Порядок назначения на должность судьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:39, реферат

Описание работы

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Файлы: 1 файл

артикул.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

В основе всей судебной реформы у  нас в стране лежит концепция, которая была представлена президентом  Ельциным парламенту и была одобрена им в октябре 1991 года - сразу после  путча. Затем начался длительный, сложный период реформирования судебной системы, которая, разумеется, не могла  оставаться в прежнем виде. В тоталитарном государстве судебной власти как  таковой вообще нет. Те суды, что  существовали, не были представителями  независимой судебной власти. Они  были полностью зависимы прежде всего от партийных органов и ими формировались. И потому встала эта очень сложная проблема реформирования судебной системы. Для этого потребовались усилия очень многих лиц, организаций. Появился целый ряд новых законов.

Важнейшим этапом в процессе становления  судебной системы новой России стало  принятие Конституции в 1993 году. Все  основные положения концепции отражены в главе Конституции о судебной власти. Закреплены раньше декларативно провозглашавшиеся принципы: независимость судебной власти, несменяемость, неприкосновенность судей. Надо было принять очень много новых законов. В числе их закон о статусе судей, закон о конституционном суде, федеральный конституционный закон о судебной системе, принятие которого шло на протяжении трех лет, закон, по которому стала действовать система судов присяжных. Недавно введен институт мировых судей. И потому утверждения представителей СМИ, что судебная реформа не состоялась, неверны.

Когда создается система судов, система видов судопроизводства, необходимо не потерять из виду ориентацию, которая диктуется принципом  доступности. Статья 46 Конституции, которая  говорит о том, что граждане обеспечиваются судебной защитой, - это очень важная норма.

Традиционным для нашего общества в прежние десятилетия стало  обращение за справедливостью, минуя  суд. Раньше шли в партийные органы, прокуратуру, советские органы. Но ведь человечество давно уже пришло к  выводу, что наилучший вид разрешения конфликтов - это судебная система. Ее у нас раньше, по существу, не было, и теперь проблема состоит в том, чтобы каждый гражданин в любом  месте мог обратиться непосредственно  в суд за защитой.

Исходя из этого принципа доступности  правосудия авторы концепции судебной реформы предлагали создать такую систему судов, которая не совпадала бы с системой исполнительных органов, с административно-территориальным делением. Административно-территориальное деление может исходить из соображений политического свойства, а при построении системы судов есть только один принцип - любой человек в любое время должен иметь возможность обратиться в суд.

Эта идея в целом не была реализована  в системе общих судов. Тем  не менее медленно, трудно, но она пробивает себе дорогу. Это самое важное. В соответствии с концепцией судебной реформы предлагалось создать мировые участки, существовавшие в дореволюционной России.

Кстати говоря, концепция судебной реформы не копирует западные схемы, она ориентирована на то, чтобы  восстановить законодательные схемы, которые были в дореволюционной  России.

Россия в начале века была правовым государством с хорошо развитой судебной системой, которая была не хуже, а  может быть, и лучше судебной системы  западных стран.

Так вот в концепции реформы  речь идет о том, чтобы восстановить участки мировых судей. Закон  о мировых судьях как раз и  восстанавливает этот принцип, по которому на 15-30 тысяч населения должен быть мировой судья. Это не обязательно  должен быть районный центр или город. Просто живет 15 тысяч человек, и они  должны иметь возможность обратиться к своему мировому судье.

Следующим уровнем судебной системы  должен быть судебный район. И хотя в целом в стране районные суды работают именно в административном районе, но тем не менее в Москве, например, в силу специфики столицы появились межмуниципальные суды, юрисдикция которых распространяется не на район, а на ряд районов.

Далее создаются судебные округа, которые также не совпадали бы с областями, республиками, краями. И наконец, на верхнем уровне этой системы - Верховный суд.

Что же получается сейчас? Мировые  судьи и их участки формируются  строго по принципу доступности правосудия. В судах общей юрисдикции районные суды фактически существуют на основе административно-территориального деления.

В соответствии с новым законопроектом об административных судах появляется 21 округ.

Кроме того, существуют уже округа арбитражных судов. Эта сложная  система может затруднить отправление  правосудия. Некоторые полагают, что  должны быть созданы единые судебные округа. Это не значит, что единый окружной суд должен решать и арбитражные  и административные дела, это уже  другой вопрос. Но то, что должен быть единый судебный округ, - это очень  важно.

Люди же не обязаны знать все  эти тонкости с разнообразными округами. Он придет в один суд, а его отправят в другой. Поэтому идея единого  судебного округа должна быть в конце концов последовательно разрешена.

Мировые судебные участки по закону насчитывают от 15 до 30 тысяч человек, предположим, что тогда судебные районы будут создаваться для 100-150 тысяч человек (эти цифры условные) независимо от административно-территориального деления, 500 тысяч или миллион - судебный округ.

Судебная система должна строиться  не так, как удобно властям, а так, как удобно населению. Именно такой  взгляд на судебную реформу у Сергея Вицина, одного из ее авторов.

Существеннейшим признаком независимости  судей является их несменяемость. Здесь  возможны различные варианты. Кстати, мировые судьи назначаются или  избираются на срок до 5 лет, здесь срок четко обозначен. Судьи Конституционного суда назначаются Советом Федерации  на 15 лет до достижения 70 лет. Временные  ограничения уже существуют. А  судьи судов общей юрисдикции и судьи арбитражных судов  сейчас назначаются пожизненно. Многие сходятся во мнении, что судьи в  принципе должны быть несменяемыми.

Основными направлениями совершенствования  судоустройства являются:

1. Совершенствование взаимодействия  ветвей судебной власти.

2. Совершенствование системы конституционного  правосудия.

3. Структурирование и дифференциация  судебных органов на основе  их специализации не только  по видам правоотношений, но и  по отдельным категориям дел.

4. Совершенствование правового  механизма участия граждан в  отправлении правосудия.

5. Развитие правовых институтов, альтернативных судебной системе.

Статья 20. Меры социальной защиты судьи и  членов его семьи 

 

1. Жизнь, здоровье и  имущество судьи подлежат обязательному  государственному страхованию за  счет средств федерального бюджета.  При этом жизнь и здоровье  судьи подлежат страхованию на  сумму его пятнадцатилетней заработной  платы.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

2. Органы государственного  страхования выплачивают страховые  суммы в случаях:

гибели (смерти) судьи в  период работы либо после увольнения с должности, если она наступила  вследствие телесных повреждений или  иного повреждения здоровья, - его  наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи;

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

причинения судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере трехлетней заработной платы судьи;

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

причинения судье телесных повреждений или иного повреждения  здоровья, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали  дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в  размере годовой заработной платы  судьи.

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

3. В случае причинения  судье увечья или иного повреждения  здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается возмещение в виде заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

При этом пенсия по инвалидности, назначенная судье в связи  с увечьем, а равно другие виды пенсий, назначенные как до, так  и после увечья, в счет возмещения вреда не засчитываются. Также не засчитываются в счет возмещения вреда заработок, получаемый потерпевшим  судьей после увечья, а также выплаты, полученные им по обязательному государственному страхованию.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 разъяснено, что к членам семьи судьи относятся супруг(а), родители и дети, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство.

4. В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы занимающего соответствующую должность судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца, а равно иных пенсий, заработков, стипендий и других доходов.

Указанный порядок выплаты  применяется и в случае гибели (смерти) пребывавшего в отставке судьи, членам семьи которого, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается  возмещение исходя из размера назначенного судье пожизненного содержания.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

5. Ущерб, причиненный уничтожением  или повреждением имущества, принадлежащего  судье или членам его семьи,  подлежит возмещению ему или  членам его семьи в полном  объеме.

(в ред. Федерального закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

6. Выплаты по возмещению  вреда, предусмотренные пунктами 3, 4 и 5 настоящей статьи, производятся за счет федерального бюджета.

7. Правила, содержащиеся  в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, не применяются, если в предусмотренном законом порядке будет установлено, что причинение вреда судье и членам его семьи не связано со служебной деятельностью судьи.

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.06.1995 N 91-ФЗ)

Статья 20.1. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 135-ФЗ)

1. Судья, впервые назначенный  на должность судьи, проходит  профессиональную переподготовку.

Судья федерального суда, впервые  назначенный на должность судьи, проходит профессиональную переподготовку в формах обучения в образовательных  учреждениях высшего профессионального  и дополнительного профессионального  образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде с сохранением  на этот период заработной платы.

Порядок и сроки прохождения  судьей профессиональной переподготовки по указанным формам, а также основания  освобождения судьи от прохождения  профессиональной переподготовки определяются соответственно Верховным Судом  Российской Федерации и Высшим Арбитражным  Судом Российской Федерации.

Общая продолжительность  профессиональной переподготовки судьи  не может превышать шесть месяцев.

Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в  стаж работы в должности судьи.

По результатам прохождения  профессиональной переподготовки судье  федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается  квалификационный класс.

2. Судья обязан повышать  квалификацию.

Повышение квалификации судей  федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением  на этот период заработной платы в  формах обучения в образовательных  учреждениях высшего профессионального  и дополнительного профессионального  образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде, а также  в иных формах. Порядок, сроки и иные формы прохождения судьей повышения квалификации определяются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

3. Порядок, сроки и формы  прохождения профессиональной переподготовки  и повышения квалификации мировых  судей и судей конституционных  (уставных) судов субъектов Российской  Федерации определяются законами  субъектов Российской Федерации.

4. Профессиональная переподготовка  и повышение квалификации судей  осуществляются для судей федеральных  судов за счет бюджетных ассигнований  федерального бюджета, а для  мировых судей и судей конституционных  (уставных) судов субъектов Российской  Федерации - за счет ассигнований  бюджета соответствующего субъекта  Российской Федерации.

1. Понятие, значение и объективный  характер функций государства

Любое государство с разной степенью активности, но постоянно  действует, ибо пассивность, бездеятельность  противопоказаны самой его природе  и назначению. В данной главе государство  и рассматривается с его функциональной, деятельностной стороны. Функциональный подход, во-первых, помогает глубже усвоить само понятие государства, увидеть его историческое предназначение и роль в жизни общества; во-вторых, дает возможность научно очертить содержание деятельности государства, его механизм в конкретных исторических условиях; в-третьих, служит целям совершенствования организационной структуры государства для качественного осуществления государственного управления. 
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. 
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства. 
1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др. 
2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом. 
3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. 
4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. 
5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами. 
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению. 
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями. 
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других. 
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. 
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне-главная задача военного ведомства. 
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.

Функции государства  и функции государственных органов

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Данная проблема имеет двоякое  значение: теоретическое и практическое. В теоретическом отношении решение  поставленного вопроса углубляет  познания о функциях государства. В  практическом плане определенное разграничение  указанных понятий направлено на совершенствование структуры и  повседневной деятельности государственных  органов

Функции государства – такие направления деятельности государства, в которых непосредственно выражается его сущность как социального явления.

Функции государственных  органов подобным качеством обладать не могут; в них сущность государства не получает непосредственного выражения.

Функции государства выполняются  всеми или многими государственными органами, однако зачастую отдельные  органы играют приоритетную роль в  деле осуществления какой-либо функции  государства.

Под функциями органов  обычно понимаются их конкретные цели и полномочия (компетенция).

Функции органа государства  и его компетенция -не совпадающие понятия. Функции органов государства представляют собой отдельные направления в содержании их практической деятельности. Компетенция же есть выражение функций в полномочиях органа, его правах и обязанностях, т.е. правовое установление их объема и границ.

Таким образом, функции государственных  органов являются юридическим понятием. Их содержание находится в зависимости  от волевых установлений государства, которые определяются объективной  действительностью, материальными  условиями жизни общества. Тем  не менее содержание функций государственных органов устанавливается и изменяется государством в лице тех же органов и их должностных лиц.

В отличие от функций государственных  органов, функции государства выступают  как политико-философское понятие. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Перед государством не может стоять вопрос: осуществлять или не осуществлять ему свои функции. Их проведение обязательно и необходимо для существования и развития всякого государства, так как в функциях выражается его сущность, его внутренняя природа.

Функции государственных  органов по своему содержанию подчинены  функциям государства, их целям и  требованиям. Поэтому деятельность государственных органов должна быть строго согласована с функциями  государства. Это правило распространяется на законы и иные нормативные акты, формулирующие права и обязанности  органов государства, т.е. их функции.

Понятие функций государственных  органов не тождественно понятию  конкретных действий этих органов. Функции  государственных органов стоят  ближе к конкретной деятельности, нежели функции самого государства. Однако как ни близки функции государственных  органов к их практической деятельности, эти понятия не равнозначны друг другу. Конкретные акции государственных  органов означают осуществление  их полномочий, т.е. реализацию их функций, а не сами функции.

Из этого вытекает, что  функции государственных органов  являются понятием общим по отношению  к их практическим действиям. Однако оно более конкретно по сравнению  с понятием функций государства. Следовательно, функции государственных  органов располагаются между  функциями государства и его  практической деятельностью.

Информация о работе Порядок назначения на должность судьи