Подсудность гражданских дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - подсудность гражданских дел. Подсудность является очень важным институтом в гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно. Под подсудностью в гражданском процессе понимается распределение всех подведомственных суду дел между различными судами данной судебной системы.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы - подсудность гражданских дел. Подсудность  является очень важным институтом в  гражданском процессе, так как, принимая исковое заявление (заявление) и  определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей  юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно  подсудно. Под подсудностью в гражданском  процессе понимается распределение  всех подведомственных суду дел между  различными судами данной судебной системы. В этом состоит отличие подсудности  от подведомственности. Последняя регулирует относимость юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Современная судебная система  Российской Федерации включает в  себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на Рассмотрение и разрешение гражданских дел  по первой инстанции.

Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» СЗ рф. 1997. № 1 Ст. 1. предусматривает, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и суды мировых судей субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и  специализированные суды (ст. 4 Закона).

Цель данной курсовой работы - рассмотреть такой институт гражданско-процессуального  права как подсудность; рассмотреть  его по видам и охарактеризовать каждый из них. Для этой цели в данной курсовой работе ставятся следующие  вопросы:

- понятие подсудности;

- подсудность дел мировым  судьям;

- гражданские дела, подсудные  районному суду;

-гражданские дела, подсудные  военным судам и иным специализированным  судам;

-гражданские дела, подсудные  верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города  федерального значения, суду автономной  области и суду автономного  округа;

-гражданские дела, подсудные  Верховному Суду Российской Федерации;

- предъявление иска по  месту жительства или месту  нахождения ответчика;

- подсудность по выбору  истца;

- исключительная подсудность;

- подсудность нескольких  связанных между собой дел;

- договорная подсудность;

- передача дела, принятого  судом к своему производству, в другой суд.

Данная курсовая работа состоит  из Введения, 12 глав, Заключения и Списка литературы.

1. Понятие подсудности

Один из главнейших вопросов стоящих перед судьей, принимающим  решение о возбуждении гражданского дела, -- вопрос о подсудности, то есть вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмотрению и разрешению данного дела.

Обращение к нему логически  следует за рассмотрением вопроса  о подведомственности. Необходимо различать  эти два понятия. Оба они, не сливаясь, направлены на определение полномочий данного суда на разрешение конкретного дела. Сначала судье необходимо удостовериться в том, что данное дело вообще подлежит рассмотрению в суде, а не в другом юрисдикционном органе; затем разобраться, на каком уровне судебной системы оно будет разрешаться по существу; и, наконец, какой конкретный из многочисленных однородных судов компетентен разрешить этот вопрос. Нелишне припомнить, что термин "подсудность" в процессуальном законодательстве РФ до принятия действующего ГПК охватывал собою два понятия: подведомственность и собственно подсудность. Согласно ГПК РСФСР 1964 г. институт подведомственности служит разграничению компетенции между судами (судебной системой) и другими юрисдикционными органами, а институт подсудности -- разграничению компетенции между самими судами внутри единой судебной системы. Попутно отметим, что в настоящее время в РФ самостоятельных судебных систем две: система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ, и система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ.

Система судов общей юрисдикции в настоящее время состоит  из трех уровней (звеньев): 1) районные (городские) суды; 2) суды субъектов РФ, перечисленных  в ст. 65 Конституции РФ: суды республик, областные, краевые, городские городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; 3) Верховный Суд РФ. Военные суды гарнизонов, соединений, флотов, военных округов приравниваются соответственно к районным (городским) судам либо судам субъектов РФ.

В компетенцию судебных органов  входят различные по своему характеру  функции: а) рассмотрение и разрешение дела по существу -- функция суда первой инстанции; б) проверка законности и  обоснованности решений и определений  судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, -- функция суда второй инстанции; в) проверка в порядке  судебного надзора законности решений, определений, постановлений судов, вступивших в законную силу -- функция  судебного надзора; г) функция по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. Иногда один и тот же суд выполняет различные функции.

При определении же подсудности  подразумевается компетенция судебных органов как судов первой инстанции. Подсудность, таким образом, имеет  целью разграничение компетенции  между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их право разрешать гражданские  дела в качестве суда первой инстанции.

Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые  законом отнесены к его компетенции.

Можно различать подсудность  судебного органа и подсудность  гражданского дела. Определить подсудность  того или иного суда -- значит выяснить круг дел, которые компетентен разрешать по существу данный суд. Определить подсудность дела -- значит выяснить, к компетенции какого из многочисленных судов первой инстанции относится разрешение данного дела. Первичное же значение имеет, конечно, установление в законе круга дел, которые отнесены к ведению того или иного суда. См. учебник «Гражданский процесс» В.А. Мусин. “Проспект” 2003.

2. Подсудность дел мировым судьям

В статье 23 ГПК определяется подсудность дел мировым судьям. На сегодняшний день еще не во всех субъектах Российской Федерации  действуют мировые судьи, в связи с чем в Законе о введении в действие ГПК РФ предусматривается, что до создания системы мировых судей в тех судебных районах, где мировые судьи еще не осуществляют деятельность, подсудные им дела рассматривают районные суды.

Деление на судебные участки, количество мировых судей и судебных участков определяются Федеральным  законом N 218-ФЗ "Об общем числе  мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" СЗ РФ. 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 1..

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей  юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются  Конституцией РФ, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, в т.ч. Законом о мировых судьях, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Подсудность дел мировым  судьям определятся федеральным  законодательством, а именно настоящей  статьей и Законом о мировых  судьях. В соответствии со ст. 3 этого  Закона мировой судья рассматривает  по первой инстанции:

1) уголовные дела о  преступлениях, за совершение  которых может быть назначено  максимальное наказание, не превышающее  двух лет лишения свободы;

2) дела о выдаче судебного  приказа;

3) дела о расторжении  брака, если между супругами  отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между  супругами совместно нажитого  имущества;

5) иные дела, возникающие  из семейно-правовых отношений,  за исключением дел об оспаривании  отцовства (материнства), установлении  отцовства, о лишении родительских  прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным  спорам при цене иска, не превышающей  500 МРОТ, установленной законом на  момент подачи заявления;

7) дела, возникающие из  трудовых отношений, за исключением  дел о восстановлении на работе;

8) дела об определении  порядка пользования земельными  участками, строениями и другим  недвижимым имуществом;

9) дела об административных  правонарушениях, отнесенные к  компетенции мирового судьи КоАП  РФ.

Мировой судья рассматривает  дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

ГПК РФ по сравнению с  Законом о мировых судьях и  ГПК РСФСР уточняет некоторые  категории гражданских дел, подсудных  мировому судье. Так, в соответствии с п. 3 ч. 1 статьи 23 ГПК мировой судья рассматривает дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска, что более точно по сравнению с п. 4 ст. 3 Закона о мировых судьях, поскольку в соответствии с п. 6 этой же статьи мировые судьи рассматривают дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ. При этом возникает коллизия в определении подсудности споров о разделе имущества между супругами при цене иска, превышающей 500 МРОТ.

Мировой судья рассматривает  индивидуальные трудовые споры, за исключением  дел о восстановлении на работе, которые подсудны районному суду. В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в т.ч. об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Коллективные трудовые споры  рассматриваются районными судами. Коллективный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях (ст. 398 ТК РФ).

Пункт 5 ч. 1 статьи 23 ГПК ограничивает полномочия мирового судьи по рассмотрению дел по имущественным спорам при  цене иска, не превышающей 500 МРОТ. В  случае если исковые требования имущественного характера не подлежат оценке, то такие  требования подлежат рассмотрению в  районном суде на основании ст. 24 ГПК  РФ.

ГПК РФ вполне обоснованно  расширяет полномочия мировых судей  по сравнению с Законом о мировых  судьях. Пункт 8 ст. 3 названного Закона устанавливает, что мировые судьи  рассматривают дела об определении  порядка пользования недвижимым имуществом, в то время как дела об определении порядка пользования  движимым имуществом относятся к  делам менее сложной категории. Было бы необоснованно, если бы такие  дела рассматривались районным судом, особенно в тех случаях, когда  в одном иске объединены требования об определении порядка пользования  движимым и недвижимым имуществом, например имуществом, входящим в состав общей долевой собственности.

Мировой судья передает дело в районный суд в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи. При  увеличении размера иска подсудность  не изменяется. Изменение предмета иска не охватывает случаи изменения  размера исковых требований. Исходя из анализа положения ч. 1 ст. 39 ГПК  РФ изменение иска включает в себя изменение основания иска, изменение  предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований.

В случае передачи дела от мирового судьи в районный суд судья  выносит определение, которое может  быть обжаловано в соответствии с  ч. 3 ст. 33 ГПК РФ в течение 10 дней с  момента его вынесения.

3. Гражданские дела, подсудные районному суду

В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе районный суд  в пределах своей компетенции  рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций и осуществляет другие полномочия, предусмотренные  федеральным конституционным законом. Районный суд рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением  дел, отнесенных к компетенции мировых  судей, судов субъектов РФ и Верховного Суда РФ.

До тех пор пока не во всех судебных районах мировые судьи  осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные  мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о  введении в действие ГПК РФ. В  этих случаях судебные постановления  по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а  подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым  судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Районный суд рассматривает в  качестве апелляционной инстанции  судебные постановления, вынесенные мировыми судьями.

4. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о судебной системе Верховный  Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и  специализированные суды составляют систему  федеральных судов общей юрисдикции. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск  и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена  военная служба. В систему военных  судов входят окружные (флотские) военные  суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории РФ, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Информация о работе Подсудность гражданских дел