Понятие и система мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 23:26, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить и охарактеризовать особенности мусульманского права как самостоятельной правовой системы.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и особенности системы мусульманского права;
2. Рассмотреть систему преступлений и наказаний;
3. Описать судопроизводство и судебный процесс;
4. Раскрыть особенности правового регулирования имущественных и семейных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и система мусульманского права 5
2. Преступления и наказания 10
3. Судопроизводство и судебный процесс 12
4. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений 14
Заключение 26
Литература 27

Файлы: 1 файл

мусульманское право 2 вар..doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)


4

 

Содержание

 

Введение

1. Понятие и система мусульманского права

2. Преступления и наказания

3. Судопроизводство и судебный процесс

4. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений

Заключение

Литература


Введение

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивили­зации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое зна­чение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. при пророке Мухаммеде до одной из крупнейших империй VIII—X вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

Мусульманское право - одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой относятся Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливан, Турция, Пакистан, Судан и др.

Мусульманское право имеет долгую историю развития. Оно формировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII - X вв.

В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияния норм шариата (определенным исключением является лишь Турция). Вместе с тем ни в одной из указанных стран мусульманское право ныне не является единственной системой действующих правовых норм.

Цель работы – выявить и охарактеризовать особенности мусульманского права как самостоятельной правовой системы.

Задачи:

1. Охарактеризовать понятие и особенности системы мусульманского права;

2. Рассмотреть систему преступлений и наказаний;

3. Описать судопроизводство и судебный процесс;

4. Раскрыть особенности правового регулирования имущественных и семейных отношений.


1. Понятие и система мусульманского права

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы пред­шествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях.

Мусульманское право представляет собой целую систему очень детализированного права. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, оно имеет весьма оригинальное строение. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Особенность мусульманского права, отличающая его от других правовых систем, заключается в сочетании в нем религиозного и собственно юридического начал, что проявляется в специфике его источников и структуры, механизма действия и правопонимания. Другая черта мусульманского права - это его тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями, сочетание в нем детализированных индивидуальных решений с общими принципами.[1]

Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. В мусульманском праве получили закрепление такие естественные права человека, как: право на жизнь, право на свободу вероисповедания, право на собственность, право на создание семьи, право на свободу мысли, право на образование и др. Эти права подчеркивают мирскую направленность природы мусульманского права. Нормы и принципы мусульманского права, регулирующие мирские взаимоотношения людей, являются не только достоянием мусульман, но и вкладом в общемировую правовую культуру.

В шариате сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность внутреннего противо­речия между правовыми нормами, даже если внешне они ис­ключают друг друга. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права, особенно в первые века, была его относительная целост­ность. Вместе с представлениями о Едином Боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего уни­версальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расши­рения границ халифата распространяло свое действие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основ­ных религий мира шариат стал своеобразной мировой правовой системой. Это заметно отличало его от права западноевропей­ских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы дейст­вия, внутренняя несогласованность и т. д. Как конфессиональное право, шариат отличался и от кано­нического права в странах Европы в том отношении, что он не регулировал строго очерченные сферы общественной и церков­ной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъ­емлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли да­леко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространи­ли свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Се­верную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широ­кое распространение шариата повлекло за собой и все большее проявление местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных право­вых споров. Так, со времени утверждения двух главных направ­лений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до на­стоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане, Ираке и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в пра­вовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни госу­дарства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках ду­ховных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухам­меде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу — Али.[2] Большое внимание в мусульманском праве придается обеспечению индивидуальных прав, в частности, праву собственности, которая не может быть отчуждена без правового основания. Мусульманское право, хотя и определяется «божественным откровением», исходит из деятельности людей, и не исключает возможности человека самому выбирать направление своей жиз­ни. Соответственно, отказ от надлежащего поведения рассматри­вался не только как юридическое нарушение, но и религиозный грех, влекущий возмездие. Отсюда мусульманское право действия каждого лица определя­ло как: 1) строго обязательные; 2) желательные; 3) разрешаемые; 4) нежелательные, но ненаказуемые; 5) запрещенные и строго на­казуемые.[3] Главные ценности, на которые была направлена защита исла­ма, - религия, жизнь, разум, продолжение потомства, собствен­ность. Важнейшим источником шариата считается Коран (аль-Куран, от араб, «чтение вслух») - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. В самом Коране его правовая значимость определяется как «арабский судебник». Коран предписывает арабам также покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исла­мом. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 сти­хов (аятов). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, от­носящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не бо­лее чем 80 из них можно рассматривать как собственно право­вые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями, но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна (ас-Сунна, от араб, «обычай», «пример», «традиция»), состоящая из многочисленных расска­зов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластова­ния, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Из Сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и су­дебного права, правила о рабах и т. д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее «достоверного» из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она от­носилась к группе авторитетных источников шариата. Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. [4]


2. Преступления и наказания

Нормы уголовного права пред­ставляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уро­вень юридической техники. Отсутствовало общее понятие пре­ступления, слабо были разработаны такие институты, как поку­шение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятель­ства и т. п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составляли пре­ступления, которые восходили, согласно мусульманской докт­рине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на «права Аллаха» и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отступничество от ислама, ка­равшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления — бунт и со­противление государственным властям. К этой же группе пре­ступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относи­лись кража, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы по­терпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смер­тельное ранение влекли за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматрива­лась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двух­месячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. Для других преступлений данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала по принципу талиона, т. е. возмездия. Этот принцип отчетливо закрепляется в Коране, где предписано: «Душа — за душу, и око — за око, и нос — за нос, и ухо — за ухо, и зуб — за зуб, и раны — отмще­ние» (5 : 49).

Наконец, третью группу преступлений составляли действия, которые не рассматривались как наказуемые в период станов­ления халифата, а поэтому не упоминались в основных источ­никах шариата. С развитием правовой доктрины и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный поря­док начинают рассматриваться как уголовные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, ос­корбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взя­точничество, растрата государственных средств, азартные игры и т. п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, вы­сказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей.

Наказания по мусульманскому праву отразили как архаич­ные и догосударственные способы возмездия, так и достаточно разработанные меры целенаправленной уголовно-правовой ре­прессии.

Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и кисас). На­казания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмечалось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кровную месть (в несколько ограниченных по сравнению с доисламским периодом размерах), та­лион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родственникам, если они отказывались от своего права на кровную месть.

В шариате предусматривались типичные для Средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, на­значавшаяся по целому ряду преступлений, обычно соверша­лась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Приме­нялись и такие виды казни, как утопление, закапывание зажи­во и побивание камнями. Широко использовались также чле­новредительские и телесные наказания — отсечение пальцев, рук и ног, бичевание и т. п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера нака­зания, причем в отдельных случаях назначалось и пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключении или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т. п.) и позорящие наказания (бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т. д.), а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).


3. Судопроизводство и судебный процесс

Судебная власть в Арабском халифате была отделена от адми­нистрации. Местные власти не могли вмешиваться в дела судей. Верховным судьей считался халиф. Пророк Мухаммед и назна­ченные им управители территорий сами рассматривали судебные дела. Позже суд стали вершить знатоки шариата, возникших при Оммейядах и бывшими, согласно мусульманскому праву, един­ственными законными судебными органами, которые составили группу профессиональных судей — кадиев.

Судебный процесс носил обвинительный характер. Дело начи­налось по заявлению потерпевшего. Процессуальных различий по уголовным и гражданским делам не было. Суд обычно проходил публично, и на нем могли присутствовать все желающие. Различия между уголовными и гражданскими делами в самом судебном процессуальном порядке практиче­ски отсутствовали. Судебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Сто­роны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи ад­вокатов.

Судопроизводство носило устный характер, хотя судебные ре­шения письменно фиксировались. Кади также осуществлял над­зор за передачей наследства, установлением опеки. Кади разре­шали все виды судебных дел, наблюдали за исполнением судеб­ных решений, осуществляли надзор за тюрьмами, удостоверяли законность землепользования и т. д.

Основными доказательствами были признания, показания сви­детелей, клятвы. Суд носил непрерывный характер, решение долж­но было быть принято на одном заседании и не могло быть перене­сено на следующий день. Судья не занимался сбором доказа­тельств, а лишь оценивал представленные.

Достаточными свидетельствами были показания двух свиде­телей-мусульман. Показания женщин рассматривались как по­ловинчатое доказательство. Обжалование приговора не применя­лось, однако судья мог изменить решение, если становились из­вестными какие-либо новые обстоятельства дела. Употребление спиртного считалось преступлением.

При вынесении решения судья, за исключением незначитель­ной категории дел, обладал большой свободой усмотрения, что давало ему возможность руководствоваться личными симпатия­ми и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуального права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В слу­чае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотрен­ному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное ре­шение. Это создавало дополнительные возможности для судей­ского произвола и злоупотреблений. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свидете­лей-мусульман. Показания женщин рассматривались как поло­винные доказательства. При отсутствии достоверных или убе­дительных доказательств применялась клятва, которую обычно должен был произнести ответчик или обвиняемый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и со ссылкой на Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе. Она освобождала обвиняемого от ответственности или, по крайней мере, смягчала наказание, например при обви­нении в умышленном убийстве. Признание обвиняемого, если оно было сделано совершеннолетним, вменяемым и не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказа­тельства, достаточного для вынесения решения суда.[5]

 



4

 

4. Правовое регулирование имущественных и семейных отноше­ний

Хотя шариат не знал как такового деления права на от­дельные отрасли, гражданско-правовые отношения, в частно­сти право собственности, договорное и деликтное право, полу­чили в нем заметное развитие.

Информация о работе Понятие и система мусульманского права