Понятие и система мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2012 в 23:26, реферат

Описание работы

Цель работы – выявить и охарактеризовать особенности мусульманского права как самостоятельной правовой системы.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие и особенности системы мусульманского права;
2. Рассмотреть систему преступлений и наказаний;
3. Описать судопроизводство и судебный процесс;
4. Раскрыть особенности правового регулирования имущественных и семейных отношений.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и система мусульманского права 5
2. Преступления и наказания 10
3. Судопроизводство и судебный процесс 12
4. Правовое регулирование имущественных и семейных отношений 14
Заключение 26
Литература 27

Файлы: 1 файл

мусульманское право 2 вар..doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Особое внимание в шариате уделялось «праву личного ста­туса». В Арабском халифате, как и во многих других государст­вах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полно­правный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм (так называе­мые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны  платить  тяжелый  государственный  налог  (джизья).[6]

Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступ­ления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и при­обретать право собственности на имущество. Отпуск рабов-му­сульман на волю рассматривался как богоугодное дело.

Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины. Однако по­ложение женщины в семье не было приниженным, особенно в тех случаях, когда она исправно выполняла свой семейный долг.

Поскольку согласно религиозным представлениям шариа­та субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рас­сматривался как носитель установленных богом обязанностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой религиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юридические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько вопрос о дееспособности лица, т. е. о его возможности участвовать в сделках и в иных правовых актах. Гражданско-правовая дееспособность рассмат­ривалась в качестве необходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предос­тавлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения со­вершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Бы­ло известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опь­янения, и проч.

Важное место в мусульманской правовой доктрине занима­ли нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено представ­ление об имуществе как об объекте вещных прав. Особую кате­горию составляли вещи, которые не могли или не должны бы­ли находиться в собственности мусульманина. Это воздух, мо­ре, пустыня, мечети, водные пути и т. п. Не признавалась собственность мусульман и на так называемые «нечистые» ве­щи — вино, свинину, книги, противоречащие положениям ис­лама, и т. д. Нередко в ходе арабских завоевательных походов эти вещи подвергались уничтожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спор­ным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусуль­манскому праву было известно также деление вещей на движи­мые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризую­щиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых и т. д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли классификации земельных имуществ. В особые группы выделя­лось государственное имущество, земли, принадлежащие част­ным лицам, брошенные и непригодные для обработки земли. В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности, причем по некоторым из них правове­ды, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой по­ставили вопрос о правомерности военных захватов, о самом порядке возникновения права собственности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматри­вались как собственность государства и поступали в распоря­жение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего в зависимо­сти от того, было ли оно получено насильственным или нена­сильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдельных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государству, третья — мечетям. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, ста­новился ее собственником.

Сложившийся в мусульманских государствах строй отноше­ний собственности тщательно регламентировался и охранялся нормами шариата. Праву частной собственности приписыва­лось божественное происхождение, оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Незыблемость част­ной собственности выводилась непосредственно из Корана, где говорилось: «И не простирай своих глаз на то, чем Мы надели­ли некоторые пары» (20 : 131).

Особый правовой режим имели земли, составлявшие перво­начальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилетающей территорией), которые назывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т. п. Население покоренных зе­мель, как правило, теряло свои собственнические права, кото­рые переходили государству. Землевладельцы же рассматрива­лись теперь как арендаторы и обязаны были платить тяжелый налог (харадж).

Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с государ­ственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодаль­ной собственности в странах Европы она не имела иерархиче­ской структуры, не связывалась условиями службы. С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений получили распространение и условные формы зе­мельных владений. Часть захваченных земель стала предостав­ляться отдельным представителям феодальной верхушки за во­енную или государственную службу (икта). Владелец такой земли (мукта) получал право собирать в свою пользу подати с подвластного населения. Поскольку икта со временем стала пе­редаваться по наследству, по своему фактическому положению она приближалась к землям, закрепленным на праве собствен­ности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода, так же как и воздух, считалась общим достоянием. Но по­степенно колодцы, пруды и мелкие озера переходили в собст­венность крупных землевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и го­сударственной собственности, что определялось необходимо­стью проведения совместных ирригационных работ, осуществ­ляемых под контролем должностных лиц.[7]

Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (обыч­но недвижимое), переданное собственником на какие-либо ре­лигиозные или благотворительные цели (мечетям, медресе и т. д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего вакуфом и резервировать определен­ный доход с вакуфа для себя и своих наследников. Имущество, составляющее вакуф, не могло быть предметом купли-продажи, залога и т. д. Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в арен­ду или обмениваться на равноценное земельное имущество.

Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку иму­щество, составляющее вакуф, освобождалось от государствен­ного обложения. В шариате в отличие от римского права не сформулирова­лась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный обо­рот, получили всестороннюю разработку. Обязательства де­лились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и одно­сторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусуль­манского общества было распространение специфических односторонних обязательств - обетов. Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглаше­ния сторон. Так, в качестве общего принципа мусульманского права было закреплено следующее правило: «Содержание сде­лок определяется их целями и смыслом, а не [употребляемыми в их тексте] словами и грамматическими формами». Заключен­ные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать «свои доверенности и договоры» считалась, согласно Корану (23 : 8), священной. Недействительными признавались договоры, заключенные с безнравственными целями с исполь­зованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, ка­сающихся формы выражения воли сторон в договоре. В прак­тике шариатских судов были разработаны общие правила тол­кования договоров. В частности, договоры толковались, исходя из их общего смысла, а не словесной формулы. Условия дого­вора могли быть выражены в любом виде: в документе, в не­официальном письме, устно. В шариате подробно регламен­тировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т. д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее раз­работанных договоров была купля-продажа. О правомерности торговли «по взаимному согласию» говорилось еще в Коране (4 : 33). Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском мазхабе признавалась продажа вещей, которые должны быть произведе­ны в будущем. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т. п.) покупа­тель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуж­дали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2 : 276). Но на практике этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить от­работать свой долг кредитору. Такая форма расчета с креди­тором соответствовала развитию феодальных форм эксплуата­ции. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отно­шениям имущественного найма, прежде всего аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распростра­нение в арабском обществе получили договоры союза и това­рищества. Эта договорно-правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т. д. Мусульманская религия и шариат рассматривают без­брачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор не­редко выступал как своеобразная торговая сделка. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, в том чис­ле и невесты (только шафииты не считали такое согласие обя­зательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный договор часто превращался в за­маскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как, согласно преданию, Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заключенный на определенный срок. По шариату му­сульманин не имел права вступать в брак с неверующими и от­ступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих условий, расторгались. Но мусульманину разрешалось же­ниться на женщинах, исповедующих другую религию, посколь­ку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульман­скую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца.

Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем бо­лее специальные гаремы с невольницами, могли лишь предста­вители верхушки арабского общества. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зависимое положение женщины в семье. Превосходство мужа определялось следующим указа­нием в Коране: «Мужья стоят над женами потому, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они рас­ходуют из своего имущества» (4:38). Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обяза­на вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Ее право уча­ствовать самостоятельно в имущественном обороте было край­не ограниченно. Маликиты, например, считали, что жена без согласия мужа может распоряжаться не более чем третьей ча­стью своего имущества. Коран разрешал мужу применять к же­нам различные наказания, включая телесные: «А тех, непокор­ности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах, и ударяйте их» (4 : 38).

В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регла­ментировалось. Шариат знал несколько видов разводов, разли­чавшихся как по своей процедуре, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривающий своеобразный испытательный срок. Хотя поводы для развода были точно определены (отступничество от ислама и т. д.), муж мог развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из уста­новленных фраз: «ты отлучена» или «соединись с родом». В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно обычаю». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы опреде­лить, не является ли она беременной. В случае рождения ре­бенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические недостатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с же­ной или не выделял средств на ее содержание.

Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имело существенные различия в раз­ных правовых школах. Признавались два порядка наследования: по завещанию и по закону. Завещание не могло состав­ляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление требовало присутствия двух свидетелей. Особенно разработанным был порядок насле­дования по закону. Из имущества умершего прежде всего по­крывались расходы, связанные с его погребением, затем выпла­чивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежали только имущественные права умер­шего, а не обязанности, которые не могли переходить наслед­никам.

Оставшееся имущество переходило к законным наследни­кам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призвания к наслед­ству. Так, в первую очередь наследство получали дети умерше­го, затем его братья, дяди и т. д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин.[8]

На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неумышленны­ми действиями, вызвали смерть наследодателя. Особенностью мусульманского права было то, что обязатель­ства не передавались по наследству. Из имущества умершего вы­делялась доля на его погребение, затем уплачивались долги, а за­тем наследники вступали в свои права.



4

 


Заключение

Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы.

Мусульманское право предоставляет человеку достаточно широкую свободу действий, закрепляя принцип: "Дозволено все, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной". Демонстрируя заботу об индивидуальном праве, мусульманское право следит за тем, чтобы оно не использовалось в ущерб интересам других и общему благу.

Общие принципы права рассматриваются мусульманско-правовой доктриной в качестве исходных требований, ориентиров и критериев, которым должна отвечать любая правовая оценка. Они используются судом для поиска и точного выбора конкретного правового решения из множества предлагаемых доктриной выводов. В этих принципах и прослеживается собственная юридическая природа мусульманского права. Эти общие принципы права рассматриваются мусульманско-правовой доктриной в качестве исходных требований и носят естественно-правовой характер. Они не только выражают правовое начало, но и официально рассматриваются в качестве обязательных требований, обращенных к законодателю.

Для мусульманского права не характерно четкое деление на публичное и частное. Однако здесь есть нормы, регулирующие отдельные публично-правовые (конституционный порядок, уголовное право, международные отношения, права человека) и частноправовые отношения, хотя граница между публичным и частным правом, безусловно, не абсолютна, эти области права пересекаются и взаимодействуют. Например, некоторые вопросы частного права, касающиеся семейных отношений и права наследования, прямо связаны с вопросами конституционного устройства и другими сферами публичного права.[9]


Литература

1.                  Абдуллаев, М. И. Теория государства и права / Абдулаев М. И. – М.: ВолтерсКлувер, 2009. – 365 с.

Информация о работе Понятие и система мусульманского права