Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 23:46, контрольная работа
Уголовно-исполнительное законодательство не только достаточно полно раскрывает содержание прав и обязанностей осужденных, но и отводит существенное место мерам, гарантиям их полной реализации.
В качестве одного из прав осужденных выступает право на прогулки осужденных к лишению свободы. Это право регламентирует статья 93 уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером). Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону.
Условия отбывания наказания в виде ареста. Осужденным запрещено передвижение без конвоя. Они пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетние осужденные — не менее полутора часов. Прогулка осужденных осуществляется в специально оборудованном для этих целей месте и исключает возможность общения осужденных с посторонними лицами.[4]
Интересно было изучить судебную практику. Хотя на первый взгляд кажется, что в таком вопросе, как прогулки осужденных к лишению свободы, не должно возникнуть споров. Однако существует гражданское дело (№ 2-3466/2014 ~ М-2660/2014) по заявлению Иванова Эдуарда Андреевича о признании действий администрации исправительного учреждения незаконными. Состоялось открытое судебное заседание по данному делу, в следствии которого принято решение от 23 апреля 2014 года Петрозаводским городским судом (Республика Карелия) в составе председательствующего судьи М.Н.Картавых. [9]
Суд установил:
«Иванов Э.А. обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с заявлением от 21 марта 2014 в котором просит признать незаконными действия Администрации ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК, выразившиеся в том, что в период нахождения заявителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора) указанного исправительного учреждения, проводились принудительные прогулки, освобождение от которых могло быть только по медицинским показаниям. Принуждение к прогулкам Иванов Э.А. полагает незаконным, так как меры принуждения могут быть применены только на основании закона (ч. 2 ст. 12 УИК РФ Основные права осужденных: Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона), а право на ежедневную прогулку в течение 1 часа реализуется по выбору осужденного».
В судебном заседании Иванов Э.А. не участвовал.
«Представитель ФКУ ИК №9 УФСИН России по РК Герасимова О.Е., действующая на основании доверенности, полагала заявление не подлежащим удовлетворению.
Заслушав представителя ФКУ ИК №9 УФСИН России по РК, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
На основании п.7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ.
В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель содержался в ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК. В указанный период осужденный к лишению свободы Иванов Эдуард Андреевич выводился на прогулку, а именно ДД.ММ.ГГГГ – с 10:38 до 10:53; ДД.ММ.ГГГГ – с 14:25 до 14:45: ДД.ММ.ГГГГ – с 15:40 до 15:46; ДД.ММ.ГГГГ – с 14:17 до 14:23; ДД.ММ.ГГГГ – с 13:15 до 13:30; ДД.ММ.ГГГГ – с 10:59 до 11:04.
В силу ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности, установленный порядок исполнения и отбывания наказания – режим, под которым понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ).
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции российской федерации от 3 ноября 2005 г. № 205 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Приказом Министерства юстиции российской федерации от 14 октября 2005 г. № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Статья 10 УИК РФ устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний (п.11 ст. 12 УИК РФ).
Согласно п.19 Правил от 03 ноября 2005 в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.
Право осужденных на прогулку регламентировано ст.93 УИК РФ, в соответствии с которой прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения. Прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с разделом XV Правил №189 от 14 октября 2005 подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств (п.134). Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику (п.135). На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером) (п.137). Для досрочного прекращения прогулки подозреваемые или обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения дежурного помощника, который принимает решение по существу просьбы (п.138).
Согласно пункту 4 Примечания к Приложению №4 к Правилам №205 от 03 ноября 2005 вывод осужденных на прогулку осуществляется с учетом их желания, за исключением случаев, необходимых для технического осмотра камер.
Из материалов дела усматривается, что осужденный Иванов Э.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в одиночной камере №10 ПФРСИ ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК. Согласно медицинской справки от ДД.ММ.ГГГГ Иванов Э.А. находился под наблюдением медицинских работников ПФРСИ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за медицинской помощью обращался ДД.ММ.ГГГГ, на момент осмотра патологий не выявлено. Утвержденным начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по РК распорядком дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в камерах ПФРСИ на прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером). Поскольку патологий состояния здоровья у Иванова Э.А. выявлено не было, основания для освобождения его от прогулок отсутствовали. Записями в журнале дежурного помощника за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Иванов И.Э. выводился на прогулки ежедневно, при этом прогулка прекращалась по его желанию.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Принимая во внимание указанные нормы закона, установленные по делу обстоятельства, судом не усматривается оснований для удовлетворения требований Иванова Э.А., поскольку ежедневные прогулки проводились в целях соблюдения установленного в ПФРСИ ИК№9 распорядка дня, не нарушает его права и установленные законом интересы, не влечет для него каких-либо негативных последствий. Право пользования ежедневной прогулкой обусловлено обеспечением режима в ПФРСИ, реализовывая указанное право Иванова Э.А., Администрация ПФРСИ ИК-9 одновременно исполняло императивную норму закона о проведении ежедневных прогулок».
Суд решил в удовлетворении требований Иванова Эдуарда Андреевича о признании действий администрации исправительного учреждения незаконными отказать.
В общем виде правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законные интересы). Конкретное правовое положение осужденного будет определяться в зависимости от вида наказания, личностных характеристик и их поведения во время отбывания наказания.
Предоставляемые осужденным права принято считать их субъективными правами, реализация которых должна осуществляться через корреспондирующие обязанности других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений (прежде всего в лице администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, органов государственной и исполнительной власти и местного самоуправления и др.). [8]
Статья 93 УИК РФ «Прогулки осужденных к лишению свободы» регламентирует право осужденных на прогулку, направленное на охрану их здоровья. Причем это право носит абсолютный характер, его реализация не связывается с какими-либо предварительными условиями, и надзирающие и контролирующие органы следят за неукоснительным соблюдением данных прав осужденных. Подавляющее большинство прав осужденных носит именно такой характер, поэтому их реализация не вызывает особых затруднений на практике.
К осужденным к лишению свободы могут применяться меры поощрения, в том числе увеличение времени прогулки осужденным.
Важнейшим элементом правового статуса осужденных выступают их обязанности, которые им законодательно предписывается неукоснительно выполнять. Речь, прежде всего, идет о выполнении обязанностей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Обязанности осужденных сформулированы и закреплены в действующих нормативных правовых актах. В частности, прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Совокупность прав, законных интересов и обязанностей и составляет содержание правового статуса осужденных. Конкретное содержание права на прогулки осужденных к лишению свободы мы рассмотрели в данной контрольной работе.
Информация о работе Право на прогулки осужденных к лишению свободы