Построения системы и видов наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития нашего общества уголовное наказание, являясь одной из мер государственного принуждения, призвано играть немалую роль в борьбе с преступностью. Социальная необходимость довольно широкого использования наказания в сфере борьбы с преступностью определяется тем обстоятельством, что в настоящее время преступность представляет собой угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 75.85 Кб (Скачать файл)

Анализ наказаний, не связанных с лишением или ограничением свободы начнем с общественных работы. Общественные работы (ст. 49 УК) заключаются в выполнении осужденным бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающими применением общественных работ.

Поскольку труд в данном виде наказания носит принудительный характер, его еще называют обязательными работами. Как правило, осужденный выполняет неквалифицированные подсобные работы (уборка территорий или объектов, работы по благоустройству и т.п.), конкретный вид которых определяется местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями [1, с. 453 - 454].

Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Осужденными, обучающимися в учреждениях образования либо имеющими постоянное место работы, общественные работы отбываются не свыше четырех часов в день в свободное от учебы или основной работы время. Осужденными, не обучающимися в учреждениях образования и не имеющими постоянного места работы, общественные работы с их согласия могут отбываться свыше четырех, но не более восьми часов в день.

По усмотрению суда общественные работы могут назначаться и в качестве дополнительного наказания к штрафу или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Общественные работы не могут быть назначены:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

3) беременным женщинам;

4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалидам I и II группы;

6) военнослужащим;

7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства;

8) лицам, больным активной формой туберкулеза.

В случае возникновения в период отбывания лицом общественных работ одного из перечисленных обстоятельств, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания.

В случае, если приговоренный к общественным работам злостно уклоняется от отбывания наказания, он привлекается к уголовной ответственности по ст. 419 УК и может быть наказан арестом на срок до трех месяцев.

Штраф (ст. 50 УК) – денежное взыскание, назначаемое судом в случаях, установленных УК. Размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин. При этом размер штрафа, назначаемого лицу за совершенное им преступление, предусмотренное содержащей административную преюдицию статьей Особенной части УК, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке.

Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение тридцати дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным исполнителем принудительно, в том числе и путем обращения взыскания на имущество осужденного [8, с. 138].

В случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами в соответствии со статьей 49 УК.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 51 УК) состоит в запрещении лицу в течение определенного срока:

  • работать на какой-либо конкретной должности в учреждениях, организациях или на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Этот запрет распространяется не только на прежнее место работы, но и на любое иное;
  • осуществлять какой-либо конкретный вид деятельности [1, с. 455].

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено судом в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет.

Санкции статей Особенной части УК, указывая данное наказание, не предусматривают его минимальные и максимальные сроки. Конкретный срок определяется судом в соответствии со ст. 51 УК.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания может назначаться судом и в случае, когда этот вид наказания не предусмотрен в статье Особенной части УК, если, исходя из характера совершенного лицом преступления, связанного с занимаемой должностью или с занятием определенной деятельностью, суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может назначаться в качестве дополнительного наказания к общественным работам и штрафу.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания, дополнительного наказания к исправительным работам, ограничению по военной службе, при отсрочке исполнения наказания и условном неприменении наказания, если исполнение дополнительного наказания не отсрочено, срок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется со дня вступления приговора суда в законную силу. При назначении этого наказания в качестве дополнительного к аресту, ограничению свободы или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания осужденным основного наказания и сверх того – на срок, установленный приговором.

На основании приговора суда администрация обязана уволить осужденного с должности, а имеющиеся у него лицензии на занятие определенной деятельностью аннулируются.

Нарушение самим осужденным запрета занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью влечет уголовную ответственность по ст. 417 УК, а неисполнение приговора суда соответствующими должностными лицами − по ст. 423 УК.

Исправительные работы (ст. 52 УК) как вид наказания заключаются в ущемлении имущественных прав осужденного путем удержания в доход государства части его заработка в течение определенного судом срока.

Исправительные работы устанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. Из заработка по основному месту работы осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно.

Исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. Если осужденный к исправительным работам к моменту вступления приговора в законную силу не работает, ему предлагается устроиться на работу в пятнадцатидневный срок по собственному желанию. Если осужденный не устроился на работу по истечении указанного срока, он направляется в управление по труду, занятости и социальной защите и трудоустраивается ею в приоритетном порядке. В этом случае осужденный к исправительным работам не вправе отказываться от предложенной ему работы по месту жительства или повышения квалификации, переподготовки [1, с. 457].

Исправительные работы не могут быть назначены:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте свыше шестидесяти лет;

3) беременным женщинам;

4) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

5) инвалидам I и II группы;

6) военнослужащим и резервистам;

7) иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства;

8) лицам, больным активной формой туберкулеза, не имеющим постоянного места работы.

Вместо исправительных работ назначается ограничение по военной службе:

1) офицерам;

2) иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Военнослужащим срочной военной службы, а также резервистам вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев.

В случае возникновения в период отбывания лицом исправительных работ обстоятельств, препятствующих назначению исправительных работ, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Если осужденный злостно уклоняется от отбывания наказания в виде исправительных работ, то он привлекается к уголовной ответственности по ст. 416 УК.

Ограничение по военной службе (ст. 53 УК) как наказание имеет две составляющие:

  • ущемление имущественных прав осужденного путем удержания в доход государства части его денежного содержания в течение определенного судом срока;
  • служебные ограничения [1, с. 459].

Ограничение по военной службе назначается офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК за совершение воинских преступлений, а также вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления.

Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе не может быть назначено:

1) лицам, имеющим выслугу лет для назначения пенсии, либо достигшим предельного возраста состояния на военной службе, либо имеющим право на увольнение по состоянию здоровья;

2) беременным женщинам;

3) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

В случае возникновения в период отбывания лицом наказания в виде ограничения по военной службе обстоятельств, препятствующих назначению этого наказания, а также других обстоятельств, являющихся основанием для увольнения с военной службы в соответствии с законодательством, суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменяет неотбытую часть наказания на более мягкое наказание.

Во все времена не прекращались споры о том, вправе ли человек отнимать в наказание жизнь другого человека.

Отмена смертной казни − одна из проблем, разрешение которой осуществляется в различных странах далеко не однозначно. Каждая страна приходит к отмене этого наказания своим путем, причем для выработки такого решения нередко требуется весьма длительное время.

Не исключены и обратные процессы, когда принятое решение затем отменяется и смертная казнь восстанавливается. Так было, например, в США, где в 1972 г. смертная казнь была признана неконституционной, затем восстановлена в 38 штатах. Смертная казнь отменялась, восстанавливалась и снова отменялась в Италии. Четырежды это наказание отменялось, а затем вновь вводилось в России, а затем и в СССР.

Опыт указанных государств в этой части имеет большое значение для Республики Беларусь, развитие которой имеет много общего с развитием этих государств.

Вместе с тем пример европейских государств не воспринят еще многими странами. Достаточно отметить, что это наказание применяется в большинстве штатов США, а также государств азиатского и африканского континентов. Например, в Уголовном кодексе Китайской Народной Республики смертная казнь не только сохранена, но и предусматривается за чрезвычайно широкий круг (более 70) преступлений. При этом многие преступления, за которые возможно применение высшей меры наказания, не связаны с причинением смерти или иного насилия человеку (контрабанда, грабеж, хищение государственного или частного имущества и др.).

Вместе с тем, как отмечают исследователи, даже в США, где количество смертных приговоров исчислялось сотнями и тысячами, в последние годы ощутимо заметна тенденция к существенному их уменьшению: за последние пять лет число смертных приговоров, выносимых ежегодно в США, сократилось на 60 %. На таком скачке сказалось резко изменившееся отношение к смертной казни среди законодателей штатов, членов жюри присяжных заседателей, обвинителей и даже родственников потерпевших, которые ныне предпочитают альтернативную меру в виде пожизненного лишения свободы без права на досрочное освобождение.

Если же говорить о Республике Беларусь, то все меры, последовательно предпринимаемые государством, свидетельствуют о том, что она идет по европейскому пути, хотя на сегодняшний день среди европейских государств это единственная страна, где смертная казнь еще сохранена в законодательстве и применяется на практике (хотя и в максимально ограниченном объеме).

Смертная казнь допускается лишь за совершение особо тяжких преступлений, сопряженных с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.

Наряду с этим еще более расширен круг лиц, в отношении которых данное наказание не может быть применено, путем включения в него мужчин, достигших ко дню постановления приговора 65 лет.

Таким образом, сама судебная практика фактически иллюстрирует стремление к мораторию на смертную казнь, относясь весьма осторожно к использованию и такого исключительного наказания, как пожизненное заключение.

Информация о работе Построения системы и видов наказаний