Понятие, задачи и место прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Россия - федеративное государство с самой большой территорией в мире, с национально-территориальным делением, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти - явление уникальное. Именно она призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти. В современной литературе верно отмечается, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них. В условиях России эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили. Мельников Н.В. Прокурорская власть//Государство и право. - 2002. - №2. - С.15.

Содержание работы

Введение 3-4стр
1.Понятие, задачи и место прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации 5стр
2.Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ 6-7стр
3.Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации 8стр
4. Функции, выполняемые прокуратурой РФ 9-12стр
5. Система и структура органов прокуратуры РФ 13-18стр
6. Проблемы развития прокуратуры РФ 19-20стр
Заключение 21стр
Список литературы 22стр

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Председатель  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой прокуратуры страны. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации руководит  системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Он имеет  первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Генерального прокурора РФ. В Генеральной  прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет  советников, старших помощников и  старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда  оплаты труда устанавливает штаты  и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. Каждое из этих подразделений действует в соответствии с Положением о нем, утвержденным Генеральным прокурором РФ. В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ действуют Главные управления, подразделяемые на управления и отделы, и управления с входящими в них отделами. В их числе: Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; Главное управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью; Главное управление международно-правового сотрудничества; Главное организационно-инспекторское управление; Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры; а также Главное управление в Южном федеральном округе. В других федеральных округах действуют управления с дислокацией на территории соответствующих округов.

В составе  Генеральной прокуратуры РФ также  действуют: управление по надзору за расследованием особо важных дел, управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, управление по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Имеются управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, управление по надзору за исполнением уголовных наказаний, правовое управление, управление взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью, управлением кадров.

Указом Президента РФ от 13.05.2000 №849 «О полномочном представителе  Президента Российской Федерации в  федеральном округе» созданы  семь федеральных округов на территории РФ. В связи с этим в составе Генеральной прокуратуры РФ на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 №98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» образованы управления в соответствующих федеральных округах. Действует только Главное управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе (с дислокацией в г. Ессентуки Ставропольского края). Главное управление и его отделы являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ и размещаются непосредственно в центрах федеральных округов - в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске.

На Главное  управление и управления в федеральных округах возложены:

· обеспечение  соблюдения на территории федерального округа положений Конституции и  других федеральных законов в  сфере государственного строительства  и федерализма;

· надзор за исполнением  законов федеральными органами исполнительной власти в федеральном округе;

· координация  деятельности по борьбе с преступностью  федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе, осуществляющих ОРД, дознание и предварительное  следствие;

· руководство  и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма.

В Генеральной  прокуратуре действует научно-консультативный  совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью  органов прокуратуры, и выработки необходимых рекомендаций. Аппарат Генеральной прокуратуры РФ является интегрированным руководителем прокурорской системы. Его подразделения осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур, иных нижестоящих органов прокуратуры. В соответствии с Конституцией РФ органы прокуратуры действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Территориальные органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. В субъектах РФ действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов, и иных административно-территориальных единиц (территориальных округов и областей), входящих в состав соответствующего субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов  с районным делением руководят деятельностью  районных приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения  об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесенным к их компетенции. Все территориальные прокуроры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответствии с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.

Организация и деятельность специализированных прокуратур с современных условиях предопределяется необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. В настоящее время функционируют следующие специализированные прокуратуры, организованные не по традиционному (административно-территориальному), а по специальному принципу: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), которые осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений и на территориях.

Прокуратура ЗАТО является специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских образованиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции. Прокурор ЗАТО, осуществляющий надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняется прокурору соответствующего субъекта РФ, на территории которого дислоцирован.

Специализированные  природоохранные прокуратуры и  прокуратуры по надзору за исполнением  законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы состоят в составе  прокуратур субъектов РФ. При этом общие принципы организации и  деятельности прокуратуры распространяются на них в полной мере.

Специализированные  природоохранные прокуратуры создаются  в регионах для оптимизации выполнения возложенных на прокуратуру функций  в сфере экологии. Действуют они  на правах областных. В субъектах  РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.

Специализированные  прокуратуры по надзору за соблюдением  законов при исполнении уголовных  наказаний созданы в целях  усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания  в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ. На них возложен надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы.

Военные, транспортные и природоохранные прокуратуры  осуществляют свои функции в специфических  сферах правовых отношений, не связанных с территориальным делением страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, формирование и функционирование которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением страны. Принцип организации таких прокуратур можно назвать «производственным». В сфере действия этих прокуратур хозяйственные, государственно-правовые структуры организуются и функционируют преимущественно на иных организационных принципах («линейный» принцип организации управления железными дорогами; принцип «порта приписки» на морском и речном транспорте; внетерриториальные принципы (виды и рода войск, округа и др.) формирования Вооруженных Сил РФ). Экологические правонарушения и их последствия также возникают и развиваются не по административно-территориальным признакам, а под влиянием экологических, естественно-географических, и природных закономерностей.Специализированные прокуратуры являются элементами единой системы органов прокуратуры. На них распространяются общие принципы организации и деятельности прокуратур.

Военные прокуратуры  возглавляет Главная военная  прокуратура, которая является структурным  подразделением Генеральной прокуратуры  РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами строительства Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота и включают: Главную военную прокуратуру; военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ; Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Органы военной  прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, который, как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и  органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными  нормативно-правовыми актами. Их компетенция  распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Минобороны России, федеральные органы государственной охраны, Службу внешней разведки, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также воинские формирования других Министерств и ведомств.

5 июня 2007 года  в Закон о прокуратуре внесены  изменения, согласно которым при  прокуратуре РФ создан Следственный комитет. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 05.06.2007 №87-ФЗ.

Следственный  комитет при прокуратуре Российской Федерации является органом прокуратуры  Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре  Российской Федерации проводят предварительное  следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их компетенции. Следственный комитет при прокуратуре РФ возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должности и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Систему Следственного  комитета при прокуратуре Российской Федерации составляют: Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по военным округам, флотам, Ракетным войскам стратегического назначения и другие военные следственные управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным управлениям Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, а также следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам и приравненные к ним специализированные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, в том числе военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по объединениям, соединениям, гарнизонам и другие военные следственные отделы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, приравненные к следственным отделам Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам.

Информация о работе Понятие, задачи и место прокуратуры в системе правоохранительных органов Российской Федерации