Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:53, курсовая работа
В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.
В принципе оперативности отражена защитная функция оперативно - розыскной деятельности, раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного вида юридической деятельности.
Принцип оперативности включает:
- знание складывающейся
- своевременное реагирование на
поступающую информацию на
- быстрые и слаженные действия
оперативных аппаратов по
- оперативно-розыскное
Оперативно- розыскное обеспечение представляет собой систему мер, осуществляемых субъектами ОРД в целях:
- создания оптимальных условий
для осуществления полного и
объективного процесса
- пресечения и нейтрализации
противодействия криминальной
- обеспечения защиты участников уголовного процесса;
- реализации принципа
Принцип всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств оперативно-розыскного производства по делу (оперативного или сыскного учета) в ОРД проявляется многоаспектно:
- всесторонность подразумевает
выдвижение всех возможных
- полнота означает такую
- под объективностью
Соблюдение этого принципа важно
при получении и использовании
первичной информации, которая поступает
в оперативные аппараты в значительном
объеме и характеризуется
Данные обстоятельства обусловливают необходимость проверки первичной информации с использованием всех возможностей имеющихся в распоряжении оперативного работника. Соблюдение принципа объективности способствует более эффективному решению задач правосудия и установлении объективной истины по делу.
Принцип привлечения конфидентов к оперативно - розыскной деятельности отражает один из ее сущностных аспектов. Конфидент – обобщенное название категории физических лиц, участников оперативно-розыскной деятельности (агентов, штатных негласных сотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя-оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности. Правовая основа ОРД во многом специфична за счет того, что её носителями являются секретные осведомители и различные информаторы.
Оперативно-розыскные органы и
оперативники в достижении целей
оперативно-розыскной
Без использования в оперативно-
Принцип научности является основополагающим и ведущим в организации деятельности оперативных аппаратов и предполагает использование в практической деятельности достижений различных наук (теории ОРД, криминологии, психологии), которые вскрывают тенденции, закономерности борьбы с преступностью, что позволяет практическим работникам проникнуть в суть криминальных явлений, и способствует эффективной борьбе с ними. Принцип научности проявляется во внедрении в ОРД современных технических средств, компьютерных технологий, в разработке тактических приемов и методов предотвращения и раскрытия преступлений, организации системы поступления оперативной информации от конфиденциальных источников.
Принцип плановости проявляется во всех сферах деятельности, в том числе и ОРД. Планирование позволяет сосредоточить оперативный аппарат на решение основных задач борьбы с преступностью, на наиболее эффективное использование сил и средств для достижения результата. Плановость обеспечивает равномерное распределение обязанностей сотрудников, создает основу для взаимодействия и координации действий оперативных аппаратов между собой, различными госорганами и общественными организациями участвующими в борьбе с преступностью.
Принцип связи с общественностью выражается в поддержании связи оперативно-розыскных органов с населением, проведением воспитательной работы с гражданами для повышения их активности, нетерпимости к правонарушениям. Этот принцип позволяет ориентировать население на оказание содействия как гласно, так и конфиденциально, использовать помощь общественности при осуществлении оперативно-розыскной профилактики, привлекать общественность при проведении ОРМ. Помощь граждан может быть использована оперативниками для наблюдения за преступниками, в целях обнаружения и документирования фактов противоправной деятельности и задержания, а так же для выявления и устранения условий, способствующих совершению различных правонарушений. Обязательным условием привлечения общественности и населения к ОРМ является их добровольное согласие и неразглашение перед ними негласных форм и методов оперативно-розыскной деятельности, и лишь в тех случаях, когда это не создает опасности для их жизни и здоровья.
Принцип внепартийности не находит закрепления в Законе об ОРД но вытекает из его отдельных положений (ст. 5) из которых следует, что должностным лицам, осуществляемым ОРД запрещается:
- проводить ОРМ в отношении какой либо партии, общественного и религиозного объединения;
- принимать участие в работе федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, а так же в деятельности политических партий, объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
Принцип подконтрольности и поднадзорности оперативно - розыскной деятельности заключается в установлении законодательной системы судебного, парламентского, прокурорского и ведомственного контроля и отражает объективную необходимость постоянного надзора и контроля за органами, осуществляющими ОРД. Судебный контроль включает в себя, во-первых, выдачу разрешений на проведение оперативно - розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и на неприкосновенность жилища, а во-вторых, рассмотрение жалоб граждан о нарушении их прав должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.
Парламентский контроль за ОРД предусмотрен ст.20 Закона, и осуществляется постоянными комитетами и комиссиями в составе палат Федерального Собрания.
Прокурорский надзор за ОРД осуществляется на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД.
Ведомственный контроль осуществляется на основании ст. 22 ФЗ об ОРД.
Данный принцип имеет весьма важное значение, поскольку ОРД по своему содержанию в определенной степени ограничивает конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни. Часть третья ст. 55 Конституции гласит, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства". Оперативно - розыскные мероприятия, ограничивающие ряд конституционных прав граждан, могут проводиться только в целях защиты от наиболее опасных преступных проявлений, по которым обязательно производство предварительного расследования.
Принцип единоначалия и коллегиальности находит отражение в подготовке и принятии управленческих решений, организации их исполнения. Проявляется данный принцип в том, что во главе оперативного подразделения стоит одно лицо (руководитель), компетентный принимать юридически правомочные решения. С одной стороны это обеспечивает единство приказа, а с другой - создает возможность более оперативного принятия решений. При этом обеспечивается необходимость персональной ответственности руководителя за результативность осуществляемой его подразделением оперативной работы. Единоначалие сочетается с функционированием коллегиальных совещательных органов, призванных определить пути выполнения возложенных на соответствующий департамент и его подразделения задач. Сочетание единоначалия и коллегиальности состоит в том, что решения совещательного органа принимаются большинством голосов, однако объявляются приказами компетентного руководителя и решениями коллегий министерства, ведомства, главного управления и т.п.
Итак, рассмотренные принципы занимают главенствующее положение в системе оперативно-розыскного законодательства, являясь олицетворением единства законодательных положений и их реализации в процессе осуществления практической деятельности.
3. Иные принципы ОРД
3.1 Морально – этические
принципы оперативно –
Мораль как социальный институт
и одна из форм общественного сознания
играет важную охранительную роль,
так как способствует формированию общественного
мнения, осуждающего противоправные действия,
создающего обстановку нетерпимости к
совершенному преступлению. Кроме того,
она определяет нравственные требования,
предъявляемые к личности самого оперативного
работника. Впервые, необходимость соблюдения
морально-этических требований в сфере
ОРД была высказана в 60-70-е гг. прошлого
столетия. Интерес к данной проблеме был
не случаен, так как неукоснительное соблюдение
законности, защита прав человека и гражданина,
вопросы профессиональной деформации
оперативных работников в значительной
мере зависят от теоретической разработки
морально-этических проблем профессиональной
деятельности сотрудников правоохранительных
органов. Таким образом, наряду с правовыми
и организационными принципами ОРД присущи
и морально-этические, под которыми понимается
совокупность норм и правил регулирующих
поведение ее субъектов в нравственном
плане. Предоставление сотрудникам органов,
осуществляющих ОРД не только правовой,
но и моральной санкции на проведение
ОРМ, налагает на них, помимо соблюдения
законности, обязанность соотносить свои
действия с нравственными требованиями,
предъявляемые к поведению сотрудников
правоохранительных органов.
Следование морально-этическим принципам характерно для общества в целом. Морально-этические принципы ОРД хотя и основываются на общих этических нормах, вырабатывают и свою систему моральных требований применительно к реализации профессиональных функций оперативными работниками. Использование негласных методов и средств в оперативно-розыскной деятельности вызвано объективной потребностью предупреждать криминальные процессы на ранних стадиях и раскрывать преступления. Без проведения ОРМ крайне трудно раскрыть наиболее тяжкие преступления и изобличить организованные преступные группы, поэтому, в данном аспекте, ОРД не только отвечает требованиям моральных норм, но и способствует их претворению в жизнь посредством борьбы с преступностью, которая является наиболее яркой формой аморального поведения.
Применительно к ОРД основными морально-этическими принципами являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, сознательность, добросовестное отношение к труду.
Принцип гуманизма
Гуманизм как нравственный принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства. В оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма – один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности.
Гуманизм в оперативно-
Невыполнение этого принципа осуждается законом и общественным мнением.
Принцип справедливости – важнейший принцип профессиональной морали сотрудника оперативного подразделения. Он охватывает все стороны общественной жизни, но наибольшее значение приобретает в правовой сфере. Справедливость предполагает равные права граждан перед законом.
Этот принцип означает, что мероприятия оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо от гражданства, пола, национальности, возраста, места проживания, образования, социального, служебного и имущественного положения и должности лиц, их политических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к иным общественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутые факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное не предусмотрено законом.
Информация о работе Понятие принципов ОРД, их система и значение