Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:14, контрольная работа
Взяточничество является одним из проявлений коррупции. В правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. Коррупция не является правонарушением как таковым. Отдельные ее проявления запрещены УК под угрозой уголовного наказания (взяточничество - ст.290 и 291 УК; злоупотребление должностными полномочиями - ст.285; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст.289; служебный подлог - ст.292 и др.), другие - могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков (служебные злоупотребления, не причинившие существенного ущерба; поборы и незаконные подарки, не являющиеся взятками).
Введение
Глава 1. Понятие взяточничества
1.1 Борьба со взяточничеством в российской империи
1.2 Современное состояние борьбы со взяточничеством
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика взяточничества
2.1 Объект и предмет взяточничества
2.2 Объективная сторона взяточничества
2.3 Субъективные признаки взяточничества
Заключение
За время действия УК 1960 г. было принято четыре постановления о судебной практике по делам о взяточничестве: № 9 от 31 июля 1962 г., № 6 от 30 июля 1970 г., № 16 от 23 сентября 1977 г., № 3 от 30 марта 1990 г БВС СССР. 1962. № 5., БВС СССР. 1970. № 4., БВС СССР. 1977. № 6., БВС СССР. 1990. № 3. .
Значительную роль в уяснение
содержания уголовного закона сыграло
постановление Пленума
1.2 Современное состояние борьбы со взяточничеством
Взяточничество - довольно распространенное явление в жизни российского общества. Еще в 1991 г. Б.В. Здравомыслов отмечал: "весь государственный аппарат представляется подчас народу как структуры, состоящие из взяточников” Здравомыслов Б.В. Должностные преступления: Понятие и квалификация. М..С. 160.
. Сегодня положение ухудшилось,
хотя следует отметить и то
обстоятельство, что коррупция поражает
звенья аппарата публичной
Занять должность судьи довольно сложно. Формирование судейского корпуса производится в порядке, установленном законом, предусматривающим высокие квалификационные требования. Фактически труд судьи также требует высокой квалификации и сложен, что препятствует назначению на должности судей случайных лиц.
Причины необычайного распространения взяточничества сегодня достаточно очевидны:
невозможность государства обеспечить достаточной заработной платой государственных служащих;
противоречивая политика правящей верхушки, заключавшаяся в попытках искоренить взяточничество в среде бедного и среднего чиновничества, практически не затрагивая при этом чиновников высшего звена;
низкий уровень
недостатки системы
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика взяточничества
2.1 Объект и предмет взяточничества
Непосредственный объект взяточничества - правильное, в интересах общества и государства (а посредством общественного служения - и в интересах отдельных членов общества), функционирование государственного аппарата. Это объект всех правонарушений, составляющих коррупцию. Специфика взяточничества как одного из проявлений коррупции не в особом непосредственном объекте его, а в особой опасности, связанной с дерзостью и цинизмом, характерными для этого посягательства.
В теоретической литературе существуют и иные точки зрения на объект этого преступления. Б.В. Здравомыслов, например, в качестве непосредственного объекта получения взятки понимал "функционирование тех или иных сфер или управленческих систем государственного или общественного аппарата, правильную деятельность его звеньев либо отдельных организаций, учреждений” Здравомыслов Б.В. Квалификация взяточничества. С. 79. . Однако представляется, что уголовный закон охраняет не функционирование каких-либо отдельных сфер и звеньев аппарата публичной власти, а правильное функционирование этого аппарата в целом, независимо от того, какое звено его поражается преступлением.
Сложно согласиться с другой точкой зрения, что объектом этого преступления является установленный порядок оплаты труда (или служебной деятельности) должностных лиц. Взятка не является оплатой труда или служебной деятельности. Это незаконная выгода, извлекаемая преступником из своего служебного положения вопреки интересам службы. Взятка может даваться и за незаконные действия, при этом объект преступления поражается
даже в большей мере, чем в случае получения взятки за совершение правомерных действий. Объект взяточничества куда более важен для нормальной жизни общества, чем "порядок оплаты труда”, что и определяет высокую опасность этого преступления.
Предмет преступления, предусмотренного ст.290 УК - взятка. Закон определяет взятку, как "деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера”, получаемые должностным лицом лично или через посредника за "действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе”.
Можно определить признаки взятки:
1) имущественный характер выгоды;
2) незаконность ее
3) предоставление такой
выгоды за совершение действий
(бездействия), связанных с использованием
служебного положения
4) получение ее должностным лицом.
Имущественный характер выгоды
В качестве взятки могут рассматриваться не только деньги и вещи (как движимые, так и недвижимые), но и любые имущественные (т.е. подлежащие денежной оценке) выгоды, в связи с чем Пленум Верховного суда РФ в п.9 постановления от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" разъяснил: "По смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами БВС РФ. 2000 г. № 4.П. 9. . В качестве имущественной выгоды можно рассматривать также прощение долга, занижение стоимости производимых работ, оказываемых услуг, беспроцентные кредиты.
Нельзя рассматривать в качестве имущественной выгоды (и взятки) попустительство или продвижение по службе (даже связанное с повышением оклада), отказ от разглашения компрометирующих сведений, положительные характеристики, рекомендации и другие неимущественные блага. Сложным является вопрос о понимании в качестве взятки трудоустройства должностного лица, его родственников, близких, выгодных условий при заключении договоров.
В практике не рассматривается
в качестве взяток предоставление имущественных
выгод в виде услуг за счет учреждений,
оказывающих такие услуги бесплатно
(в том числе и в случае, когда
учреждение наряду с бесплатными
услугами оказывает те же услуги платно).
Речь идет, например, о ситуации, когда
родственника должностного лица незаконно
или в обход конкурса или установленного
порядка бесплатно "устраивают”
в государственное или
Незаконность предоставления
В качестве взятки может рассматриваться только незаконное вознаграждение. Например, премирование должностного лица вышестоящим начальником за хорошую работу не может рассматриваться в качестве взятки.
Однако следует учитывать,
что в качестве взятки могут рассматриваться
имущественные выгоды, незаконно
предоставляемые и от имени государственных,
муниципальных органов и
Использование должностного
Не могут рассматриваться
в качестве взятки имущественные
блага, приобретаемые должностным
лицом вне связи с его
Отчасти права чиновников в частной сфере ограничены. Так, например, ФЗ "Об основах государственной службы в РФ” запрещает государственным служащим "заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности”, "заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц”, "получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего" и др. Само по себе нарушение указанных запретов не влечет уголовной ответственности - это дисциплинарный проступок. Уголовная ответственность наступает лишь в случае если служебное злоупотребление содержит состав преступления, предусмотренного УК.
В качестве взятки может рассматриваться только такое имущественное предоставление, которое:
1) выступает в качестве
вознаграждения должностного
2) призвано побудить должностное
лицо к совершению такого
Пленум Верховного Суда в п.9 постановления от 10 февраля 2000 г. разъясняет: "Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет” БВС РФ. 2000 г. № 4.П. 9. . Таким образом, Верховный Суд рассматривает в качестве взятки и заранее не обусловленное вознаграждение должностного лица за уже совершенное им действие или бездействие (как законное, так и незаконное). В теоретической литературе обычно отмечается, что заранее не обусловленное вознаграждение за законные действия не представляет общественной опасности и не может рассматриваться в качестве взяточничества А.Я. Светлов Борьба с должностными преступлениями. Киев. 1970. С. 108., однако Верховный суд занял другую позицию.
Отсутствие встречного предоставления в виде совершения действия (бездействия, общего покровительства, попустительства) с использованием должностного положения позволяет отличить взятку от подарка. Вступление в силу части второй ГК породило некоторые сомнения в этом вопросе.
В литературе был предложен новый критерий - размер имущественного предоставления Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК. // Законность, 1997. № 6. . Ст.575 ГК предусмотрела: "Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей”. Этот запрет толкуется некоторыми правоведами как легализация, разрешение мелких взяток: "Это разрешение декриминализирует предусмотренные ст. ст.290 и 291 УК РФ деяния - получение и дачу взятки-вознаграждения, если ее предметом является обычный подарок, поскольку ст.575 ГК конституирует дарение обычного подарка государственному служащему, причем не из личных симпатий, а в связи с исполнением последним служебных обязанностей (при отсутствии вымогательства такого подарка), в качестве правомерного действия, что исключает квалификацию этого действия как преступного”. Действительно, первое время после вступления в силу части второй ГК по этому пути пошла и судебная практика, были допущены ошибки, связанные с необоснованным прекращением уголовного преследования мелких взяточников, в некоторых случаях даже и при вымогательстве взяток.
2.2 Объективная сторона взяточничества
Объективная сторона преступления,
предусмотренного ст.290 УК выражается
в деянии - получении взятки должностным
лицом лично или через
Состав преступления - формальный.
Взяточничество, как и любые другие
преступления, поражает охраняемые уголовным
законом общественные отношения. Тем
самым взяточничество причиняет
вредные последствия в виде нарушения
нормальной деятельности государственного
аппарата и подрыва авторитета государственной
и муниципальной власти. Однако данные
последствия остаются за рамками
состава преступления и не характеризуют
его объективную сторону. Сама неизбежность
этих последствий позволила