Понятие принципов ОРД, их система и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Ни при каких условиях принципы не должны быть нарушены. Они упоминаются  в ряде статей Основного закона государства. Так, в ст. 21 Конституции РФ говорится, что достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не может нарушить право частной собственности, которое охраняется законом (ст. 35 Конституции). В ст. 53 Конституции РФ закреплена норма, направленная на защиту граждан, которые могут пострадать от незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц, а так же возмещение вреда, причиненного незаконными действиями этих лиц. Одновременно эта норма имеет превентивное значение: она призвана способствовать укреплению законности в деятельности органов государственной власти. Законодательные гарантии реализуются при любых отклонениях со стороны должностных лиц ОРД путем применения к ним мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора.

Таким образом, принцип законности заключается прежде всего в том, что все участники ОРД обязаны  безусловно и точно соблюдать  нормы Конституции РФ, исполнять  законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом. Соблюдение этого принципа означает, что при осуществлении ОРД, ограничение отдельных прав и свобод человека и гражданина носит исключительный и временный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Специальные принципы  осуществления оперативно-розыскной  деятельности в России

 
Принципы конспирации и сочетания  гласных и негласных методов  и средств не применяются в других отраслях права и отличают оперативно-розыскную деятельность от других правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их относят к отраслевым (специальным) принципам.

В качестве важнейшего отраслевого  принципа ОРД законодателем определен  принцип конспирации, который отражает специфический разведывательный характер данной деятельности.

Конспирация – непременное условие  деятельности любой спецслужбы, стремящейся  сохранить втайне от противоборствующей стороны свои действия в целях  нанесения ей наибольшего урона.

По своему значению принцип конспирации  является основополагающим и системообразующим  в практике ОРД. Он взаимосвязан с  принципами законности, сочетания гласных  и негласных методов и средств  и обеспечивает реализацию конституционного принципа уважения и соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение конспирации позволяет избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации

Конспирация (скрытность, маскировка) - один из факторов ОРД, позволяющих  добиться успеха. Она позволяет сохранить  силы, средства и методы, организационные  и тактические аспекты осуществления  ОРМ по разоблачению преступников втайне от них и окружающих. Тайным способам совершения преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия. Это может достигаться путем применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.), некоторых приемов поведения (вести себя сообразно обстановке, не привлекая внимания окружающих, быть «как все»), использованием специальных помещений, легендированных предприятий, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

В ходе ОРД закон позволяет в случае необходимости уполномоченным органам, осуществляющим ОРД, право использовать документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе (ст. 15 ФЗ).

Порядок и правила конспирации  закреплены в ряде статей закона. Так, например, ст. 5 ограничивает предоставление сведений о лице, являвшемся объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации.

На руководителей  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, возложена обязанность  предоставлять уполномоченным прокурорам по их требованию подлинные оперативно-служебные  документы, послужившие основанием для заведения дел оперативного учета, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий и их учета. Также необходимо учитывать, что сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора не входят, а данные о внедренных в организованные преступные группы лицах, о штатных негласных сотрудниках, а также о тех, кто оказывает или оказывал содействие на конфиденциальной основе, предоставляются только с их письменного согласия, за исключением случаев привлечения этих лиц к уголовной ответственности.

Даже введено  ограничение для судей в праве  получения сведений о лицах, оказывающих  содействие правоохранительным органам  на конфиденциальной основе, а также  требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Законодатель  возлагает на уполномоченные органы обязанность соблюдать конспирацию  при проведении ОРМ (ст. 14) и определил  перечень сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну. Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные. К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным  сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным  сведениям следует относить все  иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Принцип конспирации  означает установление особого порядка  получения, оформления, хранения и использования  оперативно-розыскной информации, а  также обязательных правил обращения  с оперативно-служебными документами. В процессе осуществления ОРД конспирация может обеспечиваться нормативным регулированием её правил, закрытыми ведомственными приказами и инструкциями, отлаженной системой информационного взаимодействия между оперативными подразделениями, научно-методическим и материально-техническим обеспечением оперативных служб, обучением кадров оперативного состава правилам и тактическим приемам конспирации и др.

Организация и  тактика ОРД, способы конспирации  регламентированы в межведомственных и ведомственных нормативных  правовых актах, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Игнорирование принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою результативность, а с другой - уравнивает ее с точки зрения возможностей с иными видами правоохранительной деятельности.

Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных  и негласных методов и средств (они, хотя противоположны по смыслу и  автономны по содержанию, но дополняют  друг друга), обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. В законодательной формулировке анализируемого принципа употреблены термины «средства» и «методы».

Под методом  ОРД понимается совокупность приемов и способов, применяемых для решения оперативно-тактических задач в процессе практической реализации ОРМ.

Средствами ОРД  являются объекты, предметы материального  мира, при помощи которых достигается (обеспечивается) осуществление оперативно-розыскной функции. К числу средств могут быть отнесены оперативная техника, оперативные учеты, служебно-розыскные собаки и т.д.

Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств  зависит от объективно сложившейся  ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.

Негласные меры наиболее эффективны для получения  информации об условиях, способствующих совершению преступлений, о лицах, склонных к противоправным деяниям, и интенсивно используются в процессе всего конфиденциального сотрудничества граждан с оперативными сотрудниками. Применение же гласных мер более результативно при изучении жалоб, заявлений граждан, открытых источников информации, при проведении профилактики.

Принцип сочетания гласных и  негласных методов и средств  отражает сущность ОРД и поэтому включен в определение оперативно-розыскной деятельности. Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел (ст. 140 УПК РФ), а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов, заключающихся в придании им процессуальной, протокольной формы документов, которые могут выступать в качестве источников доказательств. Таким образом, принципы - это всегда главные, основополагающие начала, на которых строится все законодательство, представляя, таким образом, базис закона, как нормативно-правового акта. Применительно к ОРД принципы отражают убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных органов на сущность, цели и задачи специфической государственно-правовой формы борьбы с преступностью.

оперативный розыскной принцип  конспирация

2.3 Организационные принципы  ОРД

 
Принцип наступательности (оперативности)

Кроме перечисленных в ст.3 Закона об ОРД, выделяются и другие группы организационных принципов, выработанных оперативно-розыскной практикой. Оперативно-розыскной деятельности присущ принцип наступательности (оперативности), который означает непосредственное и быстрое принятие мер по борьбе с преступностью. В соответствии с ним оперативные работники должны проявлять наступательность и инициативу в своевременном обнаружении преступлений и принятии законных мер к лицам, их подготавливающим и совершающим, проводить целенаправленную профилактическую работу. Принцип наступательности оперативно - розыскной деятельности состоит в направленности оперативно - розыскных мероприятий на поиск сведений о признаках преступной деятельности и выявление не известных ранее лиц, намеревающихся совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно - розыскные меры должны, как правило, носить упреждающий, превентивный характер, быть направленными на предупреждение и пресечение преступлений.

Принцип оперативности (наступательности) выработан уголовно-розыскной практикой  и вытекает из содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности, а именно из ст.1, 2, п.1 ст.14 Закона об ОРД, и реализуется в процессе планирования и осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях общей и индивидуальной профилактики преступлений, предупреждения и пресечения противоправной деятельности на ранних этапах ее развития, а также благодаря проведению воспитательной работы с лицами, от которых можно ожидать совершения правонарушений, выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений и сокрытию их следов. Под оперативностью понимается система характеризующих оперативно-розыскной деятельностью уголовно-розыскную деятельность качеств, в которую входят быстрота и непрерывность уголовно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.

Оперативность состоит в том, что  оперативники и иные должностные  лица обязаны (в пределах своих полномочий):

- проводить действительную работу  по предупреждению совершения  преступлений;

- проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дела оперативного учета;

- предпринимать все предусмотренные  законодательством в области  оперативно-розыскной деятельности  действия для установления лиц,  намеревающихся совершить или  совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных уголовно процессуальным законодательством, а также выяснять причины совершения преступлений и условий, способствующих их совершению.

Этот принцип проявляется в направленности оперативно-розыскной деятельности на опережение:

- умышленного совершения лицами  общественно опасных противоправных  деяний (т.е. на предупреждение  совершения преступлений, обнаружение  их на этапе, называемом в  теории права “голым умыслом”);

- действий лиц, совершивших неоконченное  преступление (т.е. на недопущение  дальнейшего развития протекающей  преступной деятельности).

Активная профилактика не только обеспечивает наступательность, но и предполагает наиболее гуманный путь борьбы с преступностью, так как практически исключает наступление вредных последствий. В тех случаях, когда противоправное деяние уже совершено, активное применение оперативно-розыскных мер обеспечивается на стадии обнаружения и раскрытия преступления путем использования системы действий по горячим следам. Речь идет об опережении действий преступников, пытающихся скрыть или уничтожить следы содеянного, орудия преступлений, реализовать похищенное имущество, уклониться от ответственности и наказания.

Информация о работе Понятие принципов ОРД, их система и значение