Понятие террористического акта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 12:08, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является теоретическое исследование вопросов уголовно-правовой характеристики террористического акта.
Исходя из целей мы поставили следующие задачи:
раскрыть понятия «терорризм», «террор», «террористический акт»;
проанализировать правовую природу терроризма;
раскрыть уголовно-правовое содержание террористического акта;

Файлы: 1 файл

Ugolovnoe_pravo_kursovaya_tadam.docx

— 119.51 Кб (Скачать файл)

Участие в террористическом акте требует для террориста внутреннего самооправдания, хотя бы вначале. Задача: вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любое преступление.

Через "возвышенные мотивы" обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко "затягивается" на радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные (т.е.полностью подавляющие волю людей и подчиняющие их только воле "вождя" "учителя"), религиозные или идеологические секты типа "Аум Синрике" или "Красных бригад".

Длительное нахождение членов террористических групп в конспиративной обстановке при интенсивной террористической тренировке, включающей и специальные (ведущие к зомбированию) технологии психологической обработки, приводит к появлению специфической среды, которую, по аналогии с уголовной средой, можно назвать терроросредой с особым типом сознания людей, составляющих эту среду.

Одновременно оппозиционным группам населения дают понять, что в обмен на обязательства, взятые на себя терроросредой, эти группы тоже должны взять на себя обязательство поддержки террористов. Возникает своеобразная круговая порука, позволяющая лидерам терроросреды требовать от указанных групп финансирования, снабжения, укрывательства, поставки рекрутов и т.п.

Этим в террор прямо или косвенно втягиваются уже большие группы населения, создающие его социальную базу и затрудняющие создание в обществе сопротивления терроризму16.

Цель любого преступления - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремиться лицо при совершении преступления, то есть представление лица, совершающего преступление, о желаемом результате. Цель как психологическое понятие тесно связана с мотивом преступления.

В диспозиции уголовно-правовой нормы, предусмотренной в ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации, указана основная цель террористического акта - оказание воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями. Именно эта цель как обязательный признак состава преступления является критерием разграничения террористического акта с другими преступлениями, сходными по объективным признакам.

Не установив мотив и цель, которые преследовал преступник, совершая взрыв, поджога и другие общеопасные действия, нельзя с уверенностью утверждать, что речь идет именно о террористическом акте, а не каком-либо другом преступлении.

 

2.4 Субъективная сторона террористического акта

 

Борьба с терроризмом не может обойтись без точной правовой оценки целей, лежащих в его основе. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г. Президент России Владимир Путин указал, что «укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. За последние годы нами было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором. Но иллюзий быть не должно - угроза еще очень сильна, мы еще пропускаем очень чувствительные удары, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества. И нам нужно набраться мужества и продолжить работу по искоренению террора. Стоит только проявить слабость, мягкотелость - потерь будет неизмеримо больше и они могут обернуться общенациональной катастрофой».

Уголовный кодекс РФ 1996 г. впервые указал понятие терроризма, определил его цели. Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» впервые закрепил криминологическое понятие терроризма и его целей.

Статья 205 Уголовного кодекса РФ (в первоначальной редакции) в качестве целей терроризма называла нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти.

Федеральный закон РФ "О борьбе с терроризмом" (в первоначальной редакции) определял, что целями терроризма являются:

  • нарушение общественной безопасности;
  • устрашение населения;
  • оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;
  • прекращение государственной или иной политической деятельности государственного или общественного деятеля;
  • провокация войны или осложнение международных отношений.

Принятие Федерального закона РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», практически полностью отменившего положения Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом», повлекло за собой корректировку как самого понятия терроризма, так и его целей. Под целями терроризма стало пониматься противоправное воздействие на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями.

Окончательно вопрос о соотношении целей терроризма, содержащихся в Уголовном кодексе РФ и Федеральном законе о терроризме, был решен совсем недавно Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

Статья 205 Уголовного кодекса РФ получило название «Террористический акт», а цели террористического акта (как проявления терроризма в конкретном общественно опасном преступном деянии) и в Уголовном кодексе РФ, и в Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» стали определяться единообразно, как воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями.

Содержание целей терроризма, изложенное в первоначальной редакции норм Федерального закона «О борьбе с терроризмом», не соответствовало целям терроризма, закрепленным в Уголовном кодексе РФ, и выходило за их пределы. С позиций уголовного права цели терроризма по Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» были изложены достаточно непоследовательно, поскольку смешивались с целями других составов преступлений, в частности с составом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 Уголовного кодекса РФ). Однако в криминологии к терроризму относятся не только собственно террористические акты (ст. 205 Уголовного кодекса РФ) и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 Уголовного кодекса РФ), но и такие преступления, как похищение человека, захват заложника и некоторые другие, суть которых состоит в устрашении.

Цели терроризма, указанные в первоначальной редакции статьи 205 Уголовного кодекса РФ «Терроризм», были сформулированы и изложены непоследовательно с точки зрения методологии цели, что, возможно, и явилось одной из причин их корректировки.

Анализ первоначальной редакции ст. 205 Уголовного кодекса РФ «Терроризм» показывает, что такие цели, как нарушение общественной безопасности и устрашение населения, являются ближайшими (промежуточными) целями (задачами) терроризма, а оказание воздействия на принятие решений органами власти - его перспективной (конечной) целью.

Нарушение общественной безопасности и устрашение населения представляют собой средство для реализации основной цели террористов, на достижение которой направлены все их действия и бездействие, - заставить органы власти принять выгодное террористам решение.

Очевидно, что само по себе нарушение общественной безопасности либо устрашение населения не могут считаться целями терроризма. Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий только в этих целях еще не позволяет квалифицировать содеянное как терроризм. Указанные ближайшие цели служат этапом в достижении основной цели террористов - оказании воздействия на принятие решений органами власти - и являются средством достижения данной цели.

Особенность цели терроризма заключается в том, что она оправдывает исключительно общественно опасные средства своего достижения, в связи с чем деятельность лица становится преступной не только в силу объективных признаков общественно опасного деяния, но и благодаря ее общей целевой направленности. Уголовно-правовую оценку получать должны не цель, средство и результат изолированно друг от друга, а целенаправленная деятельность в целом.

В диспозиции первоначальной редакции статьи о терроризме законодатель необоснованно свел к одному знаменателю цели разного уровня, находящиеся друг с другом в отношениях зависимости и соподчинения. Так, цели нарушения общественной безопасности и устрашения населения имеют вспомогательное значение по отношению к цели оказания воздействия на принятие решений органами власти. Для правильной квалификации терроризма правовое значение приобретает установление его конечной, а не промежуточных целей.

Таким образом, несмотря на достаточно последовательное изложение законодателем новой редакции ст. 205 Уголовного кодекса РФ «Террористический акт», в порядке de lege ferenda можно предложить обоснованную с позиции методологии цели редакцию ч. 1 ст. 205 Уголовного кодекса РФ: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, направленное на нарушение общественной безопасности и устрашение населения с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти и (или) международными организациями, а также угроза совершения указанных действий с той же целью».

Террористический акт - многообъектное деяние, которое имеет основной непосредственный объект - общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность, и альтернативные дополнительные непосредственные объекты.

Таким образом, несмотря на достаточно последовательное изложение законодателем новой редакции ст. 205 Уголовного кодекса РФ «Террористический акт», в порядке de lege ferenda можно предложить обоснованную с позиции методологии цели редакцию ч. 1 ст. 205 Уголовного кодекса РФ: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, направленное на нарушение общественной безопасности и устрашение населения с целью оказания воздействия на принятие решений органами власти и (или) международными организациями, а также угроза совершения указанных действий с той же целью».

С учетом изложенного видоизменение основного состава терроризма насущно необходимо и должно осуществляться путем введения оценочной категории «имущественный ущерб в крупном размере», с последующей формализацией границ усмотрения указанием в примечании к статье нижнего предела этого ущерба в стоимостном эквиваленте.

Размер указанного ущерба может быть определен на основе средних показателей, определяемых путем анализа складывающейся судебной практики, строящихся на факторах, «носящих исключительно социальный характер, на потребностях и интересах общества, а также общественном правосознании.

Глава III. Квалифицирующие признаки террористического акта

3.1 Квалифицированные  составы ст. 205 УК РФ

 

В части 2 ст. 205 УК РФ «террористический акт» до декабря 2008 года были предусмотрены два квалифицированных состава преступления. Первый – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, то есть лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления (п. «а»). Второй – совершение преступления с применением огнестрельного оружия (п. «в»).

В 2008 году, на основании Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодетельные акты РФ по вопросам противодействия терроризму»17 часть 2 ст. 205 УК РФ была дополнена п. «б», и к квалифицированному составу статьи стали относиться «действия, повлекшие по неосторожности смерть человека» (ранее этот состав относился к ч.3. данной статьи). На основании этого же Закона, пункт «а» части 2 ст. 205 УК РФ был дополнен словами «или организованной группой» (изъятыми из ч.3 данной статьи). Пункт «б», касающийся применения оружия был заменен на п. «б» касающийся причинения в ходе террористического акта значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, что также ранее относилось к ч.3 ст. 205 УК РФ.

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору имеет место в случаях, когда сговор между не менее чем двумя субъектами преступления состоялся заранее, до начала совершения преступления. Это обеспечивает взаимную осведомленность о том, в совершении какого именно преступления предполагается участвовать и в какой роли, а также более высокий уровень согласованности действий этих лиц. Время, прошедшее от достижения согласия до начала совершения преступления, не влияет на определение формы соучастия.

Сговор, как правило, касается целей совершения преступления, способа, места, времени, орудий совершения преступления. Форма сговора не имеет уголовно-правового значения. Она может быть словесная (устная или письменная), молчаливая, выраженная жестами, мимикой. Способ сговора – путем непосредственного общения, передачи согласия через третьих лиц или с помощью средств связи – также не важен. Мотивы достижения соглашения могут быть различными: корысть, месть, политические взгляды, самоутверждение и т.п.

В теории и на практике неоднозначно решается вопрос о возможности признания группой лиц по предварительному сговору формы соучастия с распределением ролей. Законодательная формулировка части 2 ст. 35 УК РФ не исключает такой возможности. Законодатель не случайно классифицирует виды соучастников и формы соучастия в разных нормах, не смешивая их признаки. Таким образом, распределение ролей может быть при любой форме соучастия (кроме группы лиц без предварительного сговора, о чем прямо сказано в законе).

Информация о работе Понятие террористического акта