Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:08, контрольная работа
Основной целью контрольной работы является исследование судебной формы защиты прав и охраняемых интересов граждан как основной из существующих форм защиты.
В соответствии с данной целью в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан.
2. Дать характеристику судебной системы как механизма, непосредственно обеспечивающего судебную защиту прав и законных интересов граждан.
3. Определить сущность правосудия по гражданским делам.
4. Исследовать иск как средство судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.
5. Рассмотреть стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан.
1. Введение……………………………………………………………..2
2. Понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан……………………………………….4
3. Судебная система как механизм, обеспечивающий судебную защиту прав и законных интересов граждан………………………6
4. Сущность правосудия по гражданским делам………………….....9
5. Иск как средство судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов…………………………………...12
6. Стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан……………………………………………………………...15
7. Заключение…………………………………………………………20
8. Список литературы….……………………………………………..21
Содержание
Введение
Судебная защита прав, свобод
и законных и интересов является
важнейшей юридической
Право на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.
Защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданских споров рассматривается судами общей юрисдикции. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. В качестве средств судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой.
Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что обеспечение конституционного права граждан на судебную защиту во многом зависит от эффективности деятельности судов, от реальности доступа к правосудию тех лиц, чьи права нарушены и/или оспорены.
Эффективность правосудия зависит от многих факторов. Один из них состоит в вынесении правильных, т.е. законных и обоснованных, справедливых и разумных судебных решений и других судебных актов. Подтверждением признания решения сторонами может быть добровольное его исполнение.
Высокая эффективность судебных решений очень важна не только для спорящих сторон, но и для государства и общества. Законные и обоснованные, справедливые и разумные судебные решения способствуют формированию надлежащего правопорядка в стране, определяют дальнейшее поведение в экономических отношениях, участвовавших в судебном разбирательстве лиц.
Основной целью контрольной работы является исследование судебной формы защиты прав и охраняемых интересов граждан как основной из существующих форм защиты.
В соответствии с данной целью в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан.
2. Дать характеристику судебной системы как механизма, непосредственно обеспечивающего судебную защиту прав и законных интересов граждан.
3. Определить сущность правосудия по гражданским делам.
4. Исследовать иск как средство судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.
5. Рассмотреть стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан.
Понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан
В соответствии со статьями 2, 45, 46 Конституции РФ, гражданам России гарантируется право на судебную защиту от неправомерных действий (бездействий) органов исполнительной власти, должностных лиц. Реализация конституционного права на судебную защиту происходит посредством судебной власти1.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.2
Анализ главы 7 Конституции
РФ позволяет сделать вывод, что судебную
власть осуществляют в России Конституционный
Суд Российской Федерации, а также система
общих и арбитражных судов, действующая
в национально-государственных и административно-
Конституционный Суд Российской Федерации — высший орган судебной власти по защите конституционного строя.
Включение в судебную систему арбитражных судов, созданных вместо ранее существовавших несудебных органов, расширило сферу правосудия по гражданским делам, поскольку к их компетенции отнесено разрешение экономических споров и иных дел3.
Задачами арбитражного судопроизводства
являются защита нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов юридических
лиц и граждан в сфере
Компетенция арбитражных судов по рассмотрению и разрешению дел установлена статьёй 22 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами Федерации.
Таким образом, законодательство об арбитражном суде применяет термин «экономические споры» как равнозначный понятию «споры, вытекающие из гражданских правоотношений», что позволяет включить арбитражный процесс в систему гражданского судопроизводства.
Сопоставление статьи 22 АПК со статьёй 25 ГПК и другими законами, определяющими подведомственность гражданских дел общему или арбитражному суду, показывает, что разграничение подведомственности между ними проводится в отношении споров, возникающих из гражданских правоотношений, и в сфере управления в основном по субъектному составу и их предпринимательской деятельности5.
Судебная система как
Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.
Независимое и беспристрастное
разрешение судами споров является одним
из условий обеспечения
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной» отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.
Российская Федерация 28 февраля 1996 г. подписала Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», ратифицированную Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, вступившую в силу для России 5 мая 1998 г., статья 13 которой предусматривает, что «каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве».
Из буквального толкования статьи 13 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» не следует, что эффективное средство защиты в государственном органе подразумевает исключительно возможность судебного обжалования, т.е. под «государственным органом» должен пониматься обязательно суд.
Тем не менее, полномочия и процессуальные гарантии, которыми обладает государственный орган, важны при определении того, представлял ли он эффективное средство правовой защиты. Необходимо отметить, что в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указано, что Российская Федерация как участник Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции.
В российской правовой системе именно судебные органы отвечают требованиям, установленным Конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» и Европейским судом по правам человека, для «государственного органа», имеющего «полномочия и процессуальные гарантии» и обеспечивающего «эффективную защиту».
Согласно статьям 10 и 11 Конституции России суды Российской Федерации осуществляют судебную государственную власть, т.е. являются «государственными органами». В соответствии со статьями 7 - 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суд предоставляет гражданам необходимые «процессуальные гарантии» для обеспечения правосудия, а в силу статей 5, 11 - 16 того же Закона, при назначении судей, а также при осуществлении ими своей деятельности обеспечиваются необходимые гарантии их независимости и беспристрастности.
Статья 6 Закона N 1-ФКЗ в
совокупности с другими правовыми
актами, устанавливающими обязательность
судебных постановлений и
В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2011 годы.6
Основной целью данной программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан.
Сущность правосудия по гражданским делам
Право гражданина на обжалование неправомерных действий органов власти относится к одному из основополагающих и общепризнанных прав человека. Отсутствие этого права или действенного механизма его реализации во многом обесценивает остальные права и свободы человека. Судебные механизмы восстановления нарушенных прав человека являются неотъемлемой частью правового гражданского общества.
Указанное право содержится в статье 46 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Конституционная формулировка этого права звучит следующим образом: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде».
Правосудие по гражданским
делам, подведомственным судам общей
юрисдикции, осуществляется только этими
судами по правилам, установленным
законодательством о
Другие органы, третейские суды могут разрешать споры, но не могут осуществлять правосудие, используя гражданско-процессуальную форму. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Законом «О судебной системе», не допускается.
Правосудие является наиболее эффективным правовым механизмом в охране прав и интересов граждан. Суд, в ряду других государственных органов, выполняющих правоохранительную деятельность, занимает центральное место.
Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:
1) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом;
2) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение его решения;
3) решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд7.
Таким образом, право на судебную защиту как одно из особо гарантированных конституционных прав, предоставляет гражданам широкую возможность обращения к органам государства за защитой нарушенного (оспариваемого) права и охраняемого законом интереса. Государство, тем самым, как бы опосредует интерес гражданина, субъекта, который обращается за защитой как свой собственный интерес.
Деятельность суда по защите субъективных прав и законных интересов граждан — правосудие, осуществляется путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел, а также применения в случае необходимости предусмотренных законом мер принуждения. В этом проявляется судебная власть как одна из самостоятельных ветвей государственной власти в Российской Федерации8.
В соответствии с Конституцией РФ, правосудие осуществляется только судом и в полном соответствии с законом. Никто, кроме суда, избранного в установленном законом порядке, не вправе разрешать дела, отнесенные к исключительной компетенции суда.
В связи с изменениями, внесенными в судебную систему России, возникает вопрос, какие суды осуществляют правосудие по гражданским делам и, что включается в понятие «гражданские дела»9.
Информация о работе Право граждан на судебную защиту их прав, свобод и законных интересов