Получение взятки (ст.209 УК РФ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:14, контрольная работа

Описание работы

Взяточничество является одним из проявлений коррупции. В правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. Коррупция не является правонарушением как таковым. Отдельные ее проявления запрещены УК под угрозой уголовного наказания (взяточничество - ст.290 и 291 УК; злоупотребление должностными полномочиями - ст.285; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст.289; служебный подлог - ст.292 и др.), другие - могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков (служебные злоупотребления, не причинившие существенного ущерба; поборы и незаконные подарки, не являющиеся взятками).

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие взяточничества
1.1 Борьба со взяточничеством в российской империи
1.2 Современное состояние борьбы со взяточничеством
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика взяточничества
2.1 Объект и предмет взяточничества
2.2 Объективная сторона взяточничества
2.3 Субъективные признаки взяточничества
Заключение

Файлы: 1 файл

Уголовное право Лазарев 4 курс.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

Толкование закона позволяет  определить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка:

1) правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные  полномочия должностного лица;

2) правомерные действия (бездействие), которые не входят в служебные  полномочия должностного лица, если  оно в силу должностного положения  может способствовать таким действиям  (бездействию);

3) неправомерные действия, которые должностное лицо совершает,  используя свое должностное положение  (ч.2 ст.290);

4) общее покровительство  или попустительство по службе.

Чаще всего взятка дается за действия, которые входят в служебные  полномочия должностного лица. Во втором случае должностное лицо использует фактические возможности, проистекающие  из его служебного положения (должностной  авторитет, служебные связи и  др.). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. в п.4 разъяснило: "Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных  лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении  которых осуществляется руководство  со стороны взяткополучателя. При  этом судам следует иметь в  виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения” БВС РФ. № 4.2000 г.П. 4. .

Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложном по содержанию, которое включает в себя:

1) принятие взятки должностным  лицом как волеизъявление;

2) принятие взятки как  получение имущественного блага.

Принятие взятки должностным  лицом как волеизъявление является основным содержанием объективной  стороны взяточничества. Эта часть  объективной стороны получения  взятки может быть выполнена только лично должностным лицом. Принятие взятки в этом смысле - это активное или пассивное изъявление согласия должностного лица на получение имущественной выгоды в качестве благодарности за уже совершенное действие или бездействие (а равно общее покровительство или попустительство) по службе, либо в качестве подкупа за такое действие или бездействие (а равно общее покровительство или попустительство) по службе, которое еще не совершено.

2.3 Субъективные признаки  взяточничества

Субъективная сторона  получения взятки характеризуется  виной в виде прямого умысла и  корыстной целью.

Взяткополучатель осознает, что принимает незаконную имущественную  выгоду за действие (бездействие), совершаемое  с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или  попустительство по службе, и желает этого.

Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет  значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Этот вопрос является дискуссионным. Однако при  получении взятки за совершение определенного  действия, которое взяткодатель не намерен совершить, взяткодатель осознает, что получает взятку за совершение именно этого действия и желает получить взятку. Желание совершить действие не входит в содержание умысла при  совершении этого преступления. То обстоятельство, что должностное  лицо, получая взятку, путем обмана завладевает имуществом взяткодателя, не исключает ответственности за получение взятки, как за более  опасное преступление, чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное преследование за получение взятки.

Если же должностное или  любое другое лицо принимает вознаграждение за действия, совершению которых оно  может способствовать не в силу должностного положения, но в силу родственных, дружеских, иных личных связей с должностным  лицом ("торговля влиянием”) - содеянное (исключительно безнравственное  поведение) не влечет уголовной ответственности, если должностному лицу не известен факт имущественного предоставления в пользу "агента влияния”. Если же факт этот становится известен должностному лицу и оно (после этого) соглашается исполнить просьбу "агента влияния" - оно тем самым принимает взятку в пользу третьего лица и несет ответственность за получение взятки как исполнитель. "Агент влияния" в этом случае выступает в качестве посредника в даче взятки и несет ответственность за пособничество во взяточничестве. Лицо, предоставившее имущественную выгоду, становится взяткодателем. При этом теоретически можно предположить, что "взяткодатель” рассчитывал на то, что должностному лицу не будет известно об имущественном предоставлении и, следовательно, отсутствует вина в даче взятки. Однако это чисто умозрительное предположение. Дело в том, что в реальной жизни умысел взяткодателя в такой ситуации редко может быть конкретизирован в отношении этого факта - это обстоятельство находится вне сферы его интересов. Речь может идти только об осознанном интересе уклониться от уголовной ответственности за дачу взятки, что означает прямой (хотя и альтернативный) умысел на ее дачу. Практически уголовная ответственность за получение взятки без ее дачи возможна только в случае, когда в роли взяткодателя выступает невменяемый или лицо, не достигшее возраста 16 лет.

Учитывая печальную ситуацию, сложившуюся в стране с коррупцией, сращивание бюрократии, политики, экономики  и организованной преступности, учитывая семейственность русского человека, исключительно большое значение во всех сферах общественной жизни  родственных, дружеских и иных личных связей, целесообразно всерьез задуматься о криминализации "торговли влиянием”.

Субъектом получения взятки является должностное лицо. Уголовно-правовое понятие должностного лица дается в  примечании к статье 285 УК: "должностными лицами. признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации”.

Закон связывает статус должностного лица с выполнением властных или  иных управленческих функций (функции  представителя власти либо организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции).

Закон различает две категории  должностных лиц:

1) представители власти;

2) лица, выполняющие управленческие (организационно-распорядительные  или административно-хозяйственные)  функции в органах публичной  власти и определенных организациях.

Пленум Верховного Суда в  п.2 упомянутого постановления относит  к представителям власти "лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или  судебную власть, а также работников государственных, надзорных или  контролирующих органов, наделенных в  установленном законом порядке  распорядительными полномочиями в  отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также  организациями независимо от их ведомственной  подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями)".

 

Заключение

В целях совершенствования  государственного управления в области  противодействия коррупции Федеральным  Законом РФ от 04.05.2011 №97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  в связи с совершенствованием государственного управления в области  противодействия коррупции" внесены  изменения в статьи 46, 204, 290, 291 УК РФ.

Если ранее, субъектом  преступления, предусмотренного статьями 290, 291 УК РФ (получение взятки/дача взятки) надлежало признавать должностное  лицо, а иностранные должностные  лица и должностные лица публичной  международной организации, несли  уголовную ответственность за совершение соответствующих преступлений только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, то теперь, согласно новой  редакции статей 290, 291 УК РФ субъектами данных преступлений следует признавать должностное лицо, а также иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации без каких-либо оговорок.

Поэтому примечание 5 к статье 285 (где и говорилось о том, что  иностранные должностные лица и  должностные лица публичной международной  организации, несут уголовную ответственность  за совершение соответствующих преступлений только в случаях, предусмотренных  международными договорами РФ) признано утратившим силу.

Под иностранным должностным  лицом в статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность  в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое  лицо, выполняющее какую-либо публичную  функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной  международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени (примечание к статье 290 УК РФ).

Также уточнён предмет  взятки и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ). Так, предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и  иным имуществом могут быть и услуги имущественного характера, и иные имущественные  права.

Если взятка была получена должностным лицом, иностранным  должностным лицом либо должностным  лицом публичной международной  организации в значительном размере, то деяние следует квалифицировать  по части 2 статьи 290 УК РФ.

По такой же схеме квалифицируется  вопрос о привлечении лица к уголовной  ответственности за дачу взятки в  значительном размере.

При этом под значительным размером взятки в статье 290, статьях 291 и 291.1 УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие  двадцать пять тысяч рублей, крупным  размером взятки - превышающие сто  пятьдесят тысяч рублей, особо  крупным размером взятки - превышающие  один миллион рублей.

 

Список литературы

1) Конституция Российской  Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993)

2) Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции ФЗ от 18.02.1999 N 63-ФЗ) «Об основах государственной службы РФ»

3) Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 10 февраля  2000 г. № 6 "О судебной практике  по делам о взяточничестве  и коммерческом подкупе" // Бюллетень  Верховного Суда Российской Федерации, - № 4, - 2000 г.

4) Комментарий к Уголовному  кодексу Российской Федерации. - 6-е изд., перераб. и доп./отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

5) Бабанин В.А., Собоев Б.К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. - №3. - 2007 г.

6) Даль В. Толковый словарь  живого великорусского языка.  В 4-х томах. М., 1989-1991. Т. 1.

7) Курс уголовного права.  Том 5. Особенная часть (под  ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2006.

8) Уголовное право. Особенная  часть: Учебник. Издание второе  исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2008.

9) Упоров И. От понятия  «мздоимство» к понятию «взятка» // Российская Юстиция - № 2 - 2006.

 

Задача 1.

Трифонов обратился  к начальнику отдела уголовного розыска  Гришину с просьбой помочь в освобождении сына от ответственности за совершенное  преступление. За это Гришин потребовал от Трифонова отремонтировать ему  гараж, что последний и сделал. При этом Трифонов приобрел для ремонта  гаража 8 кубометров бетона и другие стройматериалы

Решение:

Начальник отдела уголовного розыска Гришин – является должностным  лицом по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти. Освобождение от уголовной ответственности возможно только, если лицо впервые совершило  преступление небольшой или средней  тяжести, и добровольно явилось  с повинной, способствовало раскрытию, возместило ущерб или если это  предусмотрено специальными статьями УК, либо примерилось с потерпевшим  и загладило причиненный потерпевшему вред. Следовательно таких признаков у сына Трифонова не имелось. Следовательно, и у Гришина оснований к освобождению подозреваемого тоже не было. Гришин совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, что соответствует признакам ст.286.(ремонт гаража) нужно установить была ли личная заинтересованность  у Гришина, возможно он рассчитывал на какие либо выгоды из данных действий, то эти действия будем квалифицировать по ст.209. А если Гришин не собирался освобождать сына Трифонова, то ст.300 не будет задействована.

Информация о работе Получение взятки (ст.209 УК РФ)