Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа
Достижение поставленной цели осуществляется последовательным решением следующих задач: 1.Определение понятия «принцип уголовно-исполнительного права». 2.Краткая характеристика признаков принципа уголовно-исполнительного права. 3.Определение системы принципов уголовно-исполнительного права. 4.Характеристика отраслевых принципов, с изложением спорных моментов и научных мнений. Настоящая курсовая работа состоит из введения, основной части, двух глав, заключения, глоссария. В первой главе мы раскрываем понятие принципов и систему уголовно-исполнительного права. Вторая глава посвящена отраслевым принципам уголовно-исполнительного права
Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права…………………5
1.1 Понятие принципов уголовно-исполнительного права………………………….. .5
1.2Система принципов уголовно-исполнительного права…………………………….7
2. Общая характеристика уголовно-исполнительного права………………………...12
2.1Общеправовые принципы…………………………………………………………...12
2.2Межотраслевые принципы……………………………………………………….…15
2.3Отраслевые принципы………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………...21
Глоссарий………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………
б) основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, так как способствуют росту рецидивной преступности.
Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит, в том, что должно быть, во-первых, строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неукоснительное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов, реальная возможность использования осужденными прав, предоставленных законом. Во-вторых, сотрудники уголовно-исправительных учреждений и органов должны неукоснительно выполнять свои обязанности и для этого.
Принцип гуманизма уголовно-
Гуманизм в области уголовно-
Принцип гуманизма проявляется в следующем:
1) общество не отказывается от преступника, как от своего члена, а стремится исправить его. Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных.
2) гуманизм проявляется в
3) принцип гуманизма
находит выражение в
Требованием гуманности отвечают и нормы закона о поддержании контактов с родственниками и иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.
Особой гуманностью отличаются условия установленные для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Так, осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период гарантирована специализированная медицинская помощь (ч. 4 ст. 100 УИК РФ), пособия по беременности и родам им будут выплачиваться независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств (ч. 1 ст. 98 УИК РФ). Эти категории осужденных женщин, а также осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся (ч. 7 ст. 117 УИК РФ). Осужденным женщинам, отбывающим наказание в колониях общего режима на облегченных условиях, за шесть месяцев до окончания срока наказания может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади (ч. 3 ст. 121 УИК РФ).
На наш взгляд, принцип справедливости является принципом уголовно-исполнительного права. Как отмечает В.А. Уткин, принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием.
Справедливость - одна из наиболее важных этических характеристик, под углом зрения которой осужденный оценивает деятельность персонала уголовно-исполнительных учреждений и органов.
Наконец, нельзя обойти вниманием, такой аспект справедливости который исходит из особенностей положения осужденных по отношению к законопослушным гражданам. В этом отношении не все меры могут использоваться, на наш взгляд, в качестве средств воспитательного (исправительного) воздействия.
2.2Межотраслевые принципы
1. Принцип дифференциации
В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в Исправительно-трудовой Кодекс в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 УИК РФ и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169 УИК РФ). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).
Он отражает необходимость
распределения всей массы
Дифференциация обуславливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает: в исправительных колониях трехступенчатую (обычные, облегченные, строгие), а в воспитательных колониях – четырехступенчатую (еще льготные) классификации условий отбывания наказания.
2. Принцип индивидуализации исполнения наказания
В уголовно-правовой науке институт индивидуализации наказания начал складываться давно. Однако, к единому мнению относительно понятия этого принципа ученые так и не пришли. Нет единства мнения и по поводу того к какой группе принципов его отнести, к межотраслевым или отраслевым.
Так, В.А. Уткин относит принцип индивидуализации к межотраслевым принципам, ссылаясь на то, что нормы уголовного, уголовно-процессуального права предписывают тщательное выявление индивидуальных обстоятельств, влияющих на назначение виновному справедливого и целесообразного наказания.15.
При индивидуализации отбытия наказания на первый план выдвигается не совершенное деяние, а личность осужденного, ибо необходимо в местах заключения выбрать такой режим и такие методы воспитания, которые быстрее и лучшее приведут к исправлению осужденного. Это не означает, что характер деяния не учитывается. Деяние учитывается до конца, ибо этим достигается справедливость наказания за содеянное, но в местах лишения свободы имеет значение, прежде всего фигура осужденного, ибо в соответствии с особенностями личности осужденного организуется работа по его исправлению и перевоспитанию, то есть достигается индивидуализация отбытия наказания.
Таким образом, индивидуализация исполнения наказания – это учет в местах лишения свободы особенностей личности осужденного и характера совершенного им деяния при определении режима содержания и организации работы по исправлению и воспитанию осужденного направленной на осуществление целей и задач наказания.
Н.А. Стручков выделяет ряд специфических черт индивидуализация исполнения наказания:
2.3 Отраслевые принципы
Рассмотрим разграничение принципа «индивидуализации наказания» в уловном праве и принципа «индивидуализация исполнения наказания» в уголовно-исполнительном праве применительно к такому виду наказания как лишение свободы. Индивидуализация исполнения наказания выражается в сроке лишения свободы, в его виде (лишение свободы в тюрьме, в исправительной колонии либо в колонии для несовершеннолетних) и в подразделении колоний по виду, установленного в них режима (общего, усиленного, строгого и особого).
Дальнейшее углубление индивидуализации исполнения наказания и, в частности, дифференциация условий отбывания наказания в колониях всех видов режима и в тюрьмах, относится к сфере уголовно-исполнительного законодательства.
Здесь индивидуализация исполнения наказания имеет целью поставить различные по степени общественной опасности категории преступников в такие условия наказания, чтобы они в максимальной ступени отвечали задаче их исправления и воспитания, исключали бы их отрицательное воздействие одних на других и т.д.
Основанием для выделения этого принципа является прежде всего эффективность применения к осужденному наказания и мер исправительного воздействия, т.е. в данном случае центр тяжести с характера и степени общественной опасности преступления переносится на личность осужденного, отбывающего наказание.
Индивидуализация исполнения наказания в зависимости от степени исправления и воспитания осужденного проявляется в двух основных аспектах:
- первый аспект связан
с изменением условий
- второй аспект состоит
в применении к осужденному
мер исправительного
Он выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.
Такой подход определяется на основе изучения личности осужденного с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела, степени опасности самого преступника, его поведения во время отбывания наказания. Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т. п.). Упор делается на характер и степень социально-нравственной запущенности личности.
Индивидуализация наказания на стадии его исполнения означает, во- первых, изменение объема кары в зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения выливается в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.
3. Принцип
рационального применения мер
принуждения, средств исправлен
В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).
Принцип стимулирования
правопослушного поведения
Информация о работе Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права