Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 11:14, контрольная работа
Взяточничество является одним из проявлений коррупции. В правовом понимании коррупция - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. Коррупция не является правонарушением как таковым. Отдельные ее проявления запрещены УК под угрозой уголовного наказания (взяточничество - ст.290 и 291 УК; злоупотребление должностными полномочиями - ст.285; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст.289; служебный подлог - ст.292 и др.), другие - могут рассматриваться в качестве дисциплинарных проступков (служебные злоупотребления, не причинившие существенного ущерба; поборы и незаконные подарки, не являющиеся взятками).
Введение
Глава 1. Понятие взяточничества
1.1 Борьба со взяточничеством в российской империи
1.2 Современное состояние борьбы со взяточничеством
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика взяточничества
2.1 Объект и предмет взяточничества
2.2 Объективная сторона взяточничества
2.3 Субъективные признаки взяточничества
Заключение
Толкование закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка:
1) правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица;
2) правомерные действия (бездействие),
которые не входят в служебные
полномочия должностного лица, если
оно в силу должностного
3) неправомерные действия,
которые должностное лицо
4) общее покровительство или попустительство по службе.
Чаще всего взятка дается
за действия, которые входят в служебные
полномочия должностного лица. Во втором
случае должностное лицо использует
фактические возможности, проистекающие
из его служебного положения (должностной
авторитет, служебные связи и
др.). Постановление Пленума
Получение взятки может выразиться как в действии, так и в бездействии, достаточно сложном по содержанию, которое включает в себя:
1) принятие взятки должностным лицом как волеизъявление;
2) принятие взятки как
получение имущественного
Принятие взятки должностным лицом как волеизъявление является основным содержанием объективной стороны взяточничества. Эта часть объективной стороны получения взятки может быть выполнена только лично должностным лицом. Принятие взятки в этом смысле - это активное или пассивное изъявление согласия должностного лица на получение имущественной выгоды в качестве благодарности за уже совершенное действие или бездействие (а равно общее покровительство или попустительство) по службе, либо в качестве подкупа за такое действие или бездействие (а равно общее покровительство или попустительство) по службе, которое еще не совершено.
2.3 Субъективные признаки взяточничества
Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла и корыстной целью.
Взяткополучатель осознает, что принимает незаконную имущественную выгоду за действие (бездействие), совершаемое с использованием должностного положения, либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает этого.
Для квалификации содеянного в качестве взяточничества не имеет значения, было ли лицо намерено в момент получения взятки выполнить то действие, за которое дана взятка. Этот вопрос является дискуссионным. Однако при получении взятки за совершение определенного действия, которое взяткодатель не намерен совершить, взяткодатель осознает, что получает взятку за совершение именно этого действия и желает получить взятку. Желание совершить действие не входит в содержание умысла при совершении этого преступления. То обстоятельство, что должностное лицо, получая взятку, путем обмана завладевает имуществом взяткодателя, не исключает ответственности за получение взятки, как за более опасное преступление, чем мошенничество. В этом случае содеянное в полной мере поражает объект посягательства и недобросовестность взяточника не может исключить уголовное преследование за получение взятки.
Если же должностное или
любое другое лицо принимает вознаграждение
за действия, совершению которых оно
может способствовать не в силу должностного
положения, но в силу родственных, дружеских,
иных личных связей с должностным
лицом ("торговля влиянием”) - содеянное
(исключительно
Учитывая печальную ситуацию,
сложившуюся в стране с коррупцией,
сращивание бюрократии, политики, экономики
и организованной преступности, учитывая
семейственность русского человека,
исключительно большое значение
во всех сферах общественной жизни
родственных, дружеских и иных личных
связей, целесообразно всерьез
Субъектом получения взятки
является должностное лицо. Уголовно-правовое
понятие должностного лица дается в
примечании к статье 285 УК: "должностными
лицами. признаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно-
Закон связывает статус должностного
лица с выполнением властных или
иных управленческих функций (функции
представителя власти либо организационно-
Закон различает две категории должностных лиц:
1) представители власти;
2) лица, выполняющие управленческие
(организационно-
Пленум Верховного Суда в
п.2 упомянутого постановления
Заключение
В целях совершенствования
государственного управления в области
противодействия коррупции
Если ранее, субъектом преступления, предусмотренного статьями 290, 291 УК РФ (получение взятки/дача взятки) надлежало признавать должностное лицо, а иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации, несли уголовную ответственность за совершение соответствующих преступлений только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, то теперь, согласно новой редакции статей 290, 291 УК РФ субъектами данных преступлений следует признавать должностное лицо, а также иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации без каких-либо оговорок.
Поэтому примечание 5 к статье
285 (где и говорилось о том, что
иностранные должностные лица и
должностные лица публичной международной
организации, несут уголовную
Под иностранным должностным
лицом в статьях 290, 291 и 291.1 УК РФ понимается
любое назначаемое или
Также уточнён предмет
взятки и коммерческого подкупа
(статья 204 УК РФ). Так, предметом взятки
или коммерческого подкупа
Если взятка была получена должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации в значительном размере, то деяние следует квалифицировать по части 2 статьи 290 УК РФ.
По такой же схеме квалифицируется вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности за дачу взятки в значительном размере.
При этом под значительным размером взятки в статье 290, статьях 291 и 291.1 УК РФ признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.
Список литературы
1) Конституция Российской
Федерации (принята
2) Уголовный кодекс Российской Федерации (в редакции ФЗ от 18.02.1999 N 63-ФЗ) «Об основах государственной службы РФ»
3) Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 10 февраля
2000 г. № 6 "О судебной практике
по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе" // Бюллетень
Верховного Суда Российской
4) Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 6-е изд., перераб. и доп./отв. ред. А.И. Рарог. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
5) Бабанин В.А., Собоев Б.К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. - №3. - 2007 г.
6) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1989-1991. Т. 1.
7) Курс уголовного права. Том 5. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова, доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2006.
8) Уголовное право. Особенная
часть: Учебник. Издание
9) Упоров И. От понятия «мздоимство» к понятию «взятка» // Российская Юстиция - № 2 - 2006.