Порядок назначения на должность судьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Файлы: 1 файл

артикул.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

 

 Порядок назначения на должность судьи 

 

Судьей может быть гражданин  Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для  кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Для кандидатов на должность вышестоящих  судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.

Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов  общей юрисдикции и системы арбитражных  судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и  Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может  быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются  и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.

Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие  требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.

Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.

Механизм назначения на должность  судьи включает в себя несколько  этапов:

1) отбор и выдвижение кандидатов;

2) сдача квалификационного экзамена;

3) рассмотрение квалификационной  коллегией заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи;

4) вынесение заключения квалификационной  коллегией о даче рекомендации или отказе в нем.

Положительное заключение представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.

Судьи судов общей юрисдикции и  арбитражных судов назначаются  Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Президент в месячный срок со дня  поступления материалов назначает  судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Судьи Конституционного Суда РФ назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конституционного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Федерации и Государственной  Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, высшие судебные органы, федеральные юридические  ведомства, юридические научные  и учебные заведения.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.

Статус судей

Правосудие в Российской Федерации  осуществляется только судом. Подавляющее  большинство дел рассматривается  районным, городским, областными судами. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судьи несменяемы, неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.

Разбирательство дела во всех судах  открытое. В судопроизводстве осуществляются принципы состязательности и равноправия  сторон. Предусмотрено участие присяжных  заседателей в судопроизводстве - в случаях, предусмотренных федеральным законом. Присяжные заседатели участвуют, например в рассмотрении дел о тяжких преступлениях.

В систему судебной власти РФ входят следующие суды: Конституционный  Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

Статус Судей:

1. Исключить согласование кандидатур  судей с местными законодательными  органами - их влияние возможно  в виде делегирования юридической  и научной общественности в  квалификационные коллегии судей,  где эта общественность будет  составлять одну треть общего  состава (это предложение очень  коварно, за первую половину  судьи голосуют двумя руками, со второй частью судейский  корпус как минимум молчаливо  не согласен. )

2. В субъектах федерации в  квалификационных коллегиях судей  должен быть один представитель  Президента России

3. Ограничить срок пребывания  в должности: для судей районных  судов - 65 годами, остальных - 75 годами

4. Пребывание в должности председателя  суда ограничить

а) для Верховного суда и Высшего  арбитражного - 10 годами

б) для судов субъектов федерации - 7 годами

в) для районных судов - 5 годами

5. Проводить первичное назначение  судей на 3 года (кроме лиц, назначаемых  с судейских должностей и в  высшие суды).

6. Установить порядок назначения  и освобождения председателей  районных судов (их замов) как  не имеющих процессуальных полномочий  по должности председателем ВС.

7. Сформулировать в законе перечень  прав и обязанностей председателей  судов всех уровней.

8. Предусмотреть возможность досрочного  освобождения председателей судов  с сохранением полномочий судьи,  предусмотрев перечень оснований  для такого освобождения.

9. В законе "О статусе судей"  привести исчерпывающий перечень  оснований для досрочного прекращения  полномочий судьи.

10. Предусмотреть основания для  осуществления медицинского освидетельствования  судьи для определения его  пригодности по состоянию здоровья.

11. В качестве основания для  досрочного прекращения полномочий  предусмотреть наличие судимости  близких родственников при условии  осведомленности судьи о преступном  событии.

12. Предусмотреть возможность перевода  судей федеральных судов с  их согласия в суд того же  уровня на равную должность  в упрощенном порядке - приказом  председателя ВС.

13. Дисциплинарная ответственность  для судей, налагаемая в порядке,  предусмотренном для досрочного  освобождения.

14. Право возбуждения уголовного  дела в отношении судей не  только для генпрокурора, но и  для его заместителей.

15. Установить, что привлечение  судьи в качестве обвиняемого  по уголовному делу, осуществления  в отношении судьи следственных  действий и оперативно-разыскных мероприятий, предусмотренных главами 22, 23 и 25 Конституции РФ, производится на основании судебного решения вышестоящим судом в коллегиальном составе.

16. Законодательно урегулировать  регламент проверки профкачеств кандидата в судьи.

17. Принять Положение о конкурсе  на замещение судейских вакансий.

18. Ввести принцип "роста судьи  на месте", обеспечив его рядом мер, например, введением вознаграждения за квалификационный класс.

19. Для всех федеральных судей  ввести должность помощников.

20. Отказ Квалификационной Коллегии  Судей в приеме на должность  судьи не может быть опротестован  в судебном порядке.

При внимательном изучении можно понять следующее. Рабочая группа

а) продумала механизмы повышения  ответственности судьи за отправление  правосудия;

б) разделалась тремя абзацами с  пожизненным статусом судей;

в) а главное, чтобы избежать волокиты, предложила отменить согласование новых  кандидатур судей с законодательным  органом субъекта РФ.

Принципиальна дискуссия о "пожизненном  статусе судьи".

Считается, что если судья лишится "пожизненного статуса", он станет зависим, поскольку, скажем, торговать  в ларек бывшего судью уже  никто не пустит. Однако вопрос этот специально запутывается ньюсмейкерами, а проблема подменяется.

Изначально предложения были направлены не против пожизненного статуса судей, а против пожизненного статуса начальников  судей - председателей судов и  членов президиумов. Многие судьи сами говорят: уберите от нас пожизненных  начальников, которые к тому же, вопреки  логике правого государства, имеют  право отменять судебные решения. Судя по всему, авторы концепции пытались с этим вопросом разобраться.

Однако конечный результат - это  равнодействующая многих усилий. Это  надо четко понимать.

Поправки в концепцию радикальной  судебной реформы, которые делаются в дискуссии, организованной по правилам междусобойчика, диаметрально меняют ее суть. И даже не по злому умыслу - так функционирует бюрократия. Совет судей не только пытается сохранить  пожизненный статус начальников, но и право Президиума отменять судебное решение. А реформаторы, вынимая  одни "надсудебные органы", почему-то пытаются прибавить другой - Совет судебной власти.

"Интересно, что в "раздаточный  материал" не попало еще одно  фигурировавшее вначале предложение  администрации Президента, - пишет  "Страна.Ru". - Речь в нем шла о создании Совета судебной власти - некоего триумвирата из руководителей трех ветвей судебной власти. Совету предполагалось отдать очень важные функции. Например, в его ведение попадали решение вопроса о приостановке полномочий судей, разрешения на привлечение судьи к уголовной ответственности (сейчас находящиеся в руках квалификационной коллегии, состоящей исключительно из судей) и практически все вопросы материально-технического обеспечения судебной системы. Президиум Совета судей резко восстал против такого предложения, усмотрев в нем 17 января "попытки создать орган контроля, стоящий над судами", противоречащий Конституции и ограничивающий самостоятельность судебной системы.

Отвлечемся ненадолго от судебной реформы.

Либеральные журналисты "набросились" на Путина за то, что тот отозвал  свой законопроект, ограничивающий права  прокуратуры. "Беда в том, что у  Путина явно отсутствует четкая позиция  по ключевому вопросу объявленной  им правовой реформы, - пишет Дмитрий  Пинскер в журнале "Итоги". - Свидетельством тому та легкость, с  которой глава государства уступает требованиям различных лоббистских  группировок и вносит-отзывает столь  принципиальный законопроект. Но беда еще и в том, - и это, наверное, самый главный вывод, который  можно сделать из всей этой истории, - что Владимир Путин, демонстрируя жесткость и непреклонность в  отношении бизнеса, СМИ и губернаторов, пасует перед силовиками, на которых  за минувший год уже привык опираться".

После такого комментария можно  сделать вывод, что прокуратура, отбив либеральную атаку, немыслимо  укрепилась. В действительности, дело обстоит не так.. Работники прокуратуры тоже читают концепции и приходят к прямо противоположному к выводу, что прокурора из процесса скоро будут убирать. Коме тех случаев, когда сам прокурор инициирует судебное разбирательство и выступает истцом.

И дело не только в том, что, элементарно, они лишатся работы, а еще и  в том, что судебный процесс лишается "стороны", представляющей в процессе позицию государственного органа. Хорошо это будет или плохо? Между  прочим, сами заявители обычно требуют  участия прокурора в процессах, по принципу "одна голова хорошо, а  три лучше", и очень часто  требуют коллегиального рассмотрения дела, особенно в тех случаях, когда  считают, что попираются справедливость и принципы демократии.

Информация о работе Порядок назначения на должность судьи