Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 07:21, курсовая работа
Поставленная цель обусловлена решением следующих задач:
- теоретически обосновать понятия амнистии и помилования;
- обосновать место институтов амнистии и помилования в системе российского права;
- рассмотреть правовое регулирование амнистии и помилования, ее процедуру.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России…………………..…6
1.1 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания……………………………………………………………..6
1.2 Исторический аспект развития амнистии в России……………………..…8
1.3 Понятие, правовое регулирование и значение амнистии в России на современном этапе…………………………………………………….…………9
Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии…………….…..13
2.1 Порядок применения и распространения амнистии………………………13
2.2 Цели и признаки амнистии как государственно-правового акта………...18
2.3 Перспективы проведения амнистии в 2013 году………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников и литературы…………………………29
Таким образом, акты амнистии
обезличены и распространяются в
отношении категорий
Основными нормативными
актами, регулирующими порядок
-Конституция Российской Федерации;
-Уголовный Кодекс РФ;
-Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
-Постановления Государственной Думы Федерального Собрания, регулирующие порядок проведения конкретного вида амнистии
В соответствии с п. «е» ст. 103 Конституции Российской Федерации5 объявление амнистии, т. е. принятие акта об амнистии, является прерогативой только Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт). В Уголовном кодексе данное положение уточняется тем, что данный правовой акт - амнистия - объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 84 УК). Представляется, что Конституцией РФ несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты - Государственной Думы, а не двух. При нынешней социально-политической обстановке, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Федерального Собрания с его предварительным раздельным обсуждением в двух палатах - Совете Федерации и Государственной Думе.
Из УК следует, что амнистия есть нормативный акт, имеющий свое функциональное назначение, которое может быть различным. Это:
-освобождение от уголовной ответственности;
-освобождение от наказания на стадии его назначения;
-освобождение от наказания при его исполнении;
-сокращение наказания при его назначении или исполнении;
-замена назначенного наказания более мягким видом наказания;
-освобождение от дополнительного вида наказания;
-снятие судимости.
Поскольку акт амнистии имеет нормативный характер, то в отношении лиц, подпадающих под его действия, выносятся: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление органа, ведающего отбыванием наказания, санкционированное прокурором, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Указанные документы являются юридическим основанием для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц.
Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии
2.1 Порядок применения и распространения амнистии
Один из наиболее важных вопросов - в какой стадии целесообразно применение амнистии. Существовавшее положение, в соответствии с которым возможно его применение в процессе расследования уголовного дела и даже до его возбуждения, неоднократно подвергалось серьезной и обоснованной критике. По материалам проверки до возбуждения дела невозможно в полном объеме установить степень вины лица, совершившего правонарушение, всех участников преступления, выявить все эпизоды преступной деятельности и выяснить иные важные обстоятельства. Кроме того, расследование дел, подлежащих амнистии, обычно проводится менее качественно, чем дел, направляемых в суд для рассмотрения по существу.
Положения закона и существовавшая еще недавно практика применения амнистии до возбуждения дела или его прекращения в процессе расследования не отвечали задачам уголовно-процессуального законодательства (быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона, с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден)6.
Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается, если обвиняемый против этого возражает, а также в случае, если уголовное дело находится в стадии судебного разбирательства. При такой оптации суд доводит разбирательство дела до конца и выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания как основного, так и дополнительного, если иное не предусмотрено актом амнистии.
Как отмечалось выше, амнистия может быть общей и частичной. Общая распространяется на всех лиц, совершивших преступления, предусмотренные определенными статьями УК. Частичная относится к определенной категории лиц, которые предусмотрены актом амнистии (например, постановление Государственной Думы от 13 декабря 1999 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе»).
Амнистии могут быть с погашением судимости и без таковой.
По общему правилу при амнистии можно освобождать виновных от дополнительного наказания лишь в том случае, если об этом говорит сама амнистия.
В тех случаях, когда лицо совершило одновременно несколько преступлений, акты амнистии распространяются на преступления, подпадающие под нее. За те преступления, которые не подпадают под амнистию, лицо подлежит уголовной ответственности или продолжает нести уголовное наказание. Акты амнистии не применяются, как правило, в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений, если одно из них относится к тяжким или особо тяжким, за совершение которых освобождение не было предусмотрено7.
По общему правилу амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были совершены до момента вступления ее в законную силу. В этой связи сохраняет значимость постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с пп. 4 и 5 которого «длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления (например, вмешательство органов власти). Поэтому амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжающимся после издания амнистии, таковая не применяется.
Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих одно продолжаемое преступление, а концом - момент совершения последнего преступного действия.
В соответствии с этим амнистия применяется к продолжаемым деяниям, вполне закончившимся до издания амнистии, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, совершено было после издания амнистии».
Обычно акты амнистии в первую очередь распространяются на несовершеннолетних, стариков, а также женщин, прежде всего, беременных8. Так, на основании постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» были освобождены от наказания:
-женщины;
-мужчины старше 60 лет;
-инвалиды первой и второй групп;
-лица, осужденные за неосторожные преступления к лишению свободы на срок до пяти лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания;
-несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавшие наказание в воспитательно-трудовых колониях;
-лица, условно осужденные, осужденные к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора, а также осужденные к иным наказаниям, не связанным с лишением свободы;
-лица, осужденные за умышленные преступления к лишению свободы на срок до трех лет включительно и отбывшие не менее одной трети назначенного срока наказания.
В соответствии с указанным постановлением Государственной Думы предписывалось прекратить производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами, о преступлениях, совершенных до вступления постановления в силу, лицами, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетними мужского пола, совершившими преступления, за которые предусмотрены наказания не свыше трех лет лишения свободы, ранее не отбывавшими наказания в воспитательно-трудовых колониях. Кроме того, сокращался наполовину срок наказания несовершеннолетним мужского пола, не подпадавшим под перечисленные выше пункты постановления. По делам о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы, совершенных до вступления постановления в силу, суд, если признает необходимым назначить наказание, не связанное с лишением свободы, освобождает осужденного от наказания.
Но бывают и другие, продиктованные
особыми социально-
-лица, совершившие в период с 9 декабря 1994 г. до 00 часов 31 декабря 1996 г. на территориях Чеченской Республики, Республики Ингушетия, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия - Алания и Ставропольского края общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике, а также лица, совершившие в указанный период преступления, предусмотренные статьями 80, 245, 246, 247 и 249 Уголовного кодекса РСФСР, независимо от места их совершения, по мотивам, связанным с нежеланием участвовать в вооруженном конфликте в Чеченской Республике;
-лица, уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, а также отбывающие наказание лица из числа подлежащих обмену на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и граждан, захваченных в период с 9 декабря 1994 г. по 00 часов 31 декабря 1996 г. и насильственно удерживаемых в Чеченской Республике;
-военнопленные, интернированные и пропавшие без вести независимо от характера совершенных преступлений.
В соответствии с постановлением Государственной Думы «Об объявлении амнистии» от 24 декабря 1997 г. были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, лица, проходившие службу в составе действующей армии либо принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества;
-награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами; женщины, имеющие несовершеннолетних детей, а также беременные женщины; мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет; инвалиды I или II группы, а также больные туберкулезом, отнесенные к I или II группе диспансерного учета, и целый ряд других лиц.
1.Не возбуждать уголовные дела в отношении:
1) лиц, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа, которые добровольно отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо устойчивых вооруженных группах (бандах) и (или) сдали оружие и военную технику;
2) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершивших преступления в период проведения указанных контртеррористических операций.
Прекратить находящиеся в производстве органов дознания, органов предварительного следствия и судов уголовные дела в отношении лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления.
Освободить от отбывания наказания лиц, указанных в пункте 1 настоящего Постановления, и снять с них судимость.
2.2 Цели и признаки амнистии как государственно-правового акта
Амнистия носит многоцелевой характер, издание актов амнистии преследует определенные цели. Чаще всего они оправданны и необходимы из соображений гуманности, которую проявляет государство, а через него и все общество к тем, кто «оступился» в жизни и совершил преступление. Так, например, в постановлении Государственной Думы от 24 декабря 1997 г. подчеркивалось: «Руководствуясь принципом гуманизма... Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет...»
Амнистия - это внесудебный акт освобождения от уголовной ответственности и наказания. Во все времена и у всех народов амнистия рассматривалась как исключительная прерогатива суверенов - высших органов государственной власти и управления. То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и ее достоинство, и ее недостаток. Государственная Дума, несмотря на то что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далеких от вопросов применения права, тем более уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечеркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов: зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными. Например, от наказания освобождаются лица, виновные в совершении тяжких преступлений, а те, кто совершил преступления средней тяжести, амнистии не подлежат. Более того, основания, порядок принятия актов амнистии законодательством не установлены и практически носят произвольный характер10.
Информация о работе Понятие и история развития амнистии в России