Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

Достижение поставленной цели осуществляется последовательным решением следующих задач: 1.Определение понятия «принцип уголовно-исполнительного права». 2.Краткая характеристика признаков принципа уголовно-исполнительного права. 3.Определение системы принципов уголовно-исполнительного права. 4.Характеристика отраслевых принципов, с изложением спорных моментов и научных мнений. Настоящая курсовая работа состоит из введения, основной части, двух глав, заключения, глоссария. В первой главе мы раскрываем понятие принципов и систему уголовно-исполнительного права. Вторая глава посвящена отраслевым принципам уголовно-исполнительного права

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права…………………5
1.1 Понятие принципов уголовно-исполнительного права………………………….. .5
1.2Система принципов уголовно-исполнительного права…………………………….7
2. Общая характеристика уголовно-исполнительного права………………………...12
2.1Общеправовые принципы…………………………………………………………...12
2.2Межотраслевые принципы……………………………………………………….…15
2.3Отраслевые принципы………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………...21
Глоссарий………………………………………………………………………………..23
Список использованных источников………………………………

Файлы: 1 файл

Полежаев Н.В. КР Уголовно-исполнительное право.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

б) основой его является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов  и подзаконных актов всеми  органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, так как способствуют росту рецидивной преступности.

Реализация принципа законности при  исполнении уголовных наказаний состоит, в том, что должно быть, во-первых, строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неукоснительное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов, реальная возможность использования осужденными прав, предоставленных законом. Во-вторых, сотрудники уголовно-исправительных учреждений и органов должны неукоснительно выполнять свои обязанности и для этого.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного  права находит свое юридическое  выражение в Конституции РФ, провозглашающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч.2 ст.21 Основного закона, «никто не должен подвергаться пыткам насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам»13. Также принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК РФ, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными в полной мере реализовывать свои права14.

Гуманизм в области уголовно-исполнительной деятельности означает человеческое отношение государства, общества к преступнику, подвергаемому уголовной репрессии. Государство должно стремиться к созданию возможности возращения осужденных к законопослушной жизни в обществе. Также гуманизм проявляется и в признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности.

Принцип гуманизма проявляется  в следующем:

1) общество не отказывается от  преступника, как от своего  члена, а стремится исправить  его. Вся деятельность исправительных учреждений направлена на ресоциализацию осужденных.

2) гуманизм проявляется в справедливом  отношении к осужденным, уважении  их чести и достоинства. Исполнение  наказаний не имеет целью причинение  физических страданий или унижение  достоинства человека.

3) принцип гуманизма  находит выражение в установлении  гуманных условий отбывания наказания:  жилищно-бытовые условия в местах  лишения свободы соответствуют  санитарным нормам, питание обеспечивает  нормальную деятельность организма, осужденным оказывается медицинская помощь, труд организуется с соблюдением охраны труда и техники безопасности.

Требованием гуманности отвечают и нормы закона о поддержании  контактов с родственниками и  иными лицами, возможности получать от них посылки, бандероли, передачи.

Особой гуманностью  отличаются условия установленные  для беременных, несовершеннолетних, инвалидов и женщин, имеющих малолетних детей. Так, осужденным беременным женщинам, осужденным женщинам во время родов и в послеродовой период гарантирована специализированная медицинская помощь (ч. 4 ст. 100 УИК РФ), пособия по беременности и родам им будут выплачиваться независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств (ч. 1 ст. 98 УИК РФ). Эти категории осужденных женщин, а также осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в доме ребенка исправительного учреждения, в штрафной изолятор, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа не переводятся (ч. 7 ст. 117 УИК РФ). Осужденным женщинам, отбывающим наказание в колониях общего режима на облегченных условиях, за шесть месяцев до окончания срока наказания может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади (ч. 3 ст. 121 УИК РФ).

На наш взгляд, принцип  справедливости является принципом  уголовно-исполнительного права. Как отмечает В.А. Уткин, принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием.

Справедливость - одна из наиболее важных этических характеристик, под углом зрения которой осужденный оценивает деятельность персонала уголовно-исполнительных учреждений и органов.

Наконец, нельзя обойти вниманием, такой аспект справедливости который исходит из особенностей положения осужденных по отношению к законопослушным гражданам. В этом отношении не все меры могут использоваться, на наш взгляд, в качестве средств воспитательного (исправительного) воздействия.

 

2.2Межотраслевые принципы

1. Принцип дифференциации

В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в Исправительно-трудовой Кодекс в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 УИК РФ и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169 УИК РФ). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК РФ).

 Он отражает необходимость  распределения всей массы осужденных  на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству (есть специальные колонии для иностранцев); полу (мужские и женские); возрасту (есть колонии для несовершеннолетних); тяжести совершенного преступления (колония строгого режима); судимости (колонии особого режима).

Дифференциация обуславливает установление законом для каждой категории осужденных своего комплекса ограничений. Согласно ст. 8 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными различные категории заключенных содержатся в раздельных заведениях или в разных частях одного и того же заведения, с учетом пола, возраста, предшествующей судимости, юридических особенностей их заключения и предписанного обращения с ними. Одним из методов реализации принципа дифференциации наказания является классификация осужденных к лишению свободы в зависимости от видов условий содержания осужденных в колонии. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает: в исправительных колониях трехступенчатую (обычные, облегченные, строгие), а в воспитательных колониях – четырехступенчатую (еще льготные) классификации условий отбывания наказания.

2. Принцип индивидуализации исполнения наказания

В уголовно-правовой науке  институт индивидуализации наказания  начал складываться давно. Однако, к  единому мнению относительно понятия  этого принципа ученые так и не пришли. Нет единства мнения и по поводу того к какой группе принципов его отнести, к межотраслевым или отраслевым.

Так, В.А. Уткин относит  принцип индивидуализации к межотраслевым  принципам, ссылаясь на то, что нормы уголовного, уголовно-процессуального права предписывают тщательное выявление индивидуальных обстоятельств, влияющих на назначение виновному справедливого и целесообразного наказания.15.

При индивидуализации отбытия  наказания на первый план выдвигается  не совершенное деяние, а личность осужденного, ибо необходимо в местах заключения выбрать такой режим и такие методы воспитания, которые быстрее и лучшее приведут к исправлению осужденного. Это не означает, что характер деяния не учитывается. Деяние учитывается до конца, ибо этим достигается справедливость наказания за содеянное, но в местах лишения свободы имеет значение, прежде всего фигура осужденного, ибо в соответствии с особенностями личности осужденного организуется работа по его исправлению и перевоспитанию, то есть достигается индивидуализация отбытия наказания.

Таким образом, индивидуализация исполнения наказания – это учет в местах лишения свободы особенностей личности осужденного и характера  совершенного им деяния при определении  режима содержания и организации  работы по исправлению и воспитанию осужденного направленной на осуществление целей и задач наказания.

Н.А. Стручков выделяет ряд  специфических черт индивидуализация исполнения наказания:

  1. индивидуализация наказания, означает возможность изменения во время отбывания наказания размера кары (перевод из колонии особого режима, в колонию строго режима);
  2. она дополняется индивидуальным подходом при определении вида работы, вовлечении его в общеобразовательное обучение;
  3. характеризуется индивидуализацией применения мер исправительного воздействия;
  4. осуществляется в зависимости от поведения осужденного время отбывания наказания, а не только от характера и тяжести совершенного преступления и опасности личности осужденного.

 

2.3 Отраслевые  принципы

Рассмотрим разграничение  принципа «индивидуализации наказания» в уловном праве и принципа «индивидуализация исполнения наказания» в уголовно-исполнительном праве применительно к такому виду наказания как лишение свободы. Индивидуализация исполнения наказания выражается в сроке лишения свободы, в его виде (лишение свободы в тюрьме, в исправительной колонии либо в колонии для несовершеннолетних) и в подразделении колоний по виду, установленного в них режима (общего, усиленного, строгого и особого).

Дальнейшее углубление индивидуализации исполнения наказания и, в частности, дифференциация условий отбывания наказания в колониях всех видов режима и в тюрьмах, относится к сфере уголовно-исполнительного законодательства.

Здесь индивидуализация исполнения наказания имеет целью  поставить различные по степени общественной опасности категории преступников в такие условия наказания, чтобы они в максимальной ступени отвечали задаче их исправления и воспитания, исключали бы их отрицательное воздействие одних на других и т.д.

 Основанием для выделения этого принципа является прежде всего эффективность применения к осужденному наказания и мер исправительного воздействия, т.е. в данном случае центр тяжести с характера и степени общественной опасности преступления переносится на личность осужденного, отбывающего наказание.

Индивидуализация исполнения наказания в зависимости от степени  исправления и воспитания осужденного проявляется в двух основных аспектах:

- первый аспект связан  с изменением условий содержания  осужденного в сторону их смягчения и в сторону повышения их суровости (перевод из тюрьмы в колонию, смена режима, досрочное освобождение и др.);

- второй аспект состоит  в применении к осужденному  мер исправительного воздействия,  не связанных с изменением  условий содержания осужденных  и применения к ним мер поощрения или взыскания. В данном случае речь идет об индивидуализации воспитания осужденных, проведении с ними воспитательной работы, т.е. применения всего арсенала средств исправительной педагогики, в значительной мере выходящей за пределы правового регулирования процесса исправительного воздействия. Если индивидуализация исправительного воздействия, предполагающая изменение условий отбывания осужденными наказания, при исполнении наказания в виде исправительных работ может иметь крайне ограниченное значение, то возможности индивидуализации иных мер исправительного воздействия безграничны. И они будут расширяться по мере развития исправительной педагогики и психологии.

Он выражается в требовании строгого индивидуального подхода  к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

Такой подход определяется на основе изучения личности осужденного  с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, обстоятельств дела, степени опасности самого преступника, его поведения во время отбывания наказания. Индивидуальный подход означает выбор нужных именно данному осужденному мер воспитательного характера (зачисление в общеобразовательную школу, привлечение к профессиональному обучению, поручение какого-то дела и т. п.). Упор делается на характер и степень социально-нравственной запущенности личности.

Индивидуализация наказания  на стадии его исполнения означает, во- первых, изменение объема кары в  зависимости от поведения осужденного, во-вторых, изменение содержания исправительного воздействия. Иными словами, индивидуализация наказания на стадии его исполнения выливается в индивидуализацию карательно-воспитательного воздействия в целом.

3. Принцип  рационального применения мер  принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования правопослушного поведения

В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые  был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен  во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

Информация о работе Понятие и система принципов уголовно-исполнительного права