Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, реферат
Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Порядок назначения на должность судьи
Судьей может быть гражданин
Российской Федерации, достигший 25 лет,
имеющий высшее юридическое обр
Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Для кандидатов на должность вышестоящих
судов установлены повышенные требования,
что связано с большей
Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.
Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.
Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.
Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.
Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:
1) отбор и выдвижение кандидатов;
2) сдача квалификационного
3) рассмотрение квалификационной коллегией заявления о даче рекомендации для занятия должности судьи;
4) вынесение заключения
Положительное заключение представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.
Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.
Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.
Судьи Конституционного Суда РФ назначаются
Советом Федерации по представлению
Президента РФ. Представления о кандидатах
на должность судей
Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.
Статус судей
Правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судом. Подавляющее
большинство дел
Разбирательство дела во всех судах
открытое. В судопроизводстве осуществляются
принципы состязательности и равноправия
сторон. Предусмотрено участие
В систему судебной власти РФ входят следующие суды: Конституционный Суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
Статус Судей:
1. Исключить согласование
2. В субъектах федерации в
квалификационных коллегиях
3. Ограничить срок пребывания
в должности: для судей
4. Пребывание в должности
а) для Верховного суда и Высшего арбитражного - 10 годами
б) для судов субъектов федерации - 7 годами
в) для районных судов - 5 годами
5. Проводить первичное
6. Установить порядок назначения
и освобождения председателей
районных судов (их замов) как
не имеющих процессуальных
7. Сформулировать в законе
8. Предусмотреть возможность
9. В законе "О статусе судей"
привести исчерпывающий
10. Предусмотреть основания для
осуществления медицинского
11. В качестве основания для
досрочного прекращения
12. Предусмотреть возможность
13. Дисциплинарная
14. Право возбуждения уголовного дела в отношении судей не только для генпрокурора, но и для его заместителей.
15. Установить, что привлечение
судьи в качестве обвиняемого
по уголовному делу, осуществления
в отношении судьи
16. Законодательно урегулировать регламент проверки профкачеств кандидата в судьи.
17. Принять Положение о конкурсе
на замещение судейских
18. Ввести принцип "роста судьи на месте", обеспечив его рядом мер, например, введением вознаграждения за квалификационный класс.
19. Для всех федеральных судей ввести должность помощников.
20. Отказ Квалификационной
При внимательном изучении можно понять следующее. Рабочая группа
а) продумала механизмы повышения ответственности судьи за отправление правосудия;
б) разделалась тремя абзацами с пожизненным статусом судей;
в) а главное, чтобы избежать волокиты, предложила отменить согласование новых кандидатур судей с законодательным органом субъекта РФ.
Принципиальна дискуссия о "пожизненном статусе судьи".
Считается, что если судья лишится "пожизненного статуса", он станет зависим, поскольку, скажем, торговать в ларек бывшего судью уже никто не пустит. Однако вопрос этот специально запутывается ньюсмейкерами, а проблема подменяется.
Изначально предложения были направлены не против пожизненного статуса судей, а против пожизненного статуса начальников судей - председателей судов и членов президиумов. Многие судьи сами говорят: уберите от нас пожизненных начальников, которые к тому же, вопреки логике правого государства, имеют право отменять судебные решения. Судя по всему, авторы концепции пытались с этим вопросом разобраться.
Однако конечный результат - это равнодействующая многих усилий. Это надо четко понимать.
Поправки в концепцию
"Интересно, что в "
Отвлечемся ненадолго от судебной реформы.
Либеральные журналисты "набросились"
на Путина за то, что тот отозвал
свой законопроект, ограничивающий права
прокуратуры. "Беда в том, что у
Путина явно отсутствует четкая позиция
по ключевому вопросу объявленной
им правовой реформы, - пишет Дмитрий
Пинскер в журнале "Итоги". -
Свидетельством тому та легкость, с
которой глава государства
После такого комментария можно сделать вывод, что прокуратура, отбив либеральную атаку, немыслимо укрепилась. В действительности, дело обстоит не так.. Работники прокуратуры тоже читают концепции и приходят к прямо противоположному к выводу, что прокурора из процесса скоро будут убирать. Коме тех случаев, когда сам прокурор инициирует судебное разбирательство и выступает истцом.
И дело не только в том, что, элементарно, они лишатся работы, а еще и в том, что судебный процесс лишается "стороны", представляющей в процессе позицию государственного органа. Хорошо это будет или плохо? Между прочим, сами заявители обычно требуют участия прокурора в процессах, по принципу "одна голова хорошо, а три лучше", и очень часто требуют коллегиального рассмотрения дела, особенно в тех случаях, когда считают, что попираются справедливость и принципы демократии.