Понятие и принципы прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 20:22, реферат

Описание работы

В современных условиях функционирования прокуратуры актуальной становится проблема изучения вопросов прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть нарушены или ограничены в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, так как сами граждане порой не могут отстаивать свои права в силу закрытости информации, потому как оперативно-розыскная деятельность осуществляется, в том числе и на негласных началах. Единственным гарантом соблюдения прав и свобод граждан при проведении оперативно-розыскной деятельности становится прокурор.

Содержание работы

Введение ………………………………….…………………………………..2
Понятие, предмет, сущность, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность…………………………………………………...3-6
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Прокуроры, уполномоченные на осуществление данного надзора ……………………………………………………………………...7-10
Особенности надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности ……………….... …………………11-19
Список литературы ………………………………………………..………..20

Файлы: 1 файл

моя работа по прокурорскому надзору.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Непосредственные субъекты по осуществлению прокурорского  надзора именуются «уполномоченные  прокуроры».

Уполномоченный прокурор — прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, имеющий для работы с документами допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ — заместители Генерального прокурора РФ; Главный военный прокурор и его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники); старшие прокуроры и прокуроры.

Уполномоченные прокуроры  на осуществление прокурорского  надзора за исполнением законов  в сфере ОРД определяются приказами  соответствующих руководителей прокуратур. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за сведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность10.

Для осуществления прокурорского  надзора в сфере ОРД уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с документами допуск, оформленный  в соответствии с положениями  Инструкции «О порядке допуска должностных  лиц и граждан РФ к государственной тайне», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050.

Прокуроры — руководители прокуратур несут персональную ответственность за организацию прокурорского надзора. Уполномоченные прокуроры несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

        В Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 13) дан перечень государственных органов, которым предоставлено право выполнять оперативно-розыскную деятельность, за законностью которой прокуроры осуществляют надзор. К "ним относятся: 1) органы внутренних дел, 2) органы Федеральной службы безопасности, 3) Федеральные органы налоговой полиции, 4) Федеральные . органы государственной охраны, 5) органы Федеральной пограничной службы, 6) таможенные органы, 7) Служба внешней разведки, 8) министерство юстиции. Правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий обладают также оперативные подразделения органа внешней разведки Министерства обороны РФ и органа внешней разведки Федерального агенства Правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте РФ. Но оперативно-розыскная деятельность этих органов может осуществляться только в целях обеспечения их собственной безопасности и не должна вторгаться в компетенцию вышеперечисленных государственных органов. Этот перечень исчерпывающий. Он может быть изменен – расширен или сужен только федеральным законом. Осуществляя надзор, прокурор следит за тем, чтобы ни один из этих органов не вышел за пределы полномочий, установленных законодательными актами РФ. Весьма важным является определение оснований для проведения проверок исполнения законов в оперативно-розыскной деятельности. В ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральным законом от 4 декабря 1998 г. № 6-ФЗ внесены существенные изменения. В соответствии с этими изменениями в ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что по требованию уполномоченных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставляют им оперативно-следственные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Из этого следует, что основаниями для прокурорских проверок служат не только жалобы или иные сведения о нарушениях законности, но и в определенных случаях – собственная инициатива прокурора. Проверки установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений следует осуществлять: по жалобам граждан и обращениям должностных лиц; по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение органа дознания, следователя и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением указаний уполномоченного прокурора; 
плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора; в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствием положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступления, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших. 
           Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами ФСБ и СВР России прокурор вправе истребовать только в случаях проведения проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушении этими органами законодательства РФ. 
           В ходе надзорных мероприятий в органах внешней разведки Минобороны России и ФАПСИ следует изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной безопасности указанных органов. До момента использования прокурором конкретных методов надзора должны быть решены вопросы общего характера. Во-первых, необходимо определить конкретную цель: методы надзора, используемые для предупреждения, выявления или устранения нарушений законности в сфере оперативно-розыскной деятельности, или  же преследуется несколько целей. Во-вторых, определить форму (либо формы) надзора, которая будет наиболее эффективной в данном случае. При использовании нескольких форм надзора нужно определить их последовательность. В-третьих, требуется определить время, когда целесообразно использовать надзорные полномочия. В-четвертых, в зависимости от того, какая форма надзора будет использована, определить и методы надзора.

         Методы надзора имеют свою специфику в зависимости от того, какие оперативно-розыскные мероприятия осуществляются в целях раскрытия преступления, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших граждан и т.д. Для выработки эффективных методов выявления и устранения нарушений законов в оперативно-розыскной деятельности необходим глубокий анализ допускаемых при осуществлении этой деятельности нарушений. По мнению опрошенных оперативных сотрудников, следователей и прокуроров, наибольшее количество нарушений законности допускается при исполнении законодательства об установлении обстоятельств преступления, об обнаружении вещественных доказательств и других следов преступления, по обнаружению лица, совершившего преступление. При этом наибольшее число незаконных действий выражается в виде незаконных задержаний и осмотров, необъективном информировании следователей о результатах оперативно-розыскных мероприятий, собирании компрометирующих материалов в целях соответствующего воздействия на гражданина. 
         Исследование причин и условий нарушения законности в оперативно-розыскной деятельности, обстоятельств, способствующих этим нарушениям, свидетельствует о том, что большинство нарушений совершаются как вследствие низкой профессиональной подготовки, так и в связи с недобросовестным отношением исполнителей к своим служебным обязанностям. В этой связи задача прокурора в том, чтобы средствами прокурорского надзора выявлять эти нарушения и принимать такие меры реагирования, которые бы оказали эффективное воздействие не только на исполнителей, но и в связи с отсутствием надлежащего ведомственного контроля на руководителей соответствующих подразделений, в том числе и вышестоящих органов. При проведении проверок согласно требованиям Генерального прокурора РФ уполномоченные прокуроры должны обращать внимание: на законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности; обязательность регистрации и заведения дел оперативного - учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия; соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен Федеральным законом; наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий; своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища; законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований – привлечению к ответственности виновных должностных лиц. 
         Как отмечалось, методы прокурорского надзора имеют свою специфику в зависимости от конкретного направления оперативно-розыскной деятельности. 
         Наиболее характерным основанием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнения законов в процессе оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и обнаружению преступлений являются сведения о нарушениях законности, выявленные при рассмотрении жалоб.      

          Проводя соответствующую проверку, прокурору необходимо:  выяснить по установленной регистрации в органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно-розыскные мероприятия; если будет установлено, что мероприятия проводятся - проверить своевременность и обоснованность заведения соответствующего оперативного дела, наличие законных оснований проведения мероприятий; проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления; выяснить, какие меры приняты по сведениям о других преступлениях, их полноту и законность; проверить соблюдение сроков и законность принимаемых решений по материалам; решить вопрос о необходимости реагирования и его форме. Большой объем работы уполномоченного прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и обнаружению преступлений составляет надзор за розыском без вести пропавших граждан. Заявление или сообщение о безвестном исчезновении гражданина не равнозначно заявлению, сообщению о совершенном или подготавливаемом преступлении, так как в нем, как правило, нет данных, указывающих на совершение преступления в отношении без вести пропавшего. 
           При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства: проведены ли проверки по учетам задержанных и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей, приемников-распределителей, спецприемников и других учреждений; использовались ли криминалистические учеты, современные методики и средства автоматизированных сравнительных исследований, проверки и сопоставления по неопознанным трупам. При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыске без вести пропавших должны в необходимых случаях использовать возможности автоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения, функционирующих в ГИЦ МВД России; ориентированы ли по приметам наряды патрульно-постовой и других служб органов внутренних дел; опрошены ли все лица, могущие сообщить представляющие интерес сведения по обстоятельствам безвестного исчезновения (члены семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которыми без вести пропавший имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого и т.д.); полно ли выяснены при опросах обстоятельства исчезновения; имел ли исчезнувший при себе документы, ценности, деньги; какая одежда была на нем и т.д.; осмотрено ли жилище или место последнего пребывания пропавшего без вести; произведен ли тщательный осмотр этих' объектов, присутствовали ли при этом понятые, участвовали ли в нем нужные специалисты, применялись ли необходимые технические средства; направлены ли соответствующие поручения, ориентировки и т.д. в другие территориальные, транспортные органы внутренних дел; объявлен ли федеральный розыск при наличии имеющихся оснований как выполняются поручения других органов о проведении необходимых мероприятий по розыску без вести пропавших граждан; приняты ли решения по заявлениям и сообщениям о без вести пропавших; соблюден ли срок принятия решений; соответствуют ли принятые решения об отказе в возбуждении уголовного дела материалам проверки; заведены ли розыскные дела; соблюден ли срок заведения розыскного дела; проведены ли необходимые оперативно-розыскные мероприятия, наличие оснований для их проведения и предусмотренного порядка; обоснованно ли прекращен розыск. Основные усилия при надзоре за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности прокуроры принимают при раскрытии преступлений и изобличении лиц, их совершивших, органами, осуществляющими эту деятельность. Успешное раскрытие преступлений, как правило, зависит от тех мероприятий, которые могут проводить органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Хорошо продуманные оперативно-розыскные мероприятия помогают обнаружению орудий совершения преступлений и иных источников вещественных доказательств, обнаружению похищенных ценностей, выяснению местонахождения важных по делу материалов и документов, выявлению возможных свидетелей, установлению лиц, совершивших преступление, их связей, соучастников преступления и т.д. Однако из практики известно немало случаев, когда мероприятия проводятся не в рамках требований закона либо не проводятся вообще. Это не способствует не только раскрытию преступлений, а приводит к тому, что лица, совершившие преступления, длительное время не привлекаются к ответственности, а иногда вообще уходят от ответственности. При осуществлении надзора за исполнением законов при раскрытии преступлений особого внимания заслуживают следующие вопросы: законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение сроков для заведения этих дел и их ведения, законность проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их полнота, выполнение поручений следователей. Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что не всегда своевременно заводятся дела оперативного учета, в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям, а в некоторых случаях такие дела вообще не заводятся. 
Имеют место и факты необоснованного заведения дел оперативного учета, влекущие не только затраты сил и средств оперативных служб, но и создающие реальные условия для нарушения законных интересов и прав граждан. Учитывая, что процент раскрываемости преступлений является важным показателем работы оперативных аппаратов, их сотрудники не всегда регистрируют преступления, по которым лица, их совершившие, неизвестны, и не принимают меры к раскрытию. Бывают случаи, когда оперативные аппараты, располагая достаточными данными о совершенном преступлении, проводят под видом проверки по существу расследование в целях получения «весомых результатов» и сокращения сроков последующего расследования. 
Уполномоченный прокурор при каждой проверке должен рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления. 
При проверке законности оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя прокурору необходимо обращать внимание, во-первых, на полноту выполнения поручения, во-вторых, на использование всех предусмотренных законом средств; в-третьих, на своевременность выполнения поручения и направления информации следователю. При этом следует иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, может проводиться без его поручения лишь в одном случае: если преступление не раскрыто. С учетом того, что из года в год увеличивается число лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, местонахождение которых остается неизвестным, большую актуальность приобретает надзор за исполнением законов о розыске этих лиц. Проверяя законность действий работников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при проведении розыска скрывшихся обвиняемых прокурору необходимо выяснить следующие вопросы: заведены ли розыскные дела; своевременность их заведения; своевременность объявления в федеральный розыск; все ли необходимые розыскные действия и оперативно-розыскные мероприятия выполнены и соответствуют ли они требованиям закона; обоснованность прекращения розыска.

 

 

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция РФ 1993 года
    2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года с изм. и доп.
    3. ФЗ от 17.01.1992 г «О прокуратуре РФ» (с изменениями идополнениями)
    4. ФЗ от 12.08.1995г «Об оперативно-розыскной деятельности» с изм. и доп.
    5. Приказ Ген.прокурора РФ № 207т от 2007 года «Об организации надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

 

Научная и учебная  литература:

    1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. М., 1999 г
    2. Козусев А.Ф. Надзор прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. Законность, 1997,- №2
    3. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования. Екатеринбург, 1994
    4. Кузнецов И. Прокурорский надзор за соблюдением законности в органах внутренних дел. Законность, 2003. - №3.
    5. Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. СПб., 1997.
    6. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник; под.ред. А.А.Чувилева. – М., 1999.
    7. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник, под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2004.

1 Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования / О.А.Кожевников, Екатеринбург, 1994, С.9

2 Козусев А.Ф. Надзор прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности/ А.Ф.Козусев/ Законность, 1997,- №2. С.6

3 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07.2010)

4 Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами расследования / О.А.Кожевников, Екатеринбург, 1994, С.17

5 Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» (ред. от от 16.03.2006 N 13,с изм., внесенными Приказом Генпрокуратуры РФ

от 05.07.2002 N 39)

6 Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник, под ред. А.Я. Сухарева. – М., 2004. С.21

7 Осипкин В.Н. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / В.Н.Осипкин. – СПб., 1997.С.35

8 Козусев А.Ф. Надзор прокурора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности/ А.Ф.Козусев/ Законность, 1997,- №2. С.27

9 Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник; под.ред. А.А.Чувилева. – М., 1999.С. 43

10 Кузнецов И. Прокурорский надзор за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности / И.кузнецов // Законности, 2003. - №3. С. 65.

11 Басков В.И. Курс прокурорского надзора / В.И.Басков. – М., 1999. С. 78.


Информация о работе Понятие и принципы прокурорского надзора