Правое регулирование режима исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества, понимается установленный законом и соответствующими нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий. Поскольку понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины, то они будут рассматриваться применительно к лишению свободы на определенный срок.

Содержание работы

Правое регулирование режима исполнения наказаний, связанных
с изоляцией от общества……………………………………………………………3
Порядок исполнения наказания в виде лишения заниматься
определенной деятельностью (или занимать определенную должность)……....19
Список используемой литературы…………………………………………………22

Файлы: 1 файл

УИП.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

  1. Правое регулирование режима исполнения наказаний, связанных

 с изоляцией  от общества……………………………………………………………3

  1. Порядок исполнения наказания в виде лишения заниматься

определенной деятельностью (или занимать определенную должность)……....19

Список используемой литературы…………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правое регулирование режима исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества

Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией  от общества, понимается установленный  законом и соответствующими нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий. Поскольку понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины, то они будут рассматриваться применительно к лишению свободы на определенный срок.

Значение законодательного определения режима состоит в  том, что оно четко обозначает его правовые основы, содержание и  признаки, а также основные требования, предъявляемые к его организации. Оно связывает такие категории уголовно-исполнительного права, как порядок и условия исполнения и отбывания наказания (ч. 2 ст. 9, ч. 1 ст. 82 УИК РФ), определяет его место в системе средств исправления осужденных, а также круг субъектов и участников правоотношений, связанных с исполнением данного вида наказания.

Принципиальным является положение, сформулированное в ч. 1 ст. 82 УИК РФ, о том, что режим в  местах лишения свободы устанавливается  федеральным законом, иные нормативные правовые акты, определяющие те или иные элементы режима, должны соответствовать Уголовно-исполнительному кодексу. Это положение предопределяет иерархию норм, регулирующих режим, их соподчиненность, устанавливает компетенцию соответствующих органов по принятию нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима (см. ч. 3 ст. 82, ч. 4 ст. 82, ч. 6 ст. 82, ч. 7 ст. 82, ч. 3 ст. 83, ч. 2 ст. 84, ч. 2 ст. 86 УИК РФ и др.).

Режим выражает сущность и содержание наказания, поскольку  в нем осуществляется кара, то есть совокупность применяемых к осужденным мер принуждения и правоограничений. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания. Нормы режима обеспечивают порядок реализации правоограничений, прав и обязанностей соответствующих субъектов и участников процесса исполнения и отбывания наказания1.

Таким образом, в сферу  воздействия режима лишения свободы  включены: осужденные, отбывающие указанный вид наказания; администрация исправительных учреждений; администрация организации, где работают осужденные; представители Общественных объединений, участвующие в исправлении осужденных и осуществляющие контроль за исправительными учреждениями; должностные лица государственных учреждений, посещающие эти учреждения и участвующие в уголовно-исполнительном процессе; граждане, находящиеся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.

Важное правовое значение имеет территориальная сфера  действия режимных правил. Согласно ч. 6 ст. 82 УИК РФ, их действие распространяется на прилегающие к исправительному учреждению территории, на которых установлены режимные требования: На этих территориях администрация вправе производить досмотр лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы. Кроме того, УИК РФ допускает предоставление осужденным длительного свидания с проживанием вне территории колонии (ч. 1 ст. 89), права проживания за пределами колонии при переводе на облегченные условия (ч. 2 ст. 123) и льготные условия в воспитательных колониях (ч. 3 ст. 133). При проживании осужденных за пределами исправительных учреждений на них также распространяется ряд режимных требований.

Таким образом, правила  режима необходимо разделять не только по субъектам воздействия, но и по действию в пространстве.

Согласно ч. 2 ст. 82 УИК  РФ, режим создает условия для  применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как порядок привлечения их к труду, воспитательным мероприятиям, общеобразовательному обучению и профессиональной подготовке. В правилах режима содержатся также нормы, определяющие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных.

Имеют самостоятельное  значение нормы режима, регламентирующие предупреждение преступлений и иных правонарушений как со стороны осужденных во время отбывания ими наказания, так и иных лиц. Они включают в  себя правила охраны и надзора  за осужденными, применения мер безопасности, проведения различных профилактических мероприятий.

Функции режима. Нормы  режима лишения свободы (с точки  зрения их содержания) направлены на обеспечение  реализации следующих его функций: карательной, воспитательной, обеспечивающей, социального контроля (профилактической)2.

Карательная функция  реализуется путем установления различных правоограничений осужденным в процессе отбывания наказания. Они охватывают прежде всего сферу их субъективных прав, свобод и законных интересов, определяемую изоляцией от общества. Это в первую очередь касается социальных связей осужденных (свиданий, получения посылок, передач, бандеролей, телефонных разговоров и т. д.). Однако эти правоограничения не всеохватывающие, так как не вторгаются во все их субъективные права (например, имущественные, семейные, трудовые), но вместе с тем определяют специфику их реализации (например, права, обеспечивающие свободу совести осужденных, право на информацию).

Карательная функция  реализуется путем изоляции осужденных от общества, которая состоит в том, что они находятся под охраной, передвигаются под конвоем. Не допускается общение осужденных вне установленных правил с лицами, находящимися на свободе. Поэтому им запрещено нарушать границы жилых и производственных объектов, выходить без разрешения администрации за пределы изолированных участков. Не является целью духовная изоляция, а физическая изоляция осужденных носит относительный характер. Осужденным предоставляются свидания и телефонные переговоры, выезды за пределы мест лишения свободы, они ведут переписку. Степень изоляции осужденных существенно снижается в связи с доступностью пользования средствами массовой информации, что обеспечивает постоянное духовное воздействие общества на осужденных с целью возвращения их к полезной деятельности.

Воспитательная функция  режима осуществляется несколькими  способами. Во-первых, путем реализации кары, поскольку разумное принуждение воспитывает человека, приучает его к дисциплине, соблюдению правил отбывания наказания. Комплекс правоограничительных и правоусганавливаю-щих мер, в которых выражается кара, формирует дисциплину воздержания, понуждает осужденных к общественно полезному поведению, к правопослу-шанию. Во-вторых, воспитательная функция осуществляется путем установления и реализации правил поведения, не являющихся по своей природе карательными. Так, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливаются правила поведения осужденных во время работы и отдыха, которые, в частности, включают требование бережно относиться к имуществу, добросовестно - к труду и учебе, быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками исправительных учреждений, содержать в чистоте жилые и служебные помещения, рабочие места, одежду, соблюдать правила личной гигиены и т. д. В-третьих, воспитательная функция осуществляется путем создания необходимых правовых мер, содействующих успешному применению средств исправительного воздействия3.

Обеспечивающая функция  режима представляет собой правовую базу для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления носит принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы.

Если карательная и  воспитательная функции режима касаются только осужденных, то обеспечивающая функция направлена и на других субъектов, в частности граждан, находящихся на территории и объектах исправительных учреждений, а также территориях, прилегающих к ним.

Функция социального  контроля (профилактическая) направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительных учреждений и прилегающих к ним территориях. Она сложна и многообразна.

Применительно к осужденным функция социального контроля распространяется на трудовую сферу деятельности осужденного, на поведение в быту, общественных местах. Основные формы такого контроля - государственный надзор за осужденными, установление специальных правил в период отбывания наказания. Социальный контроль включает оценку поведения осужденных на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже режим отбывания наказания, тем интенсивнее реализуется социально-контрольная функция.

Применительно к иным гражданам, находящимся в исправительных учреждениях, на его объектах, а также на прилегающих к нему территориях, социально-контрольные функции режима направлены на обеспечение соблюдения ими внутреннего распорядка, правил взаимоотношений с осужденными.

Функции режима лишения  свободы реализуются комплексно, они дополняют друг друга, взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

Содержание режима лишения  свободы определяется его основными  признаками и функциями и включает в себя совокупность правил, обеспечивающих или регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания данного вида наказания. Их можно условно разделить на три основные группы:

1) относящиеся к персоналу  исправительных учреждений;

2) к осужденным;

3) к иным гражданам,  находящимся в исправительных  учреждениях или на прилегающих  к ним территориях.

Правила, относящиеся  к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его обязанности и права в сфере режима. К ним относятся правила по обеспечению изоляции осужденных, безопасности, соблюдению внутреннего распорядка, реализации прав осужденных и выполнению ими своих обязанностей, предупреждению с их стороны преступлений и иных правонарушений.

Изоляция от общества означает принудительное помещение осужденного на основании вступившего в законную силу приговора суда (ст. 7 УИК РФ) в исправительные учреждения соответствующего вида, лишение его права свободного передвижения, ограничение социальных связей. Степень изоляции зависит от вида исправительного учреждения, где осужденный отбывает наказание. Максимальная изоляция от общества имеет место в тюрьмах и колониях особого режима, минимальная - в кодониях-поселениях. Степень изоляции зависит от поведение осужденного. Она может снижаться (перевод на облегченные условия, предоставление права на передвижение без конвоя или без сопровождения, проживание осужденных вне колонии, выезды за пределы мест лишения свободы) или усиливаться (водворение в штрафной и дисциплинарный изолятор, перевод в помещение камерного типа).

Внутренний распорядок в исправительных учреждениях включает в себя:

- время подъема и  отбоя, приема пищи;

- порядок личного приема  осужденных;

- правила их поведения  во время работы и отдыха;

- перечень работ и  должностей, на которых запрещается использование осужденных;

- перечень и количество  предметов и вещей, которые  они могут иметь при себе;

- порядок изъятия предметов,  запрещенных к использованию;

- правила производства  проверок, проведения свиданий, приема  и вручения осужденным посылок, передач, бандеролей и корреспонденции, а также перечень и количество продуктов питания и предметов первой необходимости, разрешаемых к продаже осужденным.

Как видно из приведенного перечня, правила, определяющие внутренний распорядок, в первую очередь адресованы администрации исправительных учреждений, поскольку она несет ответственность за состояние законности и правопорядка в этих учреждениях.

Внутренний распорядок в ИУ детализируется в Правилах внутреннего  распорядка исправительных учреждений, утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации и согласованных с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. В них подробно расписаны все элементы внутреннего распорядка, обязанности и права администраций исправительных учреждений, обязанности и права осужденных, определяются процедуры их реализации. Необходимо подчеркнуть, что Правила внутреннего распорядка не создают новые материальные нормы (это компетенция Кодекса), а формулируют процедурные правила, основная задача которых - детально регламентировать механизм реализации правовых предписаний, обеспечивающих порядок исполнения и отбывания наказания4.

Самостоятельную группу правил, обеспечивающих режим исполнения наказания и относящихся к  персоналу исправительных учреждений, составляют нормы, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных. Их можно разделить на две основные категории: профилактические и пресекающие.

Большинство норм главы 13 УИК РФ (ст. 82-86) по своему содержанию являются профилактическими. К ним относятся такие из них, в которых зафиксировано запрещение использовать в местах лишения свободы деньги и ценные вещи, приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету.

Правила по организации контроля за осужденными также направлены на профилактику среди преступлений и иных правонарушений. К ним относятся нормы, обеспечивающие надзор за осужденными, производство обысков, досмотров и цензуры корреспонденции.

Информация о работе Правое регулирование режима исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества