Понятие организованной преступности и коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

«Под организованной преступностью.понимается совокупность

преступлений, совершаемых в связи с созданием и деятельностью

преступных группировок. Виды и признаки этих преступлений, а также

уголовно-правовые меры в отношении лиц, совершивших такие

преступления, устанавливаются Уголовным кодексом Украины.»

(Закон Украины «Об организационно-правовых основах

борьбы с организованной преступностью» от 30.06.93 г.)

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

особенности легального капиталистического предпринимательства. Поэтому

организованную преступность следует рассматривать в первую очередь как особую

отрасль бизнеса, специфическую сферу  экономической деятельности.

Этот подход уже нашел отражение  в официальных определениях организованной

преступности. Например, в США закон 1968 года о контроле над преступностью

характеризует организованную преступность как "противозаконную деятельность

членов высокоорганизованной и  дисциплинированной ассоциации, занимающейся

поставкой запрещенных законом  товаров или предоставлением  запрещенных законом

услуг".

Рассмотрим ряд особенностей экономики организованной преступности, которым в

отечественной научной литературе уделено пока недостаточно внимания.

     1.         Спрос на мафиозном рынке. "В основе

деятельности организованной преступности лежит социальный заказ", пишет

американский криминолог Р. Кларк. Мафиозная преступная деятельность это

преступления особого рода, "преступления, совершаемые по взаимному согласию,

преступления, совершения которых  желает потребляющая публика". Это  относится не

только, например, к наркобизнесу, когда мафиози "всего лишь" продают товар,

добровольно делающим выбор клиентам, но и рэкету, когда организованная

преступность берет на себя охрану предпринимателей от преступности

неорганизованной.

Вообще можно сделать вывод, что ОП складывается только там и тогда, где и

когда возникает устойчивый и высокий  спрос на запрещенные товары и  услуги.

Поэтому экономическая история  ОП это поиск руководителями мафий  свободных

рыночных ниш, закрепление и  расширение своих позиций в конкурентной борьбе с

другими преступными организациями, а также периодическое

"перепрофилирование", вызванное  изменениями рыночной конъюнктуры.  Мафия может

отчасти "заказывать" спрос на свою продукцию (часто рэкетиры "защищают"

бизнесменов от самих себя), но в  целом она лишь удовлетворяет объективно

сформировавшиеся общественные потребности. Например, широки размах рэкета в

России и Украине - порождение высокого спроса бизнесменов на

правоохранительные услуги в атмосфере  слабой спецификации прав собственности,

разгула "обычной" преступности, низкой эффективности деятельности органов

внутренних дел.

     2.         Профиль преступного производства.

Экономика ОП - диверсифицированная  экономика, основанная на сочетании  разных

видов бизнеса, преступного и легального. Мафия (как и легальные фирмы)

старается "не класть все яйца в  одну корзину": хотя есть преобладающее

производство, дающее основную массу  прибыли, мафиози не забрасывают

окончательно старых промыслов  и одновременно осваивают "плацдармы" для новых.

Например, в эпоху "сухого закона" американские гангстеры получали основные

доходы от подпольной торговли спиртным, но одновременно продолжали

контролировать проституцию и  начинали осваивать наркобизнес (основным

преступным промыслом наркобизнес  стал только в 60-70-е годы). Изменение  ведущей

специализации объясняется при  этом не столько противодействием органов

правопорядка, сколько изменениями  спроса, деятельностью легального "большого

бизнеса" и вытеснением старого  малоприбыльного бизнеса новым  высокоприбыльным.

Кроме того, мафия обычно сочетает два направления экономической деятельности:

нелегальное производство, где "зарабатываются" большие деньги, и легальное

производство, где эти деньги "отмываются". В результате экономика

организованной преступности выглядит как айсберг: на виду - легальный,

относительно малодоходный сам  по себе бизнес (например, переработка  вторсырья),

"под водой" - высокодоходный  нелегальный бизнес (например, наркобизнес). Такую

форму мафиозная экономика приобретает  на той стадии своего развития, когда

мафия институционализируется, стремиться прочно "врасти" в официальную систему,

не порывая при этом с преступными  промыслами.

     3.         Издержки производства и прибыль преступного бизнеса

. Нелегальный мафиозный бизнес  обязательно высокоприбылен, причем  средняя норма

гангстерской прибыли отличается от нормальной средней нормы на несколько

порядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким  показателем,

в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной  торговой сделке

превышает 1000%.

Справедливо замечают, что "Коза Ностра" может считаться самой

высокоприбыльной корпорацией  США. То же самое можно сказать  о Якудзе в

Японии, о мафии в Италии и  т.д. Однако часто забывают, что оборотной  стороной

высокой валовой прибыли являются не менее  высокие издержки. Чисто

производственные  издержки мафиозного бизнеса достаточно малы (например, в

наркобизнесе  производители первичного сырья  получают менее тысячной доли от

конечных  розничных цен). Зато трансакционные издержки очень велики и

достаточно  специфичны.

В этом бизнесе невозможна обычная  страховка предпринимательских  рисков,

которые достаточно высоки (при транспортировке  наркотиков правоохранительные

органы  перехватывают примерно 10% всех грузов).

Своеобразной  страховкой можно считать систематический  подкуп полиции и

политиков. Однако эти "страховые взносы" огромны и доходят едва ли не до 2/3

валовой прибыли. Высоки также издержки "отмывания" преступных доходов. Очень

своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный

бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силу

всех  этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, а  ее

легальное использование сильно затруднено.

     4.         Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика ОП олигополистична

по  форме и монополистична по существу. В стране, как правило, действуют

несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся схожими промыслами. Во

избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы территория делится на

районы, закрепленные за отдельны ми мафиозными группами. Центральное

руководство гангстерского сообщества (типа "купола" у сицилийской  мафии), если

оно есть, выполняет координирующие функции .аналогично национальным союзам

предпринимателей в легальных  отраслях. Мафиозное сообщество в результате

представляет собой федерацию  относительно самостоятельных, часто  враждующих

организаций. На своем "участке" каждая мафиозная группа действует  монопольно,

однако время от времени происходит передел территорий "по силе" (как правило, в

ходе мафиозных "разборок").

Изучение закономерностей экономики  ОП позволяет правильно выбирать стратегию

сдерживания мафиозной деятельности, минимизации ее негативных последствий.

    

Роль  коррупции в организованной преступности

 

Как отмечалось выше, неотъемлемой частью организованной преступности (ОП)

является коррупция. Организованной группе сложнее скрыть свою деятельность,

чем отдельному преступнику. Можно  сказать, что ОП не скрывает свою

деятельность, а блокирует реакцию  государства с помощью коррупции.

     К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ

До сих пор не выработано само понятие коррупции. Это объясняется  трудностью

его определения. Даже рекомендации международных  организаций по этому вопросу

вряд ли могут быть однозначно приняты  в нашей стране. Так, в результате

проведения Генеральной Ассамблеи  ООН 1979 года, межрегионального семинара по

проблемам коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведения должностных  лиц по

поддержанию правопорядка коррупция  была определена как злоупотребление

служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также

незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с  занимаемым

служебным положением. Злоупотребление  служебным положением и получение

выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрены в ныне действующем Уголовном

кодексе Украины (ст. 164-172), но явно недостаточно полно отражают признаки

коррупции.

На первой сессии Многодисциплинарной  Группы Совета Европы по проблемам

коррупции (Страсбург, 22-24 февраля 1995 года) коррупция была определена как

«подкуп (взятка), а равно любое  иное поведение в отношении лиц, наделённых

полномочиями в государственном  или частном секторе, которое  нарушает

обязанности, вытекающие из этого  статуса должностного лица, лица, работающего

в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и

имеющего целью получение каких  бы то ни было ненадлежащих преимуществ  для

себя или иных лиц». Положительным  здесь является то, что в сферу  коррупции

попадает и лицо, склоняющее к  совершению таких действий. Однако неоправданное

расширение круга субъектов  коррупции, ограничение их противоправного

поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфность формулировки вряд ли

могут позволить опираться на это  определение при выработке понятия  коррупции.

Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего

законодательства позволяет сделать  вывод о том, что определение  понятия

"коррупция" осуществляется  по двум основным направлениям:

·        установление круга субъектов коррупции:

·        понятие личной заинтересованности.

Сложнее обстоит дело с корыстной  заинтересованностью. С одной стороны, она

может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильного

выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано

личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого

руководителя или авторитетного  человека). То есть главное заключается  в том,

что совершается нарушение служебного долга. Мы считаем, что подобного  рода

нарушения существуют в следующих  формах:

1)      должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил,

действуя в интересах своей  группы (семьи, друзей) и не получая  за это

вознаграждения;

2)      должностное лицо  отдает предпочтение членам своей  группы (семьи,

друзей, клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность,

заключением контрактов и т.д., при  этом не получая материального

вознаграждения;

3)      должностное лицо  получает подношения (деньги, подарки)  в качестве

условия надлежащего исполнения своих  обязанностей (например, оформления

документов в установленные  сроки, без излишней волокиты и мелочных придирок);

4)      должностное лицо  получает вознаграждение в обмен  на нарушение

действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе

нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при

помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при  наличии

законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например,

принятие единоличного решения  там, где требуется комиссионное рассмотрение);

5)      должностное лицо  получает вознаграждение в качестве  условия

надлежащего рассмотрения дела. Такая  ситуация может сложился, если оно

наделено широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их

использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность

подсудимого на основании внутреннею убеждения и в соответствии с  этой оценкой

делает вывод об общественной опасности  лица и индивидуализирует меру

наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено

недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в противном

случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не является

исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным образом  учтены и

будет назначено более суровое наказание;

6)      должностное лицо  получает вознаграждение за принятие  незаконного

решения в интересах взяткодателя;

7)      должностное лицо  получает вознаграждение за ненадлежащее  выполнение

своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое

отношение к каким-либо нарушениям);

8)      должностное лицо  создаёт такие условия обеспечивающие  результаты

голосования благоприятные для  проведения выгодного для себя решения;

9)      должностное лицо  умышленно использует своё  служебное положение

вопреки интересам государственной  службы в целях получения личной выгоды.

Таким образом, в определении коррупции  необходимо учесть два основополагающих

момента: лицо должно быть должностным  и использовать либо свой статус

должностного лица, либо вытекающие из него возможности для придания

приоритетного характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес

другим лицам. В связи с этим я считаю, что под коррупцией следует  понимать

незаконное использование должностным  лицом своего статуса или вытекающих из

него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В

этом определении фиксируется  приоритет интересов одних лиц  перед другими.

Информация о работе Понятие организованной преступности и коррупции