Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 17:36, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития нашего общества уголовное наказание, являясь одной из мер государственного принуждения, призвано играть немалую роль в борьбе с преступностью. Социальная необходимость довольно широкого использования наказания в сфере борьбы с преступностью определяется тем обстоятельством, что в настоящее время преступность представляет собой угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности.
В Республике Беларуси смертная казнь пока сохраняется. Конституцией нашей страны смертная казнь за отдельные преступления определена как временная мера. В УК Республики Беларусь, принятом 9 июля 1999 г. и введенном в действие с 1 января 2001 г., сфера возможного применения смертной казни сокращена более чем в два раза. Список преступлений, за которые судом может быть назначена смертная казнь как исключительная мера наказания, ограничен 14 статьями УК, из которых 2 статьи применяются только в военное время. Так, в частности, к числу преступлений, за которые может быть назначена в качестве исключительной меры наказания смертная казнь, отнесены:
Ни за какие другие преступления, предусмотренные УК, смертная казнь не может быть назначена. Кроме того, она не применяется к лицам моложе 18 лет, женщинам, а также мужчинам старше 65 лет. Смертью у нас не наказывается ни одно экономическое преступление. Характерно, что практически все смертные приговоры, вынесенные белорусскими судами, - за умышленное лишение жизни при отягчающих обстоятельствах.
Кроме того, сейчас санкции всех статей УК, предусматривающих возможность вынесения смертного приговора, допускают выбор судом наказания в виде либо смертной казни, либо пожизненного лишения свободы, либо лишения свободы. Таким образом, суд не обязан назначать смертную казнь. Суды в нашей стране, как и в других цивилизованных странах, независимы и подчиняются только закону. Кроме того, сейчас санкции всех статей УК, предусматривающих возможность вынесения смертного приговора, допускают выбор судом наказания в виде либо смертной казни, либо пожизненного лишения свободы, либо лишения свободы. Таким образом, суд не обязан назначать смертную казнь. Суды в нашей стране, как и в других цивилизованных странах, независимы и подчиняются только закону.
Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь к ведению Президента Республики Беларусь относится осуществление помилования лиц, осужденных судами Республики Беларусь, а также судами иностранных государств и отбывающих наказание на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь либо на основе принципа взаимности. Помилование осуществляется по личным ходатайствам осужденных. Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с ходатайством о помиловании к Президенту Республики Беларусь в течение десяти суток со дня вручения им копии приговора или кассационного определения. Если осужденный к смертной казни не подаст в указанный срок ходатайство о помиловании либо заявит о своем нежелании обращаться с таким ходатайством, об этом составляется акт с соблюдением установленных правил. Ходатайство или акт направляется Президенту Республики Беларусь не позднее трехдневного срока со дня приема ходатайства от осужденного или составления акта. Исполнение приговора в отношении лица, осужденного к смертной казни, приостанавливается до рассмотрения ходатайства о помиловании или материалов об отказе от подачи ходатайства. Решения о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни принимаются в форме указов Президента Республики Беларусь [14, п. 1].
Указы Президента Республики Беларусь о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании направляются к исполнению в отношении лиц, осужденных к смертной казни, в Верховный Суд.
Развитие уголовного законодательства Республики Беларусь, регулирующего применение смертной казни, свидетельствует о том, что оно имеет тенденцию к сокращению использования этого наказания, что предопределяет перспективу соответствующих действий государства по выработке негативного отношения к данному наказанию. О такой же тенденции свидетельствует и судебная практика. Во-первых, смертная казнь на протяжении десятков лет применяется только за умышленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах. Во-вторых, если до 1999 г. включительно осужденных к смертной казни ежегодно насчитывались десятки, то начиная с 2000 г. это уже. Отметим также, что среднее количество осуждаемых ежегодно лиц за совершение убийства при отягчающих обстоятельствах составляет 450 - 460 человек. При этом большинство из них осуждается не к пожизненному заключению как альтернативной смертной казни мере, и к лишению свободы на различные сроки, в том числе и на срок до 25 лет. Оба исключительных наказания составляют незначительный удельный вес в практике применения наказания за особо тяжкие преступления, совершенные при отягчающих обстоятельствах.
Следует отметить, что вопросы применения смертной казни рассматривались Конституционным судом нашей страны и в 2004 году его решение было оглашено. Суд обнаружил несоответствие ряда статей Уголовного кодекса Конституции и счел, что отмена смертной казни или, в качестве первого шага, введение моратория на смертную казнь может быть осуществлено главой государства или парламентом. Особо Конституционный суд подчеркнул, что одной из причин сохранения смертной казни в нашей стране стал референдум 1996 года, во время которого на вопрос о необходимости сохранения смертной казни 88,44 % населения страны ответило утвердительно. Процесс выработки отношения нашего государства к смертной казни, адекватного подходам стран Европы, демонстрирует не только развитие законодательства и практики в Беларуси. Достаточно отметить, что вопрос о смертной казни выносился на республиканский референдум, проведенный в ноябре 1996 г., что в республике периодически проводятся международные конференции и семинары по данному вопросу, постоянно отслеживается общественное мнение с помощью средств массовой информации. Серьезным шагом в продвижении по пути к решению этой проблемы явились проведенные в мае 2002 г. парламентские слушания о смертной казни, организованные Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, по итогам которых были приняты Рекомендации. Большое значение в определении подходов к выработке отношения к смертной казни имело рассмотрение ее в Конституционном Суде Республики Беларусь. Возбуждение дела инициировала Палата представителей Национального собрания, обратившаяся в Конституционный Суд с просьбой проверить конституционность положений УК Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни. В своем Заключении, принятом 11 марта 2004 г., Конституционный Суд сделал акцент на сопоставлении положений Конституции Республики Беларусь, а также международно-правовых актов, ратифицированных нашим государством, и норм УК. В статье 24 Конституции, принятой 15 марта 1994 г., предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда. Данная норма Конституции впервые в Республике Беларусь закрепила неотъемлемое право каждого человека на жизнь и обязанность государства обеспечивать защиту человеческой жизни от любых противоправных посягательств. В целях обеспечения защиты права человека на жизнь законодатель допустил применение наказания в виде смертной казни, указав одновременно на его исключительный и временный характер. Таким образом, в Конституции установлена возможность применения смертной казни. И в этой части национальное уголовное законодательство не может быть признано противоречащим Основному закону. Не противоречит оно и международно-правовым актам, подписанным и ратифицированным Республикой Беларусь, которая, как следует из статьи 8 Конституции, признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [15].
Развитие уголовного законодательства Республики Беларусь, регулирующего применение смертной казни, свидетельствует о том, что оно имеет тенденцию к сокращению использования этого наказания, что предопределяет перспективу соответствующих действий государства по выработке негативного отношения к данному наказанию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В уголовном законодательстве Республики Беларусь в достаточной степени проработана и определена система основных и дополнительных наказаний, применяемых по приговору суда к лицу, осуждённому за преступление и заключающихся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осуждённого. Закреплены правовые нормы, регулирующие назначение существующих видов наказания и порядок их исполнения.
В данной работе была изучена действующая система наказания, проведен сравнительно-правовой анализ различных видов наказания. Каждый вид наказания, предусмотренный действующим уголовным законом, был рассмотрен в отдельном небольшом исследовании, дано его определение, указаны те нормы, которые образуют институт правовых норм, связанных с его регламентацией.
Таким образом, система наказаний по УК Республики Беларусь включает в себя 12 его видов, чем резко отличается от системы наказаний европейских государств (там в виде основного наказания обычно предусматривается только лишение свободы и штраф). В связи с этим вряд ли совершенствование отечественной системы наказаний предполагает «изобретение» новых видов наказания. Направление развития заключается в другом: в оптимальном использовании резервов, заложенных в уголовно-правовых нормах, совершенствовании уголовно-правового и социального содержания входящих в систему видов наказаний, а также их назначения и исполнения. В настоящее время позиция, которую разделяет большинство практиков и теоретиков-правоведов состоит в следующем: наказание должно быть индивидуализировано. Это следует понимать, прежде всего, таким образом, что если возможно исправление личности осужденного без применения мер, связанных с лишением свободы, то необходимо использовать более гуманные виды наказания. Современные уголовно-правовые санкции предоставляют судебным органам широкие возможности по применению таких видов наказания как штраф, исправительные работы и общественные работы за преступления не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления. В соответствии с Концепцией совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, утверждённой Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2010 г. № 672, предусмотрена поэтапная, до 2015 года, реализация комплекса организационно-практических, законодательных и иных мероприятий государственными органами:
Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод, что на самом деле нет необходимости кардинально менять нормы, касающиеся наказания, т.к. перечень имеющихся наказаний вполне исчерпывающий, нужно лишь уточнить некоторые нюансы, а судьям предельно тщательно подходить к назначению наказания конкретному преступнику. Система требует совершенствования и приведения в полное соответствие с международными принципами и нормами. В первую очередь для системы наказаний в Республике Беларусь необходимо совершенствование самой системы исполнения наказаний, создание условий, при которых осужденные помещались в условия, именно перевоспитывающие их, а не развивающие их преступные навыки, или, того хуже, ущемляющие их физический и нравственный уровень. Необходимо прибегать к более широкому применению средств материального воздействия на лиц, совершивших преступления, оптимизации сроков наказания в виде лишения свободы в целях восприятия этого наказания обществом, потерпевшим и осужденным как достаточного и справедливого, дальнейшему расширению применения альтернативных лишению свободы видов наказаний и иных мер уголовной ответственности. Однако на данном этапе система наказаний в целом должна быть оценена как соответствующая указанным целям и задачам уголовной политики страны на современном этапе и направленная на достижение целей социальной политики государства.
Развитие уголовного законодательства Республики Беларусь, регулирующего применение смертной казни, свидетельствует о том, что оно имеет тенденцию к сокращению использования этого наказания, что предопределяет перспективу соответствующих действий государства по выработке негативного отношения к данному наказанию.