Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 07:21, курсовая работа
Поставленная цель обусловлена решением следующих задач:
- теоретически обосновать понятия амнистии и помилования;
- обосновать место институтов амнистии и помилования в системе российского права;
- рассмотреть правовое регулирование амнистии и помилования, ее процедуру.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Понятие и история развития амнистии в России…………………..…6
1.1 Понятие и значение освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания……………………………………………………………..6
1.2 Исторический аспект развития амнистии в России……………………..…8
1.3 Понятие, правовое регулирование и значение амнистии в России на современном этапе…………………………………………………….…………9
Глава 2. Юридическая природа, цели и признаки амнистии…………….…..13
2.1 Порядок применения и распространения амнистии………………………13
2.2 Цели и признаки амнистии как государственно-правового акта………...18
2.3 Перспективы проведения амнистии в 2013 году………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников и литературы…………………………29
Эти обстоятельства привели к тому, что амнистия как вид освобождения имеет давних и последовательных противников, в числе которых был И. Кант, Ч. Беккарий и др. По их утверждению, ничто не может оправдать такое ниспровержение силы закона и судебного приговора, каким является амнистия.
Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость ее применения оправдывается обычно следующими обстоятельствами.
С помощью амнистии имеется
возможность устранить
Амнистия оправданна и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, так как применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. Наглядной иллюстрацией этому служит постановление Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 г. «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане». Вывод советских войск из Афганистана, прекращение военных действий, необходимость возврата на Родину военнопленных и иных лиц, оставшихся после вывода войск на территории Афганистана, объясняют необходимость и желательность применения амнистии к данной категории преступников. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвующих в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе» объясняется стремлением хоть каким-то образом стабилизировать обстановку, прекратить военные действия.
Во всех остальных случаях применение амнистии может быть оправдано лишь соображениями гуманности, которую проявляет государство к своим оступившимся гражданам. Действительно, большинство актов амнистии касается тех категорий осужденных, которые заслуживают некоторого снисхождения: несовершеннолетних, женщин, имеющих на иждивении детей, участников войны и военных действий, инвалидов, лиц преклонного возраста.
Акты амнистии часто
обусловлены социально-
Одной из причин издания актов амнистии являлось и является «перенаселение» мест лишения свободы осужденными.
Издание актов амнистии может быть обусловлено и другими целями.
Постановления об амнистии вступают в силу или с момента их принятия, или со дня их официального опубликования (амнистия, проведенная в ноябре 2001 г., вступала в силу со дня официального опубликования постановления Государственной Думы, т. е. с 30 ноября 2001 г., и подлежала исполнению в течение шести месяцев).
О порядке применения
постановления об объявлении амнистии
издается специальное постановление
Государственной Думы. В нем устанавливается,
кто и в каких случаях
а)исправительные учреждения и следственные изоляторы - в отношении осужденных к лишению свободы, приговоры по делам которых вступили в законную силу;
б)органы дознания и органы предварительного следствия - в отношении подозреваемых и обвиняемых, дела и материалы о преступлениях которых находятся в производстве этих органов;
в)суды:
-в отношении лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;
-в отношении осужденных женщин, отбывание наказания которым отсрочено в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлению уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных женщин-военнослужащих по представлению командования воинской части;
-в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до вступления в силу постановления об амнистии. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд, вынесший приговор;
-в отношении осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
г)уголовно-исполнительные инспекции - в отношении лиц, отбывающих исправительные работы, лишенных права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
д)командование дисциплинарных воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к содержанию в дисциплинарной воинской части;
е)командование воинских частей - в отношении женщин-военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе.
Решения об освобождении утверждаются прокурором (кроме решений, принимаемых судами, где только требуется его участие).
При применении акта амнистии в отношении лиц, срок наказания которых был сокращен предшествующими помилованием или амнистией, следует исходить из срока наказания, установленного актами амнистии и помилования.
К лицам, в отношении которых
наряду с наказанием за совершенное
преступление назначены меры принудительного
лечения от алкоголизма, наркомании,
а также к больным
Таким образом, амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки. Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т. е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся. Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа. В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве. Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения (юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т. д.).
2.3 Перспективы проведения амнистии в 2013 году
Последняя амнистия объявлялась Государственной думой в 2006 году. С тех пор прошло почти четыре года. За эти акта об амнистии не издавалось ни разу.
Традиционно амнистия ожидалась в 2008 году, по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации. С предложением о принятии постановления об объявлении амнистии выступили депутаты ЛДПР, внеся в Государственную думу соответствующий проект Постановления "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АМНИСТИИ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В ДОЛЖНОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕДВЕДЕВА ДМИТРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА". Однако ЛДПР быстро отозвала свой проект Амнистии для доработки и больше в Думе он не появлялся.
Будет ли Амнистия в 2013 году? Можно с большой долей уверенности утверждать, что Амнистия будет принята в 2013 году по поводу 65-летия Победы. Традиционно, любая годовщина этого Великого события, не обходилась без проявления гуманизма государства в виде объявления амнистии.
23 декабря 2009 г. на заседании Госдумы депутат фракции Справедливая Россия, член Комитета по бюджету и налогам Вера Лекарева выступила с протокольным поручением Комитету Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству подготовить постановления Госдумы об амнистии в ознаменовании 65-летия победы во Второй Мировой Войне и провести правительственный час по реформе пеницитарной системы. Вот, что она сказала: «Пятая Государственная Дума войдёт в историю как самый негуманный парламент. За два года работы мы ни разу не объявили амнистию заключённым. Между тем в тюрьмах томятся около 70 тысяч женщин и 22 тысячи несовершеннолетних. В женской подростковой среде высокая рецидивность преступлений, которая обусловлена сугубо карательной направленностью пеницитарной системы. Я предлагаю дать протокольное поручение профильному комитету о подготовке постановлений Госдумы об амнистии в ознаменование 65-летия Великой Победы 1941-1945 годов.
И второе. Предлагаю пригласить на правительственный час Министра юстиции Александра Коновалова с информацией о том, какие меры предпринимает правительство по Федеральной службе исполнения наказания».
Таким образом, вопрос об объявлении амнистии в 2013 году уже поставлен представителями Справедливой России. Остается ждать поддержки его от Единой России.
Заключение
В заключение исследования амнистии в уголовном законодательстве Российской Федерации необходимо отметить, что поставленная цель и задачи выполнены.
Амнистия - это освобождение от уголовной ответственности либо полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших уголовные преступления, а также снятие судимости с лиц, ранее отбывших назначенное судом наказание. Акт об амнистии издается на основе предоставленных конституцией полномочий высшим органом государства - главой государства или парламентом и носит нормативный характер, то есть распространяется на всех лиц, отвечающих условиям, установленным актом об амнистии. В соответствии с пунктом “о” статьи 71 Конституции РФ издание актов об амнистии входит в исключительную компетенцию Российской Федерации: они принимаются Государственной Думой в форме постановлений (статья 103), и, следовательно, в отношении них Президентом не может быть применено право вето.
Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.
Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.
Таким образом, амнистия - это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт, однако, последствия её применения существенно затрагивают сферу уголовного права.
То обстоятельство, что амнистия - внесудебный акт, и её достоинство, и её недостаток. Государственная Дума, несмотря на то, что она является законодательным органом власти страны, в основе своей состоит из депутатов, весьма далёких от вопросов применения права, тем более, уголовного. Отсюда нередко актами амнистии перечёркивается многолетняя и многотрудная работа всех звеньев правоохранительных органов; зачастую они содержат положения, которые никак нельзя признать справедливыми и гуманными.
Несмотря на это, именно амнистия наряду с помилованием является одним из самых исторически устойчивых институтов уголовного права. Необходимость её применения оправдывается рядом обстоятельств, в частности, с помощью амнистии имеется возможность устранить некоторые недостатки существующего или существовавшего ранее уголовного закона.
Список использованных источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25.12.1993 года.
2.Уголовно-процессуальный
3.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
2.Специальная литература
1.Аскеров Э. Акты об амнистии и помиловании // Законность. 2005. № 11.
2.Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
3.Грачева Ю.В., Ермакова Л.Д. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А.И. Рарог. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Проспект", 2009 г.
4.Здравомыслов Б. В. Уголовное право РФ: Учебник (Общая часть). М., 2001. С. 439.
Информация о работе Понятие и история развития амнистии в России