возрастные группы: «малолетние» – лица, не достигшие возраста четырнадцать лет (как это сделано в ч. 1 ст.28 ГК РФ) и «несовершеннолетние» – лица, которым исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать (ч. 1 ст. 26 ГК РФ, ч. 1 ст. 87 УК РФ). В соответствии с такой градацией следовало бы точно определить субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность с той или иной группой. Существующая в настоящее время неопределенность позволяет утверждать, что ПДН могут осуществлять индивидуальную профилактическую работу с любыми возрастными группами лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.
В силу наличия у несовершеннолетнего определенных возрастных особенностей он не в состоянии самостоятельно защитить свои права так же эффективно, как взрослый, что является главной причиной создания и действия в РФ специальных правовых средств по защите ребенка.
Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности - от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности.4
Причины, под воздействием которых
может формироваться
Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и т.п.
Отрицательное влияние на несовершеннолетних оказывают порой неформальные связи и группы с антиобщественной ориентацией, так как они могут быть средой проявления негативных антиобщественных взглядов и норм в течение продолжительного периода времени.
Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и т.п.), а также разного рода психические аномалии.
Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.
Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью работой в ночную смену и т.д.).
Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей.
Нередки случаи, когда родители (или один из них) отрицательно влияют на поведение подростка тем, что ведут аморальный образ жизни: пьянствуют сами, вовлекают в это занятие своих детей, устраивают скандалы в семье, жестоко обращаются с детьми, выгоняют их из дома.
Глава 2. Профилактика правонарушений
2.1. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних
Профилактика правонарушений – совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.
Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений.
Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти. Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством.
Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, поведение физических и деятельность юридических лиц.
Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Основными задачами профилактики правонарушений являются5:
- формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
- снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
- устранение причин и условий совершения правонарушений;
- недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах6:
- ведущая роль государства в профилактике правонарушений;
- участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;
- законность;
- комплексность и системность;
- многоуровневость;
- приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;
- непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.
Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений7:
- государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;
- развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
Информация о работе ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних