Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:55, курсовая работа
Цель: Определить роль ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме.
2. Охарактеризовать правонарушения несовершеннолетних как социальную проблему;
3. Рассмотреть систему профилактической работы с несовершеннолетними;
4. Раскрыть деятельность ПДН в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Введение……………………………………………………………2
Глава 1. ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Несовершеннолетние как категория лиц……………………4
1.2. Антиобщественное поведение несовершеннолетних как причина правонарушений………………………………………………….6
Глава 2. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
2.1. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних …………………………………………….8
2.2. Подразделения по делам несовершеннолетних……………12
2.3. Методы профилактики правонарушений……………..……18
Заключение ……………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………….…34
-профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.
Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.
Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя8:
- сбор и анализ сведений о
правонарушениях, совершаемых
- анализ применения законодатель
- прогнозирование преступности
и правонарушений в соответству
- создание на основе анализа
сведений о правонарушениях и
- выявление и устранение причин
правонарушений и условий,
- учет правовых и
- осуществление правовой
- изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
- обеспечение в пределах
- разработка и реализация
- привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;
- разработка и внедрение
Необходимо использовать:9
- направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);
- направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков.
Планируется введение паспортов профилактики правонарушений на территориях и объектах.
Меры индивидуальной профилактики правонарушений:10
- профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
- направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
- оказание помощи профилактируемому лицу;
- осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
- привлечение родственников, других лиц к воздействию;
- другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).
Виктимологическая профилактика правонарушений – выявление и устранение, нейтрализация факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обуславливающих повышенную вероятность совершения в отношении них преступлений.
2.2. Подразделения по делам несовершеннолетних
В настоящее время в Российской
Федерации сложилась
Прежде всего деятельность ПДН регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями «О милиции». В соответствии со ст.ст.2, 10 данного закона на милицию наряду с другими обязанностями возложены обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению обстоятельств, способствующих их совершению, а также обязанности по принятию мер к устранению данных обстоятельств.
Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» утверждено Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации. Этим положением на местную милицию, как и на милицию в целом, также возложены профилактические обязанности, в частности, обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Указанным положением подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних включены в состав милиции общественной безопасности. В приложении № 2 к Указу Президента РФ от 12 февраля 1993 г. дается критерий определения численности инспекторов по делам несовершеннолетних в милиции общественной безопасности, исходя из расчета 1 инспектор на 4–5 тыс. несовершеннолетних.12
В настоящее время система имеет прежде всего защитно-охранную направленность, которая представлена комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям, несовершеннолетним.
Учитывая требование Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, о специализации полиции и создании специальных подразделений по делам несовершеннолетних, в законе о профилактике определены основные права и обязанности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних13. Кроме того Приказом Министерства внутренних дел РФ №569 «Об утверждении Инструкции по организации работы» подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» от 26 мая 2000 года, закрепленные в законе права и обязанности были детализированы. В этой связи можно утверждать, что в настоящее время в РФ непосредственно деятельность подразделений внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних регулируется законом о профилактике, Приказом МВД и некоторыми другими ведомственными нормативными актами МВД.
В соответствии с законом о профилактике (ст. 21) ПДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними14:
- употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющими одурманивающие вещества;
- совершившими правонарушения, которые повлекли за собой применение мер административного взыскания;
- совершившими правонарушение, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобождаемых от уголовной ответственности по основаниям, указанным в законе;
-не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
- получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период отбывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- осужденными за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденными условно, осужденными к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- другими несовершеннолетними при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.
Все, сказанное выше, в полной мере относится и к ПДН, которые помимо осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, обязаны выполнять и другие функции, закрепленные за ними в законе о профилактике. В частности, ПДН:15
- проводят индивидуальную профилактическую работу с родителями или законными представителями несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
- выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также лиц, неисполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и в установленном порядке вносят предложение о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;
- рассматривают заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении их родителями или законными представителями либо должностными лицами обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;
- участвуют в подготовке материалов в отношении подростков для рассмотрения возможности их помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
- участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд предложений о применении к несовершеннолетним, их родителям или законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации;
- вносят в уголовно-исполнительные
инспекции органов юстиции предложения
о применении к несовершеннолетним, контроль
за поведением которых осуществляют указанные
учреждения, мер воздействия, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
и (или) законодательством субъектов Российской
Федерации;
- информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях этому способствующих;
- принимать участие в установленном порядке в уведомлении родителей или законных представителей несовершеннолетних об их доставлении в ПДН в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, совершением ими правонарушений или антиобщественных действий.
Деятельность ПДН основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления, общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
К нормативной базе, устанавливающей, порядок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, относятся: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. №1026-1 «О милиции», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. №569.
Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются следующими правами: в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами; запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц, а также имеют право в установленном порядке:
– доставлять в подразделения органов внутренних дел несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. О каждом случае доставления несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел составляется протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;
Информация о работе ПДН в профилактике правонарушений несовершеннолетних